АВГУСТ  ЛИАНА БХАКТИ  СЕНТЯБРЬ 2005 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

Шри Радхаштами

ПРОПОВЕДЬ: 16-й Сибирский международный РАМАфон

САДХУ-САНГА: Плачьте о солнце

САДХУ-САНГА: Как объединить общину (Интервью с Чайтанья Чандрой Чараном Прабху)

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ: Матаджи Радхаштами

ПАЛОМНИЧЕСТВО: Мы должны прийти к развитию внутренних отношений с Кришной

ПАЛОМНИЧЕСТВО: Океан милости Господа

ПАМЯТИ ВАЙШНАВА: Прабху Дамир

 

 

Шри Радхаштами

 

 

Осанна Шримати Радхарани

 

Я поклоняюсь Радхе, очи чьи

Неугомонны, сладостны, блаженны;

Всегда на Шьяму светят их лучи,

Полеты трясогузок – их движенья!

Она жасмина цвет, король духов,

К Себе всегда шмеля влекущий – сердце

Царевича Шри Враджи пастухов!

Оранжерею качеств трансцендентных,

Чту Радху, кто без края и конца

Во всех вселенных сеет лавры славы

Династии любимого отца

Шри Вришабхану, раджи Шри Варшаны!

Со Шьямой и подругами играет

Шри Радха в Своем озере сакральном!

Я покланяюсь Радхе, чье лицо,

Цветущее улыбкой-Эверестом,

Смеялось над Луны Шарат венцом!

От Радхики исходят повсеместно

Русалки-волны чар красы святой;

Под взорами убийцы Агхасуры,

Которые бросает Он искрой,

В Ней будятся желания мадхурьи,

И пляшет в Радхарани Купидон!

Я поклоняюсь этой Радхарани,

В лозе-косе – плантации цветов,

Краса этой косы в соревнованьи

В хвостах павлиньих гордость усмирила,

В пух с перьями ее распотрошила!

На нежных беломраморных щеках

Алеют отпечатки губ Шри ШЬямы,

След бетеля, что млел в Его устах,

Смеялся под жемчужными зубами!

Я поклоняюсь Радхе, сердце чье –

Горнило, где горит любовь к Лалите,

Альянс с Вишакхой, крепкий как литье,

Усиливает Радхи знаменитость!

Она казна Голоки и хранит

Бесценные рубины премы к Шьяме,

Мать, кто сады святой любви родит!

Я поклоняюсь этой Радхарани,

Кто на Шри Враджа восседает троне,

Чье место – королек его короны!

Шри Радхарани – это Божество

Прославленного месяца-монарха

Шри Карттики, и Кришной на престол

Миров Она поднята… Матриархом!

А слава Радхи славится крутой,

Сгущенной чистотой, грехи уносит,

Я поклоняюсь Радхике святой,

Которая считает кончик ногтя

Хари ценнее в миллионы раз,

Чем жизнь Свою, дыханьем Своей жизни!

Она великий Гуру, Мастер, Ас,

В том, чтоб в хитросплетениях коллизий,

В интригах с Кришной, дев учить искусствам

Мадхурьи, тем их возвышая в чувствах!

Я поклоняюсь Радхике святой,

Чей гладкой кожи тон напоминает

Шафран, толченый в ступке золотой!

Кишори юную переполняют

Наплывы чувств мадхурьи, что реки.

Своей десницей Шьяма обнимает

Подругу, на чьем теле волоски

Дрожат в экстазе, радостно вздымаясь,

Так украшая блеск рдяных шелков!..

Шри Кришначандра будет тем доволен,

Кто даст Ему Шри Рупы мед стихов,

Воистину являющихся морем

Густейшей сладости Шри Радхарани;

Шьям исполняет все его желанья!

Гайа дас

 

Опять ловлю я Твой бездонный взгляд

И погружаюсь в синь печальных глаз,

Хочу понять, какой сладчайший яд,

Он пил и пил тогда из раза в раз.

 

Тогда, когда забыв весь мир,

От ожиданья Ты изнемогала,

Он вдруг являлся на любовный пир,

И, как всегда, Ты вновь Его прощала.

 

Он точно знал, что нет такой беды,

Которую принять Ты не готова,

Что уходящие Его следы

Ты по песчинке собираешь снова.

 

Боль любую приняв за награду,

То теряя, то находя,

Для Него Ты несказанно рада

Все отдать, позабыв про Себя.

 

Ни минуты не зная покоя,

Вихри чувств укрывая терпеньем,

Где взяла Ты упорство такое,

Столько сил, погруженных в

                        смиренье?!

 

Научи, как служить Ты умела,

Словно не было в сердце обид,

Словно ревность Тебя не задела,

Так беспечен казался Твой вид.

 

Просто Ты не хотела тревожить

Его счастье от встречи с Тобой.

Слезы с радостью перемножив,

Ты дарила вместе с Собой.

 

Он принимал из рук Твоих любовь,

Которую одну Ты источала.

И каждый раз Ты вновь и вновь

В разлуке с Ним безмолвно умирала.

 

Ты не ждала над Ним Своих побед

И гордостью не упивалась,

Ты просто отдала Ему весь свет

И ничего в ответ не добивалась.

 

За верность неизбывную Твою

Ты для Него единственной осталась,

Той милой Радхой, что не ценит жизнь            

                                                             Свою,

Ведь для Тебя она такая малость!..

Прия д.д.

 

 

ПРОПОВЕДЬ

 

16-й Сибирский

 

 

международный

 

 

РАМАфон

 

 

Вдохновленные удачным дебютом в прошлогоднем марафоне, преданные в нынешнем году готовились к этому событию с удвоенными силой и размахом. Еще бы, ведь намечалось участие около 15-ти тысяч марафонцев, да к тому же статус Сибирского международного марафона с каждым годом растет – по количеству участников он стал 5-ым в мире. Одним словом, надо было и нам не ударить в грязь лицом (забегая вперед, скажу, что это нам удалось в полной мере).

Как всегда, у руля «тайной подрывной миссии» стояли Гопешвара прабху и матаджи Гаураприя. Они в очередной раз не пожалели всех своих сил и средств на вдохновение и объединение преданных вокруг такой удачной возможности проповедовать славу Святого Имени Господа жителям и гостям нашего города. Если бы преданные доподлинно знали, сколько препонов в организации пришлось пройти этой благочестивой семье, сколько средств потратить и сколько ночей не спать, то они, к слову сказать, хотя бы не забывали произносить «Спасибо», получая из ее рук в подарок красивые футболки. Да, кстати, о футболках…

Это было самое первое яркое впечатление – получить из рук Гопешвары и Гаураприи красивые желтые и оранжевые футболки, нововведенные панамки тех же цветов и революционно-красные (по словам Марины Песковой) флажки с известным лозунгом. Симха Рупа Гаура прабху и матаджи Ишаприя Шачи, будучи еще в то время просто «семьей Таганов», поработали над экипировкой. Благодаря искусности их рук на футболках появились изображение Шрилы Прабхупады и наш знаменитый лозунг «Повторяй Харе Кришна и будь счастлив!»

Благодарная помощница и обязательный человек матаджи Лена Шевцева взяла на себя ответственность за организацию участников марафона и группы поддержки. Стараниями семьи-организаторов почетным гостем был приглашен Бхакти Вигьяна Госвами. Он милостиво согласился стать участником 4-х километрового забега. А музыкальный виртуоз и просто хороший человек Анандаболо Хари прабху из г. Березняки пообещал возглавить группу поддержки.

И вот наступил долгожданный день 6-го августа. Точно в назначенное время площадь у Омскпромстройбанка заполнилась желто-оранжево-красным разноцветьем вайшнавов, одним словом – «шафрановой мафией»! В этот раз преданных собралось втрое больше, чем в прошлый раз! И это было удивительно! Все выглядели как огоньки, или как солнышки, короче, как посланники духовного мира – так сияли улыбками их лица и горели на окружающем сером фоне яркие футболки, панамки и флажки. Бхакти Вигьяна Госвами был сладок как мед, он сиял втройне, источая беспрестанные улыбки.

Шикшаштака прабху с горящими глазами сообщил, что преданный из Перми, Шива Нараяна прабху, побежит аж 42 километра.

Наконец шафрановая мафия разделилась на две группы. Возглавляемые Юрой Макаровым, несущим в руках огромный развевающийся флаг с маха-лозунгом, участники забега со всенепременными Господом Чайтаньей и «Маха-мантрой-на-крыльях» двинулись к старту. А совсем немногочисленная группа поддержки отправилась к Драмтеатру, где тут же начала харинаму. Марафон стартовал!

Харинамщики, выстроившись вдоль дороги и маша марафонцам руками, пели им великую песню приветствия. Марафонцы в общей массе отвечали почти тем же: так как слов великой песни наизусть не знали, бурно выражали радость всеми известными им способами. Так, например, один немолодой дяденька подбежал к преданным и в экстазе пошел вприсядку. Затем разогнулся и побежал дальше.

А вайшнавы-марафонцы побежали проповедовать физически. Кто на автопилоте, кто забывшись в экстазе, многие преданные забыли свернуть на заветном повороте и вместо 4-х километров пробежали все 5, причем остались довольны. А некоторые сообразительные, или просто уставшие, бхакты все же где-то свернули (лучше поздно, чем никогда), и, вписавшись в необходимые 4 километра, тоже остались довольны. Бхакти Вигьяна же Махарадж, окруженный плотным кольцом любвеобильных слуг и почитателей, видимо, стремящихся защитить гуру от скверны материального мира, был вынужден скромно пройтись пешком.

Счастливое воссоединение вайшнавов произошло на площади напротив администрации Омской области. Здесь вначале тихо (без микрофонов и колонок), а затем громко (уже с ними) была устроена как всегда несанкционированная, но такая радостная («Праздник все-таки!») танцующая харинама. Во всевозможные хороводы, ручейки и змейки была вовлечена рядом стоящая и наблюдающая молодежь (и не только).

Протанцевав и пропев почти час, шафрановая мафия направилась по Красному пути в сторону храма, приветствуя по дороге участников марафона оглушительными «хариболами», боем мриданги и звоном каратал. Это выглядело весьма внушительно, и было приятно взору, так как выражало сопричастность вайшнавов жизни обычных людей. Обычные люди, то бишь марафонцы, тоже в долгу не оставались, и за неимением подручного материала (в отличие от нас) вынуждены были выражать восторг радостными телодвижениями. И когда к преданным подбежал какой-то человек и, некоторое время прыгая и танцуя, стал петь мантру, а потом побежал дальше, преданные не удивились. А оказалось, что это был тот самый Шива Нараяна прабху. К растянувшейся на несколько десятков метров колонне преданных присоединились сочувствующие и заинтересовавшиеся лица, сопровождавшие ее до самого храма. 

А в храме, и это было известно всем, всех ждал праздничный пир, приготовленный руками матаджи Шьямарани и матаджи Людмилы Нейман. Но сначала все преданные собрались в пандале, где Бхакти Вигьяна Госвами дал небольшую лекцию, а затем Гопишвара прабху и матаджи Гаураприя, отложив в сторону фото- и видео-камеры, принялись награждать участников марафона всевозможными подарками. В первую очередь награждены были дети, которых в этот раз тоже было очень много. (Причем один из подарков – игрушка «Сотовый телефон» – был странным образом желтого цвета, с поднятыми вверх лапками и с чем-то вроде шикхи на «голове»). За выдающийся вклад в организацию и проведение марафона супер-призами – CD-плеерами – были награждены Анандаболо Хари прабху и матаджи Лена Шевцева.

Закончилось действо великим почитанием прасада в кругу многочисленных вайшнавов и пришедших вместе с харинамой гостей. Харинама-санкиртана-ягья ки – джай!!!   

И что вы думаете, что это все? Как бы не так, готовьтесь! Следующая крупномасштабная акция Гаураприи и Гопешвары  - Всемирный день вегетарианства, празднуемый 19 сентября!

Сарванга Сундари д.д.

 

 

САДХУ-САНГА

 

Плачьте о солнце

 

 

Как солнце, поднимаясь утром в одном полушарии, постепенно достигает зенита, а затем садится, одновременно восходя в другом полушарии, так и Господь Кришна, уходя из одной вселенной, сразу начинает свои игры в другой. Та вселенная, в которой Он в данный момент пребывает, озарена Его трансцендентным светом; вселенная, которую Он покидает, погружается во тьму. Таким образом, нитья-лилы, вечные игры Кришны, продолжаются бесконечно.

 

Точно также в глазах садхаки все, что связано с гуру, – его облик, качества, деяния – наполнено особой красотой. Гуру для ученика подобен жизнетворящему солнцу. Мы ждем встречи со своими духовными учителями. Хорошо понимаю, что когда есть возможность получить милость личного общения, нужно ее использовать, чтобы лучше знать, понимать своего гуру, не упустить шанс служить ему и слушать его. Мое большое желание – понять эти отношения «учитель-ученик». Это подталкивает к тому, чтобы брать на себя ответственность в служении ему, к тому, чтобы учиться и учиться, наблюдая за ним в жизни.

Каждая новая встреча с моим духовным учителем для меня и праздник, и экзамен. Встреча, полная счастливой круговерти служения, когда не хочется ни спать, ни есть, когда несколько дней растягиваются до удивительных размеров, вмещая столько событий, переживаний, навсегда запечатлевшихся в сердце моментов общения с Чайтанья Чандрой Чараном Прабху.

Я стояла в фойе Центрального лектория и встречала гостей. Очень волновалась, так как в этот раз не удалось встретить своего духовного учителя на вокзале. Как же это произойдет здесь?.. все еще заходят и заходят люди… здесь тоже поклониться можно будет, только мысленно... И совершенно внезапно, прямо у меня перед глазами появляется Гаураприя, а за ней я вижу Чайтанья Чандру Чарана Прабху, уже в трех шагах. Только успеваю оправдаться, что, мол, не увидела Вас. А мой гуру отвечает, улыбаясь, восхитительно трансцендентной шуткой: «Что, такое ослепительное сияние?!»

Трансцендентное удалось ощутить уже, когда по просьбе Никунджи Нивасини приглашала новых людей на первую публичную лекцию. Первые звонка три – просто страх. Как воспримут? Август, дачи, свои дела… Но люди отвечали на приглашение по-доброму, вдохновляющее положительно, благодарили за то, что не забываем их. То же самое я потом услышала и от других преданных, тех, кто также звонил пригласить людей на встречу с Александром Хакимовым. От звонка к звонку моя уверенность и вдохновение росли, а к концу моего списка из 26-ти человек я была уже в состоянии полного подъема сил и готовности сделать для этих и многих других людей  все, чтобы в сердце каждого из них родилась вера от встречи с чистым преданным Господа.

Два вечера подряд все, кто пришел на Ленина, 10, смогли черпать из этого сокровища знания, мудрости, любви кто сколько мог. Лекции моего гуру для меня – это источник духовных сил. Особенно, если удается слушать их «вживую». В них глобальное знание и четкая структурность, основательная определенность и бережное следование сиддханте, ясная очерченность мысли. При этом – благородство, изящество и, одновременно, простота русского слова. И большое, большое желание объяснить, донести до всех и каждого высокую Истину и ответы на каждый день. В них всегда много историй из Вед и жизни преданных и непреданных. В них столько естественного юмора и богатства сопереживания тому, о ком идет речь. Вечером, после публичных лекций я разговаривала с некоторыми из своих знакомых. Люди говорили, что это по-настоящему счастливый человек. Они это поняли. Были и такие сравнения: «Лилось, как из благодатного источника!» И еще много-много восторженных, сердечных, благодарных слов.       

Утренние лекции по «Шримад-Бхагаватам» Чайтанья Чандры Чарана Прабху, обращенные к преданным – нектар чистого бхакти. Даршаны, на которых все, кто хотел, получили личную заботу и наставления. Некоторых преданных, будущих учеников нашего гуру, нужно было слегка подтолкнуть (когда он здесь, рядом, нужно бежать к нему! а не от него!) Потом благодарили.

Несколько человек в этом году обратились к Чайтанья Чандре Чарану Прабху с просьбой получать шикша-, а в будущем дикша-наставничество. Потом делились тем, что сразу почувствовали защиту.

Мое решение поехать в Новосибирск (следующий в туре по Сибири город), чтобы продлить возможность быть поблизости и помочь новосибирцам встретить своего духовного учителя, Чайтанья Чандра Прабху принял положительно.

На перроне – кришнаиты с революционно-красными марафоновскими флажками: «Повторяй Харе Кришна и будь счастлив!» Проводники спрашивали: «У вас что, фестиваль?» Это все безудержно изобретательный ум Гаураприи. Она и сама находится в постоянном экстазе, и без устали придумывает все новые и новые проповеднические акции, в которых может по желанию участвовать чуть ли не вся община. Возможность общения с Чайтанья Чандрой Чараном Прабху у нас была только благодаря им с Гопишварой прабху. Они почти не спали все эти четыре дня, чтобы все возможное и невозможное организовать для проповеди в нашем городе чистого преданного Господа Кришны.      

Впервые я из окошка вагона видела бегущих вслед за ускоряющим ход составом преданных. Это действительно очень весело выглядит. Все хохочут, флажками машут. Как маленькие. Чайтанья Чандра Прабху всегда смеется. Ради этого стоит бегать за поездом.

А наутро – Новосибирск. Как Господь Кришна, уходя из одной вселенной, сразу начинает свои игры в другой, так и наши духовные учителя, едва появившись в новой точке этой планеты, где их всегда ждут преданные, полностью отдают себя проповеди славы святого имени Господа, славы самого возвышенного из всех путей к Богу – пути Любви.

Перед лекцией в училище, где проводят программы новосибирские преданные, Чайтанья Чандра Чаран Прабху задал вопрос: «Кто сегодня в первый раз?» Подняла руку одна женщина. И лекция была дана в большей степени для нее.

Четыре трансцендентных дня новосибирской ятры. Каждое утро «Шримад-Бхагаватам», днем даршаны, вечером лекции по «Бхагавад-гите». У новосибирцев сложные времена: нет сплоченности, нет лидера, преданных в последнее время стало меньше. Но, когда приезжает гуру, все оживает, как при восходе солнца. Жанна, хозяйка дома, где остановился Чайтанья Чандра Чаран Прабху, сказала мне: «В присутствии Махараджей понимаешь, что такое жизнь в сознании Кришны. Они объединяют вокруг себя, вокруг Кришны; разговоры между преданными – только на духовные темы, все что-то делают вместе; появляется желание так жить всегда».

В одной из своих лекций Чайтанья Чандра Прабху сравнивал преданных с солнечными лучами – чем ближе к центру, к солнцу, тем ближе они между собой. Так значит – приближение к духовному учителю мы должны чувствовать через приближение к преданным.

А через четыре дня снова были проводы. Мой духовный учитель уезжал в Красноярск. Я завидовала всем красноярским преданным и чувствовала огромное удовлетворение от возможности близкого служения ему.

Плачьте о своем солнце! Благодаря вашему желанию, медитации о приезде в наш город ваших духовных учителей столько милости получат все вокруг…

Марина Пескова

 

 

САДХУ-САНГА

 

Как объединить общину

 

 

Интервью с Чайтанья Чандрой Чараном Прабху

 

 

Корр.: Чайтанья Чандра Чаран Прабху, посоветуйте, пожалуйста, как можно объединить общину, чтобы все держалось в ней не на редких активистах, а все преданные действовали как одна семья?

Чайтанья Чандра Чаран Прабху: Нужно узнать у всех преданных, что они хотят делать для Кришны. У каждого есть какие-то желания …

Корр.: Лично к каждому подходить и спрашивать?

ЧЧЧПр.: Да, абсолютно к каждому. Вот что требуется. Мы привыкли часто требовать друг от друга, но если мы попытаемся действовать так, то можем увидеть, что преданные очень искренни. Они о чем-то думают, у них, может быть, не хватает средств, чтобы практически воплотить что-то. Но можно увидеть, что кто-то хочет построить храм, кто-то – организовать FFL, кто-то – заниматься средствами массовой информации, кто-то – творческими программами, а кто-то – театром. Все это есть в каждой общине, но все это может быть непроявлено. Это и разъединяет общину. А когда я не нужен с моими желаниями, я индивидуализируюсь. Я занимаюсь своей работой, конечно, иногда прихожу, но нет полной связи с моими желаниями. Поэтому в общине нужно знать этот момент, нужно хорошо знать людей, их желания, особенно духовные желания. Не должно скрываться ни то, ни другое. Если преданные скрывают свои духовные желания и материальные желания, то возникает очень плохая атмосфера в общине. Все становится формальным: приходим, говорим формально «Харе Кришна», уходим, «Харе Кришна», и все. И наши учителя-санньяси попадают в трудное положение. Они говорят нам о духовном знании, а движение не развивается. Потому что не создана такая атмосфера, чтобы можно было бы принять это знание и воплощать, практически осуществлять его. Но что-то происходит, верно же? Что-то происходит: мы начинаем что-то понимать, у нас уже есть территория, пандал, постепенно все развивается, община приходит. Теперь нужно разобраться с личностями, которые сюда приходят и интересуются духовным знанием.

Корр.: У нас уже были такие ситуации, когда преданные хотели что-то делать, они что-то организовывали, но старшие преданные не приходили на эти мероприятия, и, более того, сказали, что это действие не под руководством, а удовлетворение чувств. И получилось так, что некоторые преданные просто обиделись, потому что их энтузиазм, их желания не были восприняты. Как сделать так, чтобы преданные действовали под руководством, но и чтобы их желания были задействованы?

ЧЧЧПр.: Поскольку есть стереотипы, то не учитываются желания других людей. Есть какие-то стереотипы стандартные, и мы их применяем. Но стереотипы и стандарты трудно применять в общине, потому что в каждой семье общины стандарты могут отличаться, у разных людей могут быть разные обстоятельства: количество здоровья, количество детей, разные условия проживания, разный финансовый уровень, разные характеры, разные отношения в семье. Понимаете? Такое разнообразие. Это не то что в ашраме брахмачари, где все просто, стандартно, ежедневно, и если не соответствуешь этому, то уходишь просто и все. Но из семьи вы не уйдете, вы должны поддерживать те стандарты, которые можете. И это нужно понимать и принимать, нельзя это отвергать. Это наивысший критерий религии, Прабхупада объясняет в комментарии к «Бхагавад-гите». Суть заключается в том, что принимается любая деятельность, которая человека приближает к Богу, любая деятельность, которая приближает человека к Богу. Например, виваха-ягья, приближает она человека к Богу или отдаляет от Бога?

Корр.: Приближает.

ЧЧЧПр.: Значит, санньяси должен рекомендовать ее, верно? Кто-то скажет – странно, санньяси живет в отречении, а проводит виваха-ягью. Но это рекомендовано в Ведах, потому что это человека приблизит к совершенству. Самому санньяси это не нужно, но другим нужно, поэтому он должен это поощрять и даже присутствовать на таких мероприятиях. И мы видим такие примеры – Индрадьюмна Свами, Радханатха Свами, Джаяпатака Свами. Им это не нужно, они санньяси, но они это делают ради людей. Также и руководство, может, они отреченные, может, им не нужны все эти шоу, но людям нужны, это их приблизит к Богу.

Поэтому отвержения не должно быть, должно быть дополнение. Старшие преданные могут прийти и сказать свое слово, поддержать инициативу, направить в духовное русло, но ни в коем случае нельзя энтузиазм прерывать. Иначе потом его очень трудно восстановить.

Корр.: Значит, объединение общины – в том, что мы даем каждому самовыразиться, проявить свой энтузиазм и инициативу…

ЧЧЧПр.: …и направляем духовно, терпеливо даем этому духовное развитие.

Корр.: Как детей, чтобы им было интересно.

ЧЧЧПр.: Да. Далеко не все, что проявят преданные, будет совершенно. Надо иметь терпение и духовное руководство.

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

 

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ

 

Матаджи Радхаштами

 

 

Сегодня наш рассказ об этой удивительной преданной. М. Радхаштами уникальна тем, что, будучи в преклонном возрасте, занимается разными видами интересной деятельности. Т.е. ее личность проявлена в том, что она, так сказать, имеет дело своей жизни, в отличие от многих молодых преданных, которые не могут понять, чему посвятить себя в этой жизни. При этом м. Радхаштами остается скромной и незаметной преданной.

Когда я, почувствовав импульс, подошла и взяла у нее интервью, я даже не осознавала до конца, почему именно у нее. А когда начала верстать номер, который посвящен Радхаштами, дню явления Шримати Радхарани, то поняла, откуда исходил этот импульс - просто Радхарани захотела прославить Свою преданную.

 

Корр.: Матаджи Радхаштами, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Сознание Кришны, что предшествовало этому, и почему Вы заинтересовались духовной жизнью?

Радхаштами д.д.: Жила я как все. Времени совершенно не было ни о чем думать, потому что врачи – а я была детским врачом – как обычно, работают на полторы ставки. А это значит: работа – семейные дела, работа – семейные дела, никаких других интересов. К тому же нужно было много читать по работе, т.к. я была заведующей, и надо было обучать молодых врачей. Такая полная была поглощенность. А почему я пришла к духовной жизни? На это повлияло то, что, когда внезапно умер мой муж в 45 лет (мне тогда было 40 лет, дочери – 18, а сыну – 12), сын спросил меня: «Ну как же так? Человек жил-жил, и вдруг умер и все. И что теперь?» Я ничего лучшего не нашла, как пробормотать что-то типа: остались вы, его дети, и вы будете продолжать его дело и т.п. Но тогда этот вопрос заставил меня задуматься. Я подумала: надо же остановиться в конце концов, подумать. И потом почему я вообще такая – то гневливая, то нет, одна и та же причина может вызвать во мне разную реакцию. И я стала наблюдать за собой. А потом заинтересовалась астрологией, потому что услышала, что с помощью нее можно вычислить, узнать причины определенного характера личности по расположению звезд и т.д.

Корр.: А откуда Вы услышали об астрологии?

Р.д.д.: В то время в Омск приехал один астролог по фамилии Иванов, а т.к. меня всегда интересовали нетрадиционные направления, я сразу же пошла на эти курсы и даже получила диплом об их окончании. Астрология меня увлекла, я даже три года с лишним училась западной астрологии. Объяснила свои недостатки самой себе, мне все стало ясно. Но теперь стало неясным одно – как с ними бороться?

И на эти курсы пришли представители Рериха, агни-йоги, и стали приглашать в свое общество, я тоже пошла туда, но успеха в борьбе со своими недостатками никакого не увидела. Я читала там лекции о правильном питании, но со стороны моего характера изменений так и не произошло. И тут я решила, что, наверное, я не умею медитировать, и поняла, что мне нужно этому научиться. И как ответ на свой вопрос я повстречала на даче одну женщину. Ей оказалась Алефтина Васильевна. Она сидела, читала в задумчивости, вообще была непохожа на всех. Ну и я, конечно, подсела рядышком, заинтересовалась книгой, и когда мы вместе поехали в автобусе, я ей рассказала об астрологии и о своем желании научиться медитации. И она мне говорит: «Да мы Вас научим медитировать, приходите в сентябре месяце». А когда подошел сентябрь, ее на даче не оказалось, и телефон ее поменялся. Но я все-таки разыскала ее. И тогда она мне сказала: «Да какая там медитация! Я с такими людьми познакомилась, я так в общении с ними продвинулась, так продвинулась. Я и тебя познакомлю».

Но она все долго собиралась это сделать, а я все настаивала. И в конце концов она все-таки меня повела в октябре 1998-го года к Кунти-севе. Мне как раз через несколько недель исполнилось 60 лет. И когда мы пришли туда, вышла пожилая женщина с палочкой, с совершенно гладкой прической, которая мне совсем не понравилась. (Смеется). Но народу на той нама-хатте было столько много, и все такие радостные, возбужденные! А я села в сторонке, решила понаблюдать, что это за люд. Ну, там сильно много не разговаривали, а сели сразу за стол. И накормили прасадом, который был очень вкусный. Так мы стали ходить к Кунти-севе, где смотрели видеофильмы о сознании Кришны и ели прасад. В то время к Кунти-севе приезжала одна преданная-брахман из Новосибирска, она такую хорошую лекцию прочитала, и я у нее приобрела «Бхагавад-гиту». Я сразу же прочитала ее, и теоретически мне было все понятно, но на практике как все это делать, я не знала. В храм я редко ходила, кланяться не кланялась, и вообще не понимала – зачем это нужно. Философия мне, конечно, сразу понравилась, я купила четки и стала читать джапу, постепенно увеличивая круги. И к тому времени, когда Аударья Дхама приехал во второй раз, я уже читала 16 кругов. А через полгода после начала чтения джапы я отказалась от мяса. И ощутила тот эффект, что хотя бы внешне раздражения и гнева у меня уже не стало.

А вместе с Торсуновым астрологи же приехали, и поэтому я заинтересовалась ведической астрологией, сразу же купив все книги по ней. И один раз, когда нас уже обучал Банким Рая прабху, пока мы сидели и ждали его, я открыла одну из этих книг и прочитала там вопрос: «Какая цель человеческой жизни?», и ответ на него: «Цель жизни – прийти к Богу». И меня это поразило до глубины души. Я подумала: надо же, как все просто и ясно. А до этого я подсознательно искала ответ на этот вопрос, и, думая о своей жизни на пенсии, ощущала, что перспектива провести остаток дней на лавочке со старушками за пустыми разговорами меня не привлекала. К тому же я не знала, что дать моим детям. А как же тогда нужно  жить? И тут я нашла ответ на свой вопрос. И вот до сих пор я изучаю, как же к Господу прийти.

Вообще духовная жизнь далеко не простая вещь. Я вообще не знала, что это такое. И поэтому время было упущено. Но сейчас и теоретически ясно, и многие знания практически реализовываются. Стала видеть свои недостатки, хотя раньше считала себя вообще хорошей. Ну, кроме гнева и раздражения, а так вообще практически идеал. (Смеется).

Корр.: Как потом развивалась Ваша жизнь в Сознании Кришны? Как Вы встретили своего гуру?

Р.д.д.: Я сначала редко ходила в храм и все думала: ну, чем же мне заняться, ведь я же врач? как же мне использовать мои знания в сознании Кришны? и как лучше это сделать? И Шикшаштака прабху мне сказал: может, вам заняться вашей врачебной деятельностью? А я говорю: нет, я уже отошла от традиционной медицины, а к Аюрведе не пришла, и я вообще не знаю, чем заниматься. Тогда он спросил: а почему вы не ходите на занятия по бхакта-программ? И так я пришла на эти занятия, пропустив первые восемь. Я подумала: мне всегда легко учеба давалась, какая проблема, сдам пропущенные восемь занятий. Я была в себе абсолютно уверена. А когда пришла сдавать первое занятие, Ванамали прабху сдал задавать вопросы, а я смотрю на него и ничего не могу ответить. Потому что, конечно, это не реализовано было. Но все-таки с трудом сдала. И позднее попросила его быть моим наставником, он милостиво согласился, и это впоследствии очень много мне дало.

Почему-то я выбрала гуру Ниранджану Свами. Всех мысленно перебрала, ну, никто не подходит, только Ниранджана Свами. (Смеется). Потом я стала по наставлению Ванамали пр. делать гирлянды для Божеств, потом пуджу Прабхупаде проводить. Затем Ванамали пр. сказал, что когда я поеду на фестиваль, то я должна получить пранаму, но прежде должна побывать у всех духовный учителей, послушать их и утвердиться в своем выборе, чтобы он был более осознанный. И я действительно побывала у всех на лекциях, но все равно осталась при своем выборе. Ниранджана Свами запал в мое сердце.

Через год после получения пранамы получила инициацию, и по наставлению Ванамали пр. и по желанию Манохары пр. стала служить Божествам. И я, конечно, очень довольна этим служением.

А потом Кришна послал мне и возможность задействовать мои врачебные знания. Когда я получила инициацию, я ощутила, что у меня появились некоторые небольшие способности, возможности помогать людям. И как раз многомерная медицина, которой я сейчас занимаюсь, основана на том, что там используется повышенная чувствительность к восприятию волн, которые исходят в основном из организма, и это дало возможность мне заниматься этой деятельностью и помогать некоторым преданным. Затем в этом году по рекомендации м. Шьямарани меня пригласили в диагностический центр Алексея Дубовцева, который сейчас временно не работает, но осенью должен снова открыться. И мои рекомендации о покаянии, прощении и молитве, которые я давала там пациентам – это проповедь духовной жизни обычным людям через медицину. Но на самом деле я ощущаю себя просто инструментом, и всегда при лечении ставлю изображение Господа Дханвантари, читаю Его мантру и молюсь Ему, чтобы Он сделал меня совершенным инструментом.

Корр.: Вам на самом деле очень повезло, так как Вы и профессионально востребованы, и заняты в проповеди. К тому же Вы реально преданным помогаете. Спасибо Вам большое, а мы будем молиться Божествам, чтобы у Вас все было хорошо.

Беседовала ССдд

 

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО

 

Μы продолжаем вести рассказ о впечатлениях от поездки в Индию. На этот раз - долгожданный рассказ Нароттамы прабху и не менее сокровенный - Расалики д.д.

 

Мы должны прийти

 

 

к развитию внутренних

 

 

отношений с Кришной

 

 

О Чоупати

Когда я туда приехал, то все представления, которые я имел о Чоупати, начали рассеиваться буквально как утренний туман. (Смеется). Это означает, что то представление об этом храме, которое я имел, оказалось внешним и неглубоким. У них много плюсов: по-настоящему брахмачарский ашрам защищен, у прихожан все хорошо социально устроено. Там есть нектарные брахмачари. Главный пуджари Мадхавачарья Прабху – очень погруженный, улыбчивый преданный, очень красиво танцует на киртанах. Есть еще Гауранга-прия прабху, очень своеобразный преданный, похожий на негра. Он отвечает за организацию встреч Махараджей и гостей. Он знает все, что и как устроить для гостей. Очень приятный преданный. Тоже очень красиво танцует. Вообще, особенность индусов, в том, что они очень естественны и эмоциональны, что выражается в их манере танцевать на киртанах.

И все же я хочу сказать, что я увидел, что и у нас есть свои плюсы, и нам есть, чем гордиться. Это значит лишь, что слишком сильно распространено представление, что в чужом огороде трава зеленее. Как, например, я от разных русских преданных слышал и об Омске много преувеличенного. Просто нам нужно научиться ценить то, что есть, и стараться развивать это. Конечно, то, что я говорю о Чоупати – это мое личное мнение, и вполне возможно, что многого я не увидел ввиду моей незрелости.

О преданных, общении и служении

Мне удалось немного пообщаться с Бхаванандой Прабху, учеником Шрилы Прабхупады. Он в свое время отвечал за организацию фестивалей в Маяпуре, был Джи-Би-Си в Австралии. Потом он на некоторое время ушел из движения, а затем вернулся. Это преданный с очень большим шакти, раньше он был достаточно известной личностью в Голливуде. Мы познакомились с ним по дороге в Бхактиведанта-госпиталь. А потом я имел возможность общаться с ним на Кросс-майдане. Кросс-майдан – это огромный район возле Бомбея, где раньше в 1971-м и в 1976-м гг. Шрила Прабхупада проводил два больших фестиваля. И первый и второй фестивали организовывал Шьямасундара Прабху. И именно на фестивале 1971-го года Радханатха Свами первый раз увидел Шрилу Прабхупаду, и более того, на этом же фестивале из многотысячной толпы Прабхупада на сцену пригласил именно его и даже поставил ему на голову свои стопы. И мы знаем, что впоследствии Шьямасундара Прабху ушел, а затем через некоторое время вернулся. И в этом году они решили этот фестиваль возобновить. В организации этого фестиваля принимали участие ученики Прабхупады – Радханатха Махарадж, Шьямасундара Прабху, Бхавананда Прабху, Тринакарта Прабху, Ядубара Прабху и Гаура-шакти Прабху. Им помогали ученики учеников Прабхупады. И Бхавананда Прабху очень заботился о нас. А Субала-сакха, Кришна-гоура, я и др. делали презентацию проекта московского храма.

Еще мне очень понравилось, что я имел возможность послужить Гуру Махараджу на Вьяса-пудже, которая состоялась в начале января на юге Индии в маленьком городке под названием Веллор. Мне удалось переводить некоторым русским ученикам с английского лекции Гуру Махараджа.

Я также имел очень близкое общение с Баларама Ачарьей прабху, моим духовным братом. Мне вообще в Индии понравилось общение с русскими преданными (смеется), потому что здесь в России, эти преданные все вместе не собираются для того, чтобы со всеми сразу пообщаться. Там собрались такие преданные как Виджай Гопал пр., Бал Гопал пр., Шрутадева пр., Баларама Ачарья пр., Гунадхама пр., наши уральские преданные Тимур пр., Дхиман пр., с которыми было просто удивительное общение.

Но индийские преданные совершенно другие. Я могу даже сказать, что западные преданные более близки русским преданным по духу, чем индусы. Например, у меня с Гоура-Гопалом пр. были очень доверительные теплые отношения, и вообще он очень заботливый. Так вот Деваджит пр. сказал, что Гоура-Гопалу пр. очень сложно меня понять. Я спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что ты еще ребенок. А Гоура-Гопал пр. может еще понять индийских детей, но тебя он понять не сможет. Он не знает, чем ты думаешь и как ты мыслишь». Т.е. там люди совершенно другие, у них совершенно другие ценности, и у них все по-другому. Индусы очень простые, и даже когда они пытаются быть современными деловыми людьми, такое ощущение, что они как дети, играющиеся в песочнице, потому что они совершенно не созданы для этого.

Самая сильная реализация

Самая сильная реализация, которую я получил в Индии, это то, что когда там не было для моих чувств ничего хорошего, то тогда я начинал понимать, что далеко мне еще, несмотря на хорошую садхану, до того, чтобы называться преданным. Благодаря этому пониманию и по милости Ванамали прабху я начал немножко молиться. Потому что в этом смысл духовной жизни. В то время, в декабре, когда я только приехал в Чоупати, у меня была очень хорошая садхана (хотя там от новичков ничего не требуется): я читал книги каждый день, посещал мангала-арати. И я думал: здорово, я буду прогрессировать. С одной стороны, это, конечно, хорошо, что садхана хорошая, а с другой стороны, я понял, что совершенно не изменился – как не контролировал чувства, так и не контролирую, как все было, так и осталось. Просто внешне садхана соблюдается, а внутри все то же самое – то же самое вожделение, тот же самый гнев. И произошла одна такая ситуация, когда все это просто вылезло. И тогда я написал обо всем Ванамали прабху, то он сказал, что наконец-то у меня что-то настоящее началось. Он сказал, что когда к человеку приходит понимание, что он не является святым, отчего ему хочется плюнуть на все и ничего не делать, он должен сделать второй шаг – начать что-то менять, начать внутреннюю работу, внутреннюю жизнь. И я попробовал молиться, потому что чаще всего я пребываю в очень поверхностном, внешнем сознании. И вот благодаря тому, что тогда я начал так действовать, сейчас я и продолжаю. Это очень важно, потому что духовная жизнь подразумевает, что человек развивает отношения с Господом, а отношения с Господом – это не внешняя вещь. Конечно, внешние вещи тоже можно делать, но подразумевается, что мы должны прийти к развитию внутренних отношений с Господом. И тут можно вспомнить христианских святых, которые все время практиковали непрерывную молитву. Так я начал перед воспеванием маха-мантры молиться. Это было больше как регуляция, как часть моей садханы. Я произносил молитвы Нрисимхадеву и Шри Шри Гоура Нитай, чтобы они защитили меня от моего гнева, вожделения и др. пороков, защитили от неблагоприятных внешних ситуаций и, если все же такие ситуации создались, чтобы мой ум реагировал правильно.

А когда я приехал сюда, то я пообщался с Рупанугой, который меня очень сильно вдохновил своими реализациями о джапе и, вообще, своим пониманием. Я понял, как важно для человека его внутренние отношения с Господом развивать. Если у человека все только внешне, если человек в течение дня, кроме двух утренних часов, никак не пытается к Нему обращаться, даже ничего не просит, не говоря уже о том, чтобы сокровенно помолиться Ему, тогда как можно сказать, что он практикует преданное служение? Даже если люди что-то просят у Бога ради исполнения материальных желаний, они хоть как-то общаются с Ним, но если человек ничего не делает, чтобы с Ним общаться… Конечно, есть в сознании Кришны такой аспект, что метод практики равнозначен цели, в этом и заключается милость, что, участвуя в движении Господа Чайтаньи, мы можем развить отношения с Господом. Это, конечно, здорово, но если человек не прилагает внутренних усилий, то он может так и остаться материалистом. Потому что, если человек участвует в миссии, он должен, в конце концов, развить внутренние отношения с Господом. Он к этому должен прийти, потому что в этом смысл процесса. И вот это, пожалуй, самое сильное, что я вынес для себя из этой поездки.

Нароттама дас

 

 

Океан милости Господа

 

 

После того, как мне предложили написать в газету свои воспоминания о паломничестве в Святую Дхаму, я задумалась: «О чем написать?» Вопросы о том, какое понимание сознания Кришны я должна привезти из Индии, возникали еще там. Эти мысли не давали мне покоя. На парикраме в Навадвипе я поймала себя на том, что действую как автомат: поклонилась Святому Месту, посыпала пыль на голову, приняла чаранамриту, маха-прасад – и все, иду дальше, до следующего места. Нет, конечно же, я молилась Божествам, которых мы видели, но затем я заметила, что и молитвы стали какие-то «шаблонные». Возникла паника: «Что делать-то? Ведь я же на самом деле ничего не понимаю и не осознаю. Может, такой бесчувственной деревяшке, как я, здесь и делать нечего?» Но потом Господь дал другое понимание: «Да, я осознаю, что я – просто бесчувственная деревяшка. Сердце мое – кусок камня, чувства – бешенные кони, а ум – привязанная обезьяна. Но как же велика Твоя милость, о мой Господь, что Ты позволяешь мне быть здесь, ходить по Святой Земле, дышать воздухом Дхамы». Ко мне пришло осознание, что мне-то как раз и нужно просто кланяться, посыпать голову пылью, принимать чаранамриту и маха-прасад. Я почувствовала, насколько огромна милость Господа. И пусть я не понимала и не понимаю сейчас истинной святости всех Святых Мест, но я твердо знаю, что милость этих мест лилась рекой на всех преданных. И в сердце теперь живет надежда: может, и на мою грешную голову упали капли нектара?

«О мой Господь, нет в мире большего грешника, чем я, и никто не способен очистить так, как Ты. Поэтому, о Владыка миров, о сияющий Господь, подумай обо мне и сделай все, что посчитаешь нужным». (Молитвы Мучукунды).

Конечно же, я и помыслить не могу, что смогла бы ощутить какие-то духовные эмоции, чувства, переживания. Но один единственный раз, во Вриндаване, в Кришне-Баларам Мандире, во время тихого, мелодичного киртана у меня вдруг защемило сердце, родилось какое-то непонятное чувство: стыд, тоска, вина, томление по чему-то (или Кому-то?) очень родному, близкому. Слезы полились из моих глаз, но это были не слезы любви к Радхе и Кришне, это были жгучие слезы стыда и вины пред Ними. Я не смела поднять голову, чтобы посмотреть на Божеств. Я не могла и не могу до сих пор понять: насколько же Они милостивы?! Да и возможно ли это понять? Разве можно объять необъятное? И как я могу пытаться понять моими лягушачьим мозгами величину безграничного океана Их любви и милости? 

Вриндаван украл мое сердце, а я, в свою очередь, попыталась забрать Вриндаван с собой и поделиться им с преданными.

Шри Джаганнатха Пури дхама ки – джай!

Шри Маяпур Навадвипа дхама ки – джай!

Шри Вриндавана дхама ки – джай!

Ваша слуга Расалика д.д.

 

 

ПАМЯТИ ВАЙШНАВА

 

Прабху Дамир

 

 

Оставил тело Дамир Айтмухаметов. Хороший был преданный. Всегда приветливый и безотказный. В один год он все лето возил нас на своей машине на харинамы. К сожалению, мы мало что знали о нем. И вот теперь у нас нашелся грустный повод узнать о нем побольше.

В один из дней в храме будет проведена ягья, посвященная Дамиру. Ждем всех преданных, кто желает помолиться за этого вайшнава и отдать ему последнюю дань.

 

В общество Сознания Кришны меня привел мой брат Дамир. Он говорил, что прогрессивней и мощней ведической философии ему ничего не приходилось встречать в своей жизни. После прочтения «Шримад Бхагаватам» он делился со мной своим пониманием и реализациями, на обсуждение которых у нас уходило много часов – он мог говорить о Кришне бесконечно. Он учил любить бескорыстно, говоря, что знания о Кришне несут чистую любовь, которую так редко можно встретить среди людей, что даже родные матери не могут просто любить своих детей. Всем, кто бы к нам ни приходил, мой брат старался говорить о Кришне, хотя часто было с их стороны непонимание и упреки в том, что сам он не мог полностью следовать всем принципам. Да, у него были свои слабости, но меня всегда вдохновляло то, что даже при смотрении телевизора, он говорил, что надо всю информацию сразу делить на три гуны материальной природы, и всегда пытаться проследить проявление Бога.

Дамир много читал «Нектар преданности» и свою любимую книгу «Гаурангу». Приводя примеры описания внешности Кришны, мы сравнивали их с современным пониманием красоты и приходили к выводу, что многое люди искажают и в представлении о красоте. После просмотра фильма «Махабхарата» он восторгался красотой взаимоотношений, совершенством Бхишмы, простой и одновременно изысканной одеждой героев, их отреченностью, бескорыстием, самопожертвованием. На примерах из фильма он рассказывал моим детям о качествах Кришны, уча их: «Если вы что-то задумали, или сделали, подумайте – понравится ли это Богу?» Он часто слушал диск «Хари прасад» и другие индийские классические раги. Он задумывался о музыке и звуках духовного мира, считая, что в мире нет ничего совершенней вайшнавской музыки – настолько величественна энергия Кришны в звуке. Наставляя меня в чистоте отношений ко всем, говорил, что через призму ведических знаний я должна уметь отличать правду от лжи и стараться быть достойной общества преданных Бога.

После посещения лекций О.Г.Торсунова я рассказывала брату о своих впечатлениях, на что он радовался, замечая перемены в моем сознании, и восхищался тем, что множество людей привлекаются ведическим знанием.

С 1993-го по 1998-й год Дамир с семьей жил в Крыму, т.к. его жена Оксана была родом оттуда. И он всегда с восторгом описывал местных преданных и Махараджей, которых ему посчастливилось там увидеть. Он всегда жил этими воспоминаниями.

Своей силой веры в Кришну он привлек свою семью в духовную жизнь. До этого у них с женой были частые ссоры, т.к. Дамир был очень своенравный и волевой мужчина. Но после того, как он стал преданным, с ним произошли огромные перемены, и, хотя его друзья стали считать его сумасшедшим, в его семье через обсуждение о прочитанном со временем все стало по своим местам. Оксана увлеклась чтением «Шримад-Бхагаватам», и мы с ней часто беседовали о проявлениях Кришны в жизни, ведь каждый для себя находил в книгах Прабхупады все: самосознание, психологию, науку, культуру, знание о воспитании детей.

Сын Дамира Баларама (Ильяс) с семи лет рос среди отцовских рассказов о Кришне, и по желанию отца не раз жил при храме в Крыму и некоторое время – в Омске. Дамир объяснял сыну, что сознание Кришны – это самое необходимое знание для будущей жизни. С потерей отца Баларама очень тяжело переносит разлуку с ним, но знания о том, что душа бессмертна, облегчает его страдания.

В Крыму они всей семьей участвовали в вайшнавских праздниках и праздниках, которые устраивали преданные для жителей г. Симферополь и г. Судак. Самым ярким впечатлением осталось для них то время, когда они вместе с преданными на микроавтобусе Дамира путешествовали по всему Крыму среди множества дольменов и необычных мест, собирая пожертвования для храма.

В последнее время, как будто зная, что мы скоро расстанемся, Дамир говорил мне, что мне надо определяться с искренней верой в Кришну, что довольно спекуляций и виляний. Что не следует торговаться с Богом, а необходимо учиться любить Его и служить Ему бескорыстно. Что не надо тратить время на мелочные желания и беспокойства, а с открытым сердцем следовать преданному служению.

Спустя время я понимаю, что благодаря Ведам и общению с преданными наши отношения с братом стали по-настоящему родными и искренними. Дамир всегда старался заботиться о своих близких, проявлять им максимальное внимание в миропонимании и самосознании, всегда защищал правдивость в отношениях, был самокритичен, будучи требователен не только к другим, но и к себе. С его потерей ощущаю беззащитность перед окружающим миром, но вспоминаю, как он вдохновлял меня, говоря, что сознание Кришны дает каждому силу и уверенность в существовании, т.к. Кришна заботится о Своих преданных несомненно. Он часто говорил: «У меня есть Кришна – у меня есть все».

Его уход дал осознание того, что человеческая жизнь очень коротка, и мы порой ее проживаем бездумно, а ведь каждое мгновенье должно освещаться взаимоотношениями с Богом и стремлением к прославлению Его лотосных стоп. Бывает трудно принять проповедь о Кришне от других людей и так радостно услышать от родного человека, который может достучаться до твоего сердца своей искренностью, растопит «лед сомнений» и несомненно убедит в правильности выбранного пути духовной практики. Своим примером Дамир буквально пробудил меня от материальной спячки. Он просил меня следовать этому пути, и я надеюсь, что смогу, благодаря его вере в меня, достичь в этой жизни высшей цели этого путешествия.

Динара Чжан

 

Hosted by uCoz