ЯНВАРЬ ЛИАНА БХАКТИ ФЕВРАЛЬ 2005 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

ГУРУ ИСККОН: Бхакти Тиртха Свами. Письмо от 31.01.05

ПРОПОВЕДЬ & САДХУ-САНГА: Аударья Дхама Прабху. О проповеди, планах и варнашраме

ПРОПОВЕДЬ & САДХУ-САНГА: Кишора-Кишори Прабху. «Все начинается с простых, человеческих вещей…»

ДЕЛО МОЕЙ ЖИЗНИ: Студия «108», или тайна шафрановой комнаты

Парочка анекдотов

 

 

ГУРУ ИСККОН

 

Бхакти Тиртха Свами

 

 

Письмо от 31.01.05

 

 

Уважаемые Махараджи и Прабху, дорогие ученики, примите мои смиренные поклоны. Слава ачарйе-основателю ИСККОН Шриле Прабхупаде!

Два дня назад мои лечащие врачи собрались вместе, чтобы обсудить состояние моего здоровья. Один из них, онколог, выражая общее мнение, ответил на все мои вопросы следующее: сейчас никто из них не может предложить мне эффективного лечения. Он уточнил, что химиотерапия и ионизирующее излучение не помогают при заболевании раком меланома, и что предлагаемая мне еще одна операция по удалению лимфоузлов из бедра не только опасна и повлечет всевозможные побочные эффекты, но и не дает никаких гарантий увеличения продолжительности жизни. В последнем письме я уже говорил о принятом решении не делать больше никаких операций, т.к. я понимаю, что на данном этапе традиционная медицина мало чем может помочь. Их основным аргументом было то, что мой рак находится на такой стадии развития, что чтобы ни было предпринято, пусть даже успешно, это всего лишь временно отодвинет неизбежное – смерть. Они хотели, чтобы я знал о результатах обследования рака и понял то, что быстро или медленно, но я умираю. Конечно же, доктора были шокированы, когда увидели, что я не только не подавлен и не потрясен сообщением, но был оживлен и даже признателен им и остальным докторам за помощь и ту заботу, которую они проявили по отношению мне. В чем-то это напомнило мне Гавайи, где ко времени выписки из больницы обслуживающий персонал, особенно нянечки, не мог сдержать слез, понимая, что я возвращаюсь в Вашингтон, где мне ампутируют ногу, а вскоре я встречусь лицом к лицу со смертью. Так или иначе, но за время на Гаити я очень привязался к ним.

Последние два дня были особенными для меня. Во-первых, потому что последние несколько месяцев я не мог нормально спать. Когда рак распространился по стопе, каждые пятнадцать минут он пронизывал стопу болью, так, что когда я пытался вздремнуть, я просыпался то от боли, то от позывов к мочеиспусканию каждый час. Но за последние два дня я спал по три часа подряд, не просыпаясь. Ирония заключается в том, что большую часть своей жизни я неукоснительно старался спать менее шести часов в сутки, так как считал это время принадлежащим Кришне и Прабхупаде, поэтому хотел посвятить больше времени служению Им. Сейчас же, если бы я смог проспать шесть или более часов, я бы расценил это как величайшую милость. Как удивительно Кришна показывает нам то, что мы не являемся контролирующими, и что мы не можем завоевать Его посредством аскез. Во-вторых, мне кажется, что я стал ценить еще больше то особенное подношение, которое Прабхупада сделал этому миру.

Я только что закончил читать замечательную книгу, написанную нашей духовной сестрой, Малапракрити, под названием «Наш Шрила Прабхупада, друг всех живых существ». Я бы настоятельно порекомендовал каждому лидеру ИСККОН приобрести эту книгу, которая содержит истории из жизни Прабхупады, рассказанные разными садху и знакомыми Прабхупады, с которыми он общался до того, как поехать на Запад, и даже до того, как принять санньясу. Малапракрити побеседовала с более чем восьмидесятью преданными, которые рассказали ей о том, какое влияние оказал на них Прабхупада.

Два рассказа, произведших на меня самое глубокое впечатление, были рассказ пуджари, который заботится о Божествах в доме Адвайтачарйи, и история, рассказанная преданным по имени Хридайананда Махарадж, который был пуджари в храме по соседству с храмом Радха-Дамодара. Позвольте мне кратко рассказать суть этих двух историй. В первой истории пуджари рассказывает о том, что когда Прабхупада, будучи еще ванапрастхой, раз или два в месяц приходил в тот храм, он садился где-то на задворках и, часами повторяя святое имя, рыдал и плакал. Затем через какое-то время, став санньяси, он приходил и вел себя точно также, но рыдал и плакал еще сильнее. И вот однажды он пришел и рассказал пуджари о том, что на следующий день собирается отплыть в Америку, и что все это время он постоянно приходил сюда, потому что это было местом, где Господь Нитьянанда, Господь Чайтанья и Адвайтачарйа встречались и обсуждали организацию движения санкиртаны. Он говорил о том, что его Гурудев поручил ему невыполнимую миссию, поэтому он приходил сюда, молясь о том, чтобы оказаться способным выполнить эту миссию. Годы спустя пуджари стал встречать западных преданных в своем храме. Однажды один из них подарил ему журнал «Назад к Богу», и пораженный пуджари увидел в нем фотографию Прабхупады. Тогда он понял, что миссия Прабхупады была успешной, так как он получил благословения Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды и Адвайтачарйи.

Следующий рассказ, глубоко врезавшийся в мою память, был рассказан пуджари Хридаянандой о том, что каждую ночь, около часа ночи, он слышал чей-то плач. Однажды он все-таки забрался на крышу своего дома, чтобы выяснить, что же происходит? И как вы думаете, что он увидел? Он увидел Прабхупаду, подметающего двор храма Радха-Дамодара, рыдающего, зовущего Рупу и Санатану Госвами, просящего о помощи, просящего подготовить его к выполнению его миссии. Пуджари говорит о том, что он родился во Врадже и прожил там всю свою жизнь, за которую он встречал многих удивительных садху, но никто из них не проявлял таких глубоких переживаний, бхаджана, как Шрила Прабхупада.

Читая истории этой книги, одну за другой, особенно эти две, я был потрясен. Эти две истории заставили слезы литься даже из моих крокодиловых глаз, потому что открыли мне то, на какие потрясающие жертвы пошел Шрила Прабхупада, открыли мне всю глубину его решимости и настойчивости. Эти истории помогли мне глубже понять связь Шрилы Прабхупады с Махапрабху и Госвами. Все это побудило меня обратиться к Шриле Прабхупаде со следующими словами: «Дорогой Шрила Прабхупада, куда бы ты ни собирался отправить меня после того, как я оставлю это тело, умоляю, позволь остаться мне еще хотя бы на год, чтобы сделать больший вклад в дело твоей жизни, сделать больше для твоей организации ИСККОН. Сейчас я яснее, чем когда бы то ни было, понимаю, насколько была важна эта миссия и насколько она важна сейчас для тебя и для твоего Гуру Махараджа», и снова чувствую, что Шрила Прабхупада принял мою молитву. Итак, не подлежит сомнению, что я умираю (как и все мы), но, как я уже говорил ранее, я здесь и так задержался дольше положенного.

Поэтому, я предлагаю всем храмам, на алтарях которых стоит моя фотография, снять ее, так как есть угроза того, что я могу оставить тело в течение каких-то дней, недель или, что менее вероятно, месяцев. Меня привлекает внимание и любовь, особенно исходящие от множества замечательных садху, а также моих учеников. Так что прошу всех вас продолжать по-своему молиться за меня. Ничего не изменилось, сейчас мне всего лишь дали передышку, чтобы набраться сил. Возможно, через два-три месяца, как только я освоюсь со своим протезом, я отправлюсь в последнее путешествие вокруг света, чтобы повидаться со всеми вами, выказать свою признательность, получить ваши благословения и поделиться тем немногим, что я приобрел.

Это, конечно же, мой теперешний план, посмотрим, согласуется ли он с планом Шрилы Прабхупады и Кришны. Я также думаю, что все ваши молитвы удерживают меня здесь, в этом теле, немного дольше, вопреки тому, что мое время на это служение уже вышло. (Так что уж не знаю, кто вы: мои лучшие друзья или злейшие враги, ведь вы удерживаете меня в этом несчастном теле (улыбка)). Такие внезапные и серьезные проблемы со здоровьем не так-то просто выносить тому, кто обычно мало болел. За все приходится платить, Кришна в сердце искусно читает наши желания и исполняет их. Поэтому я молю о том, чтобы у меня было желание стать вашим искренним слугой в течение того краткого дополнительного отрезка времени, который мне дарован для общения с вами. Как добр Шрила Прабхупада ко всем нам!

Шрила Прабхупада просил молиться о том, чтобы он мог умереть на поле боя. Мы знаем, что даже в очень тяжелом состоянии здоровья он пытался поехать на Запад в Гита-Нагари, и даже когда он вернулся во Вриндаван, до последнего вздоха он продолжал проповедовать. Поэтому, в моем положении, я испытываю все большее желание тоже покинуть тело на поле боя. Я отказался от планов оставить тело во Вриндаване или Маяпуре. Скорее всего, я буду уходить на Западе в Гита-Нагари.

Тем не менее, после всего сказанного и сделанного я предоставляю себя в полное распоряжение Шрилы Прабхупады, он может поступать со мной, как считает нужным.

P.S. Я не могу ни умереть, ни жить, неужели я, как прежде, упрямлюсь? (улыбка)

С любовью, Ваш в служении Шриле Прабхупаде, Бхакти Тиртха Свами.

 

 

ПРОПОВЕДЬ & САДХУ-САНГА

 

Аударья Дхама Прабху

 

 

О проповеди, планах

 

 

и варнашраме

 

 

Наконец-то настигла меня удача побеседовать с нашим выдающимся проповедником. Не устаю удивляться, насколько этот преданный всего себя отдает людям, заботясь и об их сознании, и об их телах (что является большой редкостью в наше время). Что говорить, он и мне в свое время спас жизнь. Думаю, многие могут сказать такие слова. Однозначно, Господь Кришна очень доволен этим преданным, это можно видеть даже по тому, как он неуклонно прогрессирует. Давайте же благословим Аударья Дхаму Прабху на достижение полного успеха в своей миссии и обретение главной цели преданного служения - чистой любви к Господу Кришне.

 

Корр.: Аударья Дхама Прабху, Вы самый успешный на данный момент проповедник в России, приводящий очень много людей в Харе Кришна, поделитесь, пожалуйста, Вашим пониманием важности проповеди, чтобы преданные могли им зарядиться.

Аударья Дхама Прабху: Главная проблема заключается в том, что преданные часто считают себя падшими, неспособными широко проповедовать, не имеющими должных качеств, и думают, что это является проявлением смирения. Но я видел много преданных, которые просто из стремления к славе, к почету пытались читать лекции, и само желание читать лекции очищает гораздо быстрее, чем это ложное смирение, которое преданные проявляют из-за нежелания действовать. В этом заключается наша неудача. Если преданный настолько удачлив, что способен даже хотя бы из желания почета проповедовать, постепенно он становится искренним и чистым. На это потребуется время, но все равно такой преданный больше дорог Кришне. Потому что Кришна так и сказал в «Бхагавад-гите»: «Мне дорог больше всего тот преданный, который проповедует Мою славу». Неважно, какие у него недостатки, мотивы. В этом заключается идея, которую многие преданные не могут понять. Бывает так, что человек говорит, что у него нет такой природы, у него не поставлена речь, мысли двигаются с трудом. Но как я начинал читать лекции до сознания Кришны. Когда я первый раз вышел на сцену, то я и слова вымолвить не мог. Но постепенно, когда прошло больше 15-ти лет, мой язык начал двигаться. Смысл заключается в том, что когда мы пытаемся что-то важное сказать людям: о возвышенном духовном пути, о Кришне – это и есть то, что Кришна от нас хочет. Шрила Прабхупада говорил, что у нас брахманическое движение, а не вайшевское или кшатрийское. Единственная обязанность брахмана – это обучать людей, давать им знания и очищаться самому. И потому даже человек, который не имеет никаких способностей к общению с людьми, постепенно приобретает эти способности. Поэтому каждый преданный должен рассказывать о том, как надо изменить свою жизнь к лучшему. «К лучшему» не означает, что много денег будет, или славы и почета. Минимум, о чем мы должны говорить, о воспитании хорошего характера, потому что это воспитание означает служение. Без служения не воспитаешь. А максимум, о чем мы должны говорить, о чистом преданном служении. Даже если ты ничего не соображаешь, надо пересказывать то, что говорят наставники. И если человека не пускают в храме проповедовать, то он проповедует как может своим знакомым и близким. Если они слушать его не хотят, то самому себе надо проповедовать, вслух что-нибудь читать. Т.е. надо с речью как-то работать, пытаться хоть кому-то что-то говорить. Постепенно его жизнь изменится, потому что проповедь является благословением во всех отношениях: и в духовном, и в материальном. Она меняет судьбу человека, меняет его отношения с людьми. Эта вещь, которая приносит всеобщее благо во всех отношениях. Поэтому у преданного, который начал хоть как-то проповедовать, постепенно появится вкус к проповеди более возвышенной. Для этого нужно только время. И даже если тебе говорят, что ты не умеешь проповедовать, не достоин этого делать и т.д., надо проповедовать там, где тебя не ругают. Просто обычным людям что-то рассказать. Мы же знаем больше, у нас есть, что рассказать. Поэтому, когда человек выходит из этой инертности (а на самом деле это не смирение – считать себя недостойным, а просто тамас), хочет быть счастливым по-настоящему, хочет развиваться как личность, как преданный, то он должен открывать рот, потому что через звук формируется разум. Надо просто говорить о Кришне как можешь. Кто-то хочет заниматься прямой проповедью, и он всегда будет говорить только о Кришне, и со временем люди будут слушать его и будут счастливы от этого. Кто-то из сострадания пытается постепенно вести людей, и там уместны рассуждения о нравственности, о морали, о том, как возвыситься. И самое главное в такой проповеди – ни в коем случае логика проповеди не должна быть направлена вниз. Это означает, что логическая цепочка проповеди должна постепенно возвышать сознание. Если ты говоришь о здоровье, надо затем говорить о нравственности, если ты говоришь о нравственности, надо потом прейти на отношения с Богом. И тогда такую проповедь нельзя назвать ни прямой, ни косвенной, ни уводящей в сторону. Это прямая проповедь, просто она постепенная. Т.е. каждый человек находится на своем уровне, и ему надо говорить о Боге в соответствии с его уровнем. Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что один из признаков проявления лже-гуру – это когда он дает людям знания, не соответствующие их уровню сознания. Это человека принижает, показывая ему, что он недостоин этого знания. Но в нашем Движении мы пытаемся проповедовать правильно. Есть разные способы проповеди. Кто-то харинамой привлекает, раздачей прасада. Но эта проповедь подразумевает, что мы открываем свою атрибутику, показываем себя в таком необычном виде, которые люди то ли примут, то ли нет. Но есть люди, которые никогда атрибутику не примут. Вот, например, когда ко мне преданные в свое время без атрибутики обращались, я мог с ними общаться, но когда я видел атрибутику, то меня это пугало и мешало прийти к Богу. Я понимаю таких людей. Они в силу воспитания боятся всех этих вещей. Но им надо тоже оказать заботу. Просто они находятся в состоянии глубокой обусловленности. Они искренние души, это можно видеть по лекциям. Они рано или поздно узнают, что я кришнаит, но при этом не уходят из зала и готовы меня принять уже и в этой одежде. Поэтому есть разные виды проповеди, просто каждый выбирает себе тот вид, который ближе ему. Кому-то ближе оба. Например, я очень люблю в храме лекции давать, мне нравится общаться с преданными. Но когда я вижу, что из-за моей одежды кто-то смущается, или, например, в Индии я постоянно хожу в дхоти, мне не хочется там ходить в кармической одежде, и мне противно даже смотреть на тех преданных, кто ходит там в ней. Но здесь бывает так, что люди морщатся, зачем доставлять людям такие проблемы? Конечно, есть проповедники, у которых столько любви в сердце, что на них не морщатся. И такой человек всегда приятен, у него такой уровень сознания. У меня, к сожалению, пока такого нет. Поэтому я выбрал тот вид проповеди, который мне доступен.

Корр.: Может ли матаджи заниматься таким же широко развернутым видом проповеди, каким занимаетесь вы?

А.Д.Пр.: Может, но будет некоторая специфика. Эта специфика будет заключаться в том, что матаджи должна быть защищена. Она должна быть или замужем, или защищена обществом, потому что, когда матаджи широко проповедует и она успешна, то появляется много поклонников. А для женщины поклонники – это, сами понимаете, лишняя боль в сердце. Поэтому здесь надо отдавать себе отчет, что женщина – это не такое существо защищенное, как мужчина. Поэтому если есть защита обществом преданных, есть наставник хороший, есть защита со всех сторон, то тогда она может широко проповедовать. Но женщина на самом деле может всегда проповедовать в узком кругу знакомых, друзей. У женщины по природе общение более близкое, тесное, сокровенное. Рядом с женщиной всегда хочется говорить о чем-то сокровенном, значимом, такова природа женского начала. Поэтому женщина может сразу заговорить по душам в какой-нибудь компании, рассказать о своем увлечении, и люди не будут против, они будут слушать. Поэтому женщина может проповедовать, просто она не должна выбирать слишком большие аудитории.

Корр.: Я слышала, что Вас также уполномочили заниматься созданием высшего учебного заведения для вайшнавов, расскажите, пожалуйста, об этом.

А.Д.Пр.: Да, этот проект мы сейчас пытаемся развивать. В данный момент я пока не начал этим заниматься, потому что программа в Омске отнимает все силы и время. Но уже запланировано, что когда я после Омска поеду в Москву, то все силы брошу на то, чтобы организовать это учебное заведение. Это является первым кирпичиком в создание общества варнашрама-дхармы. Об этом говорит Госвами Махарадж, что этот проект предназначен только для этого, нет другой цели его создания. Мы должны защитить преданных. Первая защита – это знание о том, как жить. Если преданные будут получать различные специальности с уклоном в вайшнавизм, то они будут обучаться, как на работе проповедовать с самого начала. Тогда в этом случае они будут защищены своей проповедью. Т.е. они будут иметь квалификацию работать астрологами, психологами, врачами, религоведами, музыковедами, искусствоведами, преподавателями танцев, преподавателями хатха-йоги, специалистами по Васту, поварами и т.д. Есть много специальностей для преданных, но так как преданные будут иметь знания, как при помощи этих специальностей преподносить вайшнавское знание, они будут, с одной стороны, постоянно иметь деньги на существование, а с другой стороны, постоянно проповедовать. И это и есть варнашрама, т.е. защита человека, когда он имеет на кусок хлеба и при этом не занимается кармической деятельностью. У него все подчинено проповеди. Мы будем давать высшее образование и официальные дипломы преданным именно в этом ключе. Вторая идея – это опять же развитие непрямой проповеди уже на базе науки. Т.е. мы будем обучать и непреданных, но с уклоном в бхакти-йогу. Они будут видеть атмосферу в университете и могут постепенно, выучившись, становиться преданными.

Корр.: Каковы дальнейшие планы развития Вашей проповеди?

А.Д.Пр.: Если говорить о планах проповеди, то я хочу ее расширять. И сейчас уже организуется моя поездка в Америку, в Израиль. Когда проповедь расширяется, то она и углубляется тоже. Потому что у нас в России так принято, что если человек ездит за рубеж, то он авторитетен, а если он у нас только ездит, то он не авторитетен. Это глупость, но ее надо учитывать. И если ты будешь расширять зону своей проповеди, то люди будут воспринимать тебя серьезнее, и тогда можно больше делать и помогать. Но это не значит, что это единственная причина моих предстоящих поездок. Мне самому хочется там попроповедовать. Там люди читают мои книги и хотят послушать лекции. Почему бы и нет? Потому что там сейчас такой проповеди не хватает, в Америке не так активно развивается Сознание Кришны, как в России. Поэтому, может быть, это поможет, и что-то сдвинется с места там.

Корр,: А как у Вас дела обстоят с выпуском книг?

А.Д.Пр.: Ну я все пишу «праджалпу» свою. Людям это нравится, они вдохновляются от этого, пишут по Интернету постояннно: «Спасибо Вам за книги, я стала преданной благодаря этому». Я поэтому пишу. Сейчас закончил 5-й том «Законов счастливой жизни» по созданию семьи. Планирую по закону кармы написать серию книг. Сейчас пока до этого руки не доходят. Также выходит второй том избранных лекций. Первый том состоит только из двух лекций, а второй том будет состоять из 5-ти лекций.

Корр.: Вы еще обучаете преданных своей методике лечения…

А.Д.Пр.: Да, у меня есть 40 человек студентов, активные из них человек 20. В некоторых городах по 6-7 студентов. И цель этого такая, что когда преданный имеет практические навыки помогать людям, то его и слушают как проповедника. А второй вопрос – преданным же тоже надо как-то жить. А если все это связано: зарабатывание денег, лечение и проповедь – тогда преданный уже никуда не уйдет, он будет оставаться в обществе преданных, и ему будет хорошо. Поэтому я вижу смысл в этом обучении.

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

 

Кишора-Кишори Прабху

 

 

«Все начинается

 

 

с простых,

 

 

человеческих вещей…»

 

 

В команде Аударья Дхамы Прабху есть замечательный вайшнав Кишора-Кишори прабху, который впечатлил нас не только своим актерским талантом, но и способностью оказывать психологичесую помощь преданным. На этих страницах он поделился своими глубокими мыслями относительно существующих препятствий на духовном пути.

 

Об Аюрведе

Что касается Аюрведы, астрологии, лично мое мнение, мнение моего Махараджа, что это не является самым главным в жизни. Это всего лишь способ, с помощью которого можно привлечь людей, снять их с платформы материализма. И в преданном служении это не играет большой роли, потому что это тело все равно будет уничтожено. Но, с другой стороны, многие преданные отвергают Аюрведу, считая, что она нам не нужна, потому что мы уже с Кришной и поэтому будем жить, как хотим. Но это ошибка. Обратите внимание, что преданные очень сильно болеют. И все начинается, знаете, с чего? Вечером они садятся, кладут рис с горкой, тортик махапрасадный, дальше читается специальная мантра «Аударья спит, Аюрведа отдыхает». До ваших мест она еще не дошла? Дальше следующий этап – «Шарира авидья джал, я сегодня не вкушал», и он начинает уминать всю эту пищу. На следующее утро его тело наполняется слизью, амой, что означает грязь, ничего не переваривается, потом он в невменяемом состоянии пытается читать джапу, и соответствующая энергия опускается вниз, в половой центр, и так он сидит и просто думает о чем-то «невайшнавском». И теперь спрашивается, почему же преданные, поклоняющиеся Кришне, при этом так сильно болеют, значит, карма не снимается с нас, получается, обманул нас Прабхупада? Но, смотрите, Господь Дханвантари принял специальное воплощение и дал Аюрведу. Спрашивается, для чего? Для кого Он ее дал-то? Почему мы не принимаем часть Вед? Нам говорят, что если вы хотите быть здоровым, то не ешьте хотя бы рис на ночь для начала. О каком вообще сознании, даже человеческом, может идти речь, если мозги слизью заплывают? Просто физиологический факт: наелся риса на ночь – утром не встанешь. Это означает, что мы не понимаем, в чем заключается преданное служение в почтении прасада. Да, ты получишь духовную энергию, прасад, но ты получишь еще и слизь. И то, и другое. И потом начинается болезнь тяжелая, а когда человек болеет, он не в состоянии вообще ничего делать: ни преданным служением заниматься, ни нормально джапу читать, ни молиться. Вот Аюрведа для того и существует, чтобы просто быть здоровым. Но есть и другая крайность, когда мы с ума сходим по Аюрведе: целыми днями бегаем, свои килограммы вешаем, ручки дистиллированной водой моем, т.е. другая крайность – чрезмерная привязанность к своему телу. И постепенно такой человек становится аюрведистом, йогом, но не преданным. В результате такого поведения появляются различные аюрведические современные писания, где все просто сводится к клизмам, к рвотным и т.д. Мы их называем клизматики. Это означает, что утерян смысл Аюрведы.

Но сама Аюрведа кончается такими словами: «Вы должны умереть в полном сознании Кришны». Цель этого всего – это сознание Кришны. И что самое интересное – сама Аюрведа не учит лечению организма, терапия – это очень маленький ее раздел. Вся основная ее философия указывает на то, как работать со своим умом, со своим сознанием, чтобы не падать в майю, и как с помощью тела это поддерживать. Т.е. цель Аюрведы не в том, чтобы клизму поставить, а в том, чтобы жить в состоянии здравого ума, потому что другого нет предназначения. Вот это надо понять всем преданным, и поставить точку по поводу слухов, ходящих вокруг Аюрведы – нужна нам она или не нужна. Аюрведа клизматическая нам не нужна, Аюрведа, связанная с санкхья-йогой, которая приводит нас к прогрессу и к преданному служению, нам нужна. Сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Тот, кто есть слишком много или слишком мало, и тот, кто спит слишком много или слишком мало, не может быть йогом». Почему мы не хотим послушать этого стиха? Вся суть Аюрведы в этом стихе, что мы должны научиться жить в гармонии с природой. И если человек начинает жить так: вовремя все делает, ест по расписанию, соблюдает режим дня, – то он постепенно начинает трезветь, потому что слизь уходит из головы, и мозги его становятся свежими. Его работоспособность повышается, у него появляются свежие идеи, он уже в состоянии и деньги зарабатывать, и преданным служением заниматься, у него все начинает прогрессировать, и, соответственно, уровень его жизни повышается. А другие, которые разваливают свое тело, разваливают свои семьи, потому что не изучали, как выполнять свою дхарму, потом начинают обвинять в этом преданных, что они потратили на них свою жизнь и т.д. Вот так все это и происходит из-за нашего невежества. Поэтому Кришна дал нам все, но мы просто скупые, не можем понять, что на бочке с золотом сидим.

Самая главная проповедь

Программа, которую возглавляет Аударья Дхама Прабху, сейчас набирает популярность, многие хорошо знают её. Самая большая проблема состоит не в том, чтобы провести эту программу, а в том, что привлекшиеся люди не знают, как им дальше жить и что делать. Обычно, когда мы приезжаем в города, чаще всего мы сталкиваемся с проблемой, что преданные не в состоянии дальше работать с этими людьми. И изучая эту проблему, мы заметили, что она возникает из-за того, что у нас у самих социальные проблемы не решены. Поэтому сейчас Аударья Дхама Прабху хочет вайшнавский институт организовать, чтобы преданные начали получать образование и смогли как-то социально себя защищать. Но это вопрос будущего, и потребуется много усилий, труда, денег. Самое главная вещь, которой надо уделить большое внимание, я считаю, это не внешняя проповедь, а работа с преданными. Потому что мы почему-то хотим всех защищать, но не умеем защитить самих себя. Это немного напоминает старые коммунистические взгляды, когда мы действуем ради какой-то идеи, ради «славы партии», но потом «гибнем в этом бою», и «отряд не замечает потери бойца». Как говорил Господь Чайтанья, самое страшное в преданном служении, это имперсонализм, когда преданный не может увидеть боль, страдания других. И с чем бы я хотел бы обратиться к нашим преданным, вайшнавам, – с тем, чтобы они поняли, что нас очень мало. Как говорит статистика ИСККОН, преданных в России 20 тысяч. Это даже город не набирается. И, тем не менее, в кругу этих 20-ти тысяч мы еще умудряемся ссориться, заниматься политикой. До сих пор еще присутствует жадность и другие вещи, которые портят нам жизнь. У нас существуют проблемы в семейных отношениях. Многие дают обеты перед Богом, перед огнем священным, и буквально через месяц оставляют своих жен. В этом больше всего заключаются проблемы. Вот на этой замечательной программе Аударья Дхамы Пр., в которой мне удалось участвовать по милости вайшнавов и того же Аударья Дхамы Пр., я вижу, как люди получают знания, но иногда задумываешься – что они увидят, после того, как они привлекутся. Мы должны эти вопросы очень глубоко рассматривать. Мы думаем, что проповедь – это выйти на сцену и научиться хорошо лекции давать. Понимаете, это очень легко сделать. Но основное сражение заключается не в этой деятельности, а в том, что преданные должны научиться очень тепло, бережно относиться друг к другу. Иначе вся эта работа – просто филькина грамота. Есть преданные, которые занимаются проповедью, есть преданные, которые занимаются чисткой овощей или в храме служат. С трансцендентной точки зрения это не означает, что кто-то более продвинут, а кто-то нет. Уметь говорить – еще не признак преданности Богу. Истинная преданность заключается в том, как ты относишься к вайшнавам, как ты видишь их проблемы и пытаешься их решить. Лидер – не тот, кто может руками махать, показывать, куда надо идти. Лидер – тот, кто может взять заботу о преданных, кто готов, что его будут оскорблять, но все равно продолжает любить вайшнавов. Потому что преданные – все равно чистые, они постепенно отмываются от всей этой скверны предыдущих жизней. И критика среди преданных сильно подкашивает, разрушает наши устои Сознания Кришны. Люди многие теряют веру из-за этого, потому что не понимают, что философия Сознания Кришны и пороки личностей, следующих этой философии, друг с другом не связаны. Нужно уметь дифференцировать эти вещи, разделять. К сожалению, психология человека такова, что если, допустим, его обижают долгое время в обществе, он будет отождествлять свои обиды с обществом. Иногда бывает так, что планеты очень плохо встают, преданного начинает ломать карма, и он обращается за помощью к кому-то, и вместо внимательности, ласки, заботы он может услышать стандартные слова «Повторяй Харе Кришна, будь счастлив». Это все правильно, но в данный момент он нуждается просто в ласковом внимании. Сухость в сердце дает такие отношения. Истинная забота о младших заключается в помощи и служении им. Об этом нас учил Господь Чайтанья Махапрабху, об этом говорил Господь Иисус Христос также: «Старший, стань младшим, возвышающий, унизь себя». И когда он ноги мыл Петру, тот сказал: «Что ты делаешь, это я тебе должен ноги мыть», Иисус ответил: «Нет, я вам показываю, что если вы действительно верующие люди, то должны так поступать». Смотрите – даса даса анудаса. Об этом говорят все религии, все писания. Но чтобы иметь такой вкус, нужно получить опыт жизненный. Этот жизненный опыт нам преподает материальная природа, когда мы живем в состоянии гонки, занимаемся больше внешней деятельностью, совершенно нет времени заглянуть в свое сердце, посмотреть, что там находится. Люблю ли я кого-нибудь, нужен ли мне кто-нибудь в этой жизни? Потом приходит время, когда, допустим, Сатурн входит в силу – человека загружают тяжелой энергией, он начинает чувствовать одиночество, скорбь. Он думает: я уже очень много лет нахожусь здесь, и к чему я пришел – у меня нет дома, нет друзей, нет семьи, нет образования, у меня нет ничего. И многие из них начинают обвинять Сознание Кришны в этом, но проблема в том, что не было-то сознания Кришны все это время. Если сознание Кришны приходит, то человек начинает чувствовать радость прямо сейчас и никого никогда не обвиняет. Наше Движение имеет удивительную историю. Если посмотреть назад, то 15 лет, половину времени нашего 30-летнего существования, преданные прятались от КГБ. У меня есть старые знакомые матаджи Пурнамаси и Рупануга прабху, очень известные преданные, которые сидели в тюрьмах в свое время. Они мне рассказывали, как прятались в кавказских пещерах 6 месяцев, пока матаджи, не выдержав, спустилась вниз, там ее и взяли. Потом прабху тоже пошел за ней, и его тоже схватили. Так их посадили в тюрьму. Но потом, через много лет, когда пришла старость, они остались в тяжелом материальном положении. Самая большая проблема у нас – это социальная незащищенность. Нам нужно серьезно этот вопрос поднимать – какую-то общину создавать, какое-то производство, чтобы преданные были заняты чем-то. Не должно быть так, чтобы они страдали. Потому что это очень сильно влияет на сознание человека. У него подкашивается вера. Человек не может практиковать, когда он не защищен. Особенно это женщин касается. Если у нее нет своего места, нет мужа, нет защиты, ей очень тяжело это делать. Только по милости гуру они еще как-то живут. Есть, конечно, преданные, у которых все хорошо, но большинство живет тяжеловато. Это обуславливается кармой, нашим местоположением. Нельзя кого-то обвинять в этом. Но мы можем постараться создать очень хороший уют, коллектив, где можем обмениваться любовными вайшнавскими взаимоотношениями – этого будет достаточно на данном этапе. Пока мы не в силах построить дворцы. Но элементарно оказывать знаки внимания, например, позвонить другу не тогда, когда тебе что-нибудь нужно, а просто так, чтобы сделать приятно. Это элементарные вещи, человеческие, простые. Мы хотим к Богу прийти, но, посмотрите, как реально относится Кришна к Своим возлюбленным. Когда Он написал письмо во Вриндаван и отдал Уддхаве, и тот зачитывал это письмо, то там была просьба: «Поклонись, пожалуйста, каждой веточке Вриндавана, каждому листочку, они все очень дороги Мне». Также Он передал поклоны каждой корове и т.д. Смотрите – Он никого не забыл. Это качество всевышнего Господа – Он никого никогда не забывает. Мы же обычно заняты миссией, но забываем о ближних, об их нуждах. Реальные бытовые проблемы не решаются, а это же фундамент нашей жизни. Пока будет так, у нас не будет роста. Почему, допустим, пропадает вкус к святому имени? Потому что это превращается в рутину, а это возникает из-за оскорблений. А оскорбить мы можем кого-то в своей семье. И мы думаем, что если мы в храме этикет соблюдаем, а дома нет, то карма нас не коснется. Это серьезная ошибка. И вопрос опять заключается в том, участвую ли я в проповеднической миссии или нет. Да, мы участвуем. Это участие означает, что я правильно отношусь к семье, правильно отношусь к своим обязанностям. Это прямая проповедь и есть. Потому что пришедшие люди будут видеть это и вдохновляться. Это же база, на чем все строится. В различных других духовных организациях, в христианских, например, хорошо поставлен общинный устрой, где все помогают друг другу, у них развивается братство, сестринство. Если одному плохо, то все помогают ему. Нам тоже нужно брать это все самое лучшее и как-то внедрять в наше общество. Начинается это с того, что надо наушники наконец-то снять с ушей. Мы же целый день с утра до вечера в наушниках ходим. Это означает, что мы не слышим окружающих людей. Или даем стандартные ответы: «Предайся Кришне». Это означает – Кришна пусть решает твои проблемы, а я буду слушать лекцию дальше. Это возникает из-за того, что мы сильно культивируем гьяну, а гьяна-йога очень опасна для преданного служения. Мы не должны прыгать на девятый этаж, минуя первые. Мы не должны провозглашать практику возвышенных вещей, забывая о простых, бытовых, человеческих. «Бхакта-программ» прошли, философию знаем, но когда подходит какой-то преданный и просит о помощи, мы говорим: «Мне некогда». Что изменилось? Когда Господь Чайтанья выбросил свои книги в Гангу, его спросили: «Молодой санньяси, ты зачем книги в Гангу выбросил?» Он ответил: «Мой гуру мне сказал, что я глупец, чтобы понимать такие вещи, он мне сказал просто воспевать святое имя». Он сказал, что философия без любви – это пустота, это бессмысленная вещь. Все начинается с простых вещей – мы можем просто улыбнуться в ответ, или выслушать своего собеседника. Так наша жизнь становится радостной и счастливой, и не появится мысли уйти из этого общества.

Суть всего сказанного в том, что развитие общества идет поэтапно. Начинается все с тела, которое нужно ввести в благость. Вторая стадия – это чистка тонкого тела, это работа над своим сознанием, а это отсутствие критицизма и работа над своими качествами. Третий этап – проблема любая решается конструктивно, а не эмоционально. (По этому поводу Кишора-Кишори прабху дал столько советов и вариантов решения социальных проблем, рассказал о специфике создания совместного бизнеса с преданными, о воспитании детей, о том, к чему приводит критика лидера, но об этом мы расскажем вам как-нибудь в следующий раз – прим. ред.) Мы должны уделить внимание тылу – обществу преданных, в котором мы живем. Корень всех проблем – в невежестве, поэтому нужно всеми силами бороться не с преданными, которые находятся в невежестве, а с невежеством, которое делает преданных несчастными.

Все с удовольствием выслушала

Сарванга Сундари д.д.

 

 

ДЕЛО МОЕЙ ЖИЗНИ

 

Студия «108»,

 

 

или тайна

 

 

шафрановой комнаты

 

 

В этой рубрике мы решили рассказывать о наших преданных, увлеченных каким-либо служением, и посвятивших этому всю свою жизнь. Намедни у нас появилась студия звукозаписи «108», в связи с чем мы не могли не поговорить с ее руководителем Андреем Пономаренко.

Андрей - совершенно замечательный, гармоничный, благостный, приятный во всех отношениях человек, известный своей ответственностью, скрупулезностью и адекватным поведением во всех ситуациях. К тому же, как оказалось, он прекрасный шоумен, способный на неожиданные подарки, чего стоит его окутанная тайной идея с загадочной шафрановой комнатой. Но в умении преподносить сюрпризы Андрей идет до конца, поэтому разгадать эту тайну вы сможете, только если.., а впрочем вы все узнаете на празднике сами.

 

Корр.: Андрей, расскажите, пожалуйста, об истории создания студии звукозаписи «108», и о том, с чего вообще началось Ваше увлечение этой деятельностью.

Андрей Пономаренко: Все началось в 98-ом году. Шикшаштака прабху подошел ко мне и сказал, что приезжает доктор, и спросил, не собираюсь ли я писать его лекции. А я в то время не занимался этим и даже не знал, как это делать.

Корр: В то время ведь записывать было привилегией тех, кто имел аппаратуру.

 А.П.: Да, но если рассказать о моем еще более ранешнем умонастроении, то когда я двумя годами раньше попал в Харе Кришна, то у меня уже была медитация заниматься этой деятельностью. В то время Парьявастита пр. занимался этим. Все записывали на кассеты, дисков не было. Тогда только первые диски ББТ привез Шикшаштака пр. из Индии. Также медитация у меня была и тогда, когда я покупал аппаратуру. Т.е., видимо, Господь меня уже к этому готовил. Но все же вопрос Шикшаштаки пр. прозвучал для меня неожиданно, и я, так или иначе, согласился.

Когда приехал Аударья Дхама Прабху, это была его первая публичная проповедь, именно с Омска начался его старт по России. Насколько я помню, Шикшаштака пр. познакомился с ним в Индии, и как раз именно Шикшаштака и вдохновил его на то, чтобы он начал широко проповедовать. У нас произошла небольшая подготовка к приезду Аударья Дхамы Пр. И очень сильно мне помог в то время человек по имени Алексей Богдашкин, сын Любови Николаевны Богдашкиной, потому что он хоть немного в этом разбирался. У него была японская дэка с прямыми микрофонными входами, и мы просто взяли храмовые китайские микрофоны, напрямую включили в эту дэку, и вот так писались первые лекции Аударья Дхамы Пр. Уровень записи приходилось регулировать вручную – я смотрел на Аударья Дхаму Пр. и чувствовал, что эмоционально он сейчас взорвется и что-то скажет громко, и я заранее убавлял звук, чтобы не было перегрузки. В общем, это делалось достаточно кустарным способом. Но, что удивительно, впоследствии качество этой записи оценили преданные с ведущих студий России, в частности, Акинчана Дхана пр. из г. Перми. Когда к нему попали эти записи, он очень хорошо о них отозвался, а когда я рассказал, как они делались, то он очень долго смеялся. Так началось все. Потом нужно было эти лекции как-то размножать на кассеты и распространять людям. Для этого тоже никакой техники не было. И мы просто достали из храмового подвала несколько старых магнитофонов «Нота», которые были все в плесени. Алексей Богдашкин их привел в нормальное состояние. А мне только неделю пришлось вентилятором на них дуть и дезодорантом брызгать, чтобы запах погреба из них выветрить, а также вытаскивать из них засохшие тела тараканов (смеется). Но что удивительно, потом на этих магнитофонах была записана не одна тысяча копий. Мы использовали эти магнитофоны в течение последующих 3-х лет. И Шикшаштака пр. как раз явился прародителем этой студии, потому что вся идея была именно его. Он отдал мне весь храмовый архив лекций на кассетах и дисках и сказал – начинай. И когда мы писали лекции Аударья Дхамы Пр., Шикшаштака пр. был куратором этой деятельности и сильно меня вдохновлял на нее. Именно на его машине мы ездили в оптовую фирму и закупали тысячами кассеты, а потом везли все это ко мне домой и выгружали. Он был очень вдохновлен этим. И сам он занялся видеозаписями лекций Аударья Дхамы Пр. Тогда это был такой дух проповеди! Это были самые счастливые месяцы моей жизни в Харе Кришна, и я, наверное, до сих пор остался здесь благодаря тому вкусу. Также лекции Аударья Дхамы Пр. 98-го года очень помогли мне в работе над своим сознанием. В то время преданные очень сильно хотели стать возвышенными вайшнавами, но он опустил нас на землю, сказав, что мы должны вначале научиться быть просто хорошими людьми.

Когда Аударья Дхама Пр. приехал во второй раз в 99-ом году, он обкатал свои лекции и уже более уверенно их давал. В 98-м году Аударья Дхама Пр. был как нежный заботливый отец, он так нежно-нежно давал знания людям, там была медитативная музыка, и люди были просто потрясены. В 99-м году это в принципе повторилось, но он был уже более уверен. И некоторых людей, приходивших на лекции в 98-м, я хорошо знал, потому что они у меня заказывали кассеты, и на тайных сходках около точки Новиковых в Торговом Центре я отдавал им их. Впоследствии многие из них стали практикующими преданными. Тогда в 99-м году мы создали первые МР-3 диски, но это делалось под заказ не нашей студией. И в 99-м году появился такой человек, как Евгений Дэль, который стал техническим руководителем этой студии. Именно в 99-м году он обеспечил качественную запись лекций, предоставив аппаратуру из магазина «Музыкальный арсенал», где он работал. С ним и с Ириной Кламер, ныне Джана Мохини, у нас завязалась дружба – я приходил к ним в гости, они давали мне микрофоны, а взамен я им приносил тарелочки с прасадом и лекции Чайтаньи Чандры Прабху. И когда Евгений Дэль технически очень продвинул качество записи, я понял, что нужен уже другой подход. Тогда я загорелся, чтобы в студии появилась вся эта качественная аппаратура. И Евгений впоследствии помог мне ее приобрести. Мы купили ее на лакшми, заработанные с этих программ, и не только на них. Ушла на самом деле не одна тысяча долларов. Вот этот микрофон, например, стоит 280 долларов. В общем, Господь так устроил, что все было куплено. Женя тогда очень помог. И до сих пор он остается техническим директором, я часто звоню ему в Москву, где он работает замдиректора магазина по продаже музыкальной аппаратуры, и консультируюсь с ним.

Потом это все переросло в наше участие в Дивноморском фестивале. Мы первый раз поехали туда весной 99-го года. Шикшаштака пр. опять также был вдохновителем того, чтобы мы вывезли туда лекции Аударья Дхамы Пр. для распространения широкому кругу преданных. Мы записали много комплектов. Моей задачей было лишь стоять за столиком и делать умное лицо, все остальное делал Шикшаштака. Он находил разных преданных, подводил ко мне, и мне только оставалось взять деньги и выдать комплект (смеется). Так началось наше распространение по другим городам. Впоследствии я приезжал на каждый фестиваль и привозил кассеты тысячами: это были и лекции проповедников, которые приезжали в наш город, и разная музыка. И все здорово получалось. Очень многие преданные помогали, в частности, Татьяна Дегтярева в оформлении распечаток к кассетам. В Дивноморске наша студия зарекомендовала себя хорошим качеством, и многие стали знать о ней. В то время на наших кассетах стояла надпись «Копировать нужно» (смеется). Сейчас время изменилось, и все обстоит по-другому.

Корр.: А как в этот раз у Вас шла запись лекций Аударья Дхамы Прабху?

А.П.: Сейчас мы перешли на диски МР-3. Год назад для этого был приобретен компьютер, в связи с чем большое спасибо Сергею Ситникову за кредитование этой покупки. Конечно, в этот приезд Аударья Дхамы Пр. я размышлял: писать или не писать мне в этот раз? Потому что в Москве уже существует его студия, и я думал: насколько я нужен им сейчас? И так происходит, что перед Новым годом я случайно оказываюсь на улице 10-летия у магазина «Баласот» и, увидев знакомую красную спортивную машину, решаю заглянуть и проведать Гопишвару пр. И к удивлению моему я там обнаруживаю сияющую Гаура-прию, которая в беседе со мной начинает меня вдохновлять на запись лекций. Буквально через неделю она подтверждает, что Аударья Дхама Пр. хочет, чтобы я это делал. И начинается сумасшедшая подготовка к записи. И хотя мы перешли на цифровую запись, меня не удовлетворяло качество получаемой записи. Я ломал голову все лето, как улучшить качество записи, и обращался ко всяким знающим людям, которые либо не давали ответ, либо говорили: «Да пойдет, нормально». Но я все не был удовлетворен. Я купил летом учебник по «Soni Sound Forge» (профессиональной программе обработки звука), от которого у меня просто закипела голова. Дилетанту во всем этом разобраться было просто невозможно. И вот оставалось буквально четыре дня до записи, и я был в беспокойствах – как писать с таким качеством? И тут произошли удивительные события, из которых стало ясно, что мне нужно просто стать инструментом в руках Господа, у Которого на все есть план. Я очень гордый человек, и если бы я все сделал сам, то стал бы результаты приписывать себе. Но Господь устроил так, что все то, что я не мог сделать за лето, Он сделал за три дня. Я вдруг решил позвонить одному человеку, который в свое время посещал лекции Аударья Дхамы Пр. и уже немного помогал мне. Его зовут Эльдар Ахметович, он сейчас работает на ГТРК «Иртыш». Я звоню ему и узнаю, что он как раз работает со всеми этими профессиональными программами. Услышав про «Soni Sound Forge», он отвечает мне, что хорошо знает эту программу, и милостиво сам предлагает ко мне приехать домой и обучить. Приезжает, дает 8-часовой урок и даже принимает экзамен. И тут я просто был ошеломлен всеми этими событиями, которые развернул Господь, – представляете, когда вы полгода не можете ничего добиться, и за три дня до начала к вам приезжают и все дают. Таким вот образом все было устроено.

Также был случай проявления руки Господа, когда мы готовили программу в зале для мультимедиа-шоу Бхактивайбхавы Свами. Сарванга Сундари мне сказала, что если не будет хорошего звука, то Махарадж меня проклянет (не то, чтобы я именно так выразилась, но смысл сказанного был приблизительно такой – прим. корр.). Я стал очень сильно молиться, и произошло чудо – звук был просто потрясающий, хотя аппаратура в зале была наша, что означает «никакая». Я понял, что все произошло потому, что это было медитацией и желанием гуру, потому Господь все и дал.

Сейчас у меня такие мысли… Если в то время вдохновение исходило от Шикшаштаки, который заражал меня, то сейчас я пытаюсь понять свое умонастроение – с какой целью я вообще в этой программе участвую. Это стало важным для меня.

Корр.: Т.е. Вы боитесь, что какие-то мотивы не те, или что?

А.П.: Нет, саму цель нужно определить. Что касается мотивов, сейчас все заработанные лакшми курируются Манохарой пр., определенный процент с каждого диска идет на поклонение Божествам, а на все остальные лакшми будет закупаться оборудование для развития студии. Тут не в мотивах дело, а хочется, чтобы было действительно умонастроение участия в проповеди, понимаете…

Корр.: Так ведь это так и есть. Даже если нет такого умонастроения, но если вы содействуете проповеди, то это уже и есть проповедь.

А.П.: Ну, это такие внутренние моменты, размышления… В этот раз Господь не только занял меня служением, но и дал много всяких испытаний, проверок (смеется). Я уже не летал в облаках «аудиозаписи», как раньше, Господь заставил меня задуматься о реальной цели моего участия в этой программе. Я понял, что все недоразумения – это знак Кришны о том, что все эти годы студия находилась в подполье, и что сейчас пришло время развивать ее серьезно. И что виновник этому только я, потому что не занимался развитием этой студии.

И вот теперь старшие преданные хотят, чтобы студия выходила на серьезный уровень, чтобы она была официальной, чтобы все права ее были защищены. Кураторами студии, которую мы назвали «108», являются сейчас Шикшаштака пр. и Манохара пр. У нас есть разные проекты проповеди через звук. Уже были начинания, такие, как проект «Музыка для души», диски которого распространяются высокопоставленным людям г. Омска. Это тоже идея Шикшаштаки пр. Наш выход из подполья означает, что люди узнают о существовании этой студии и будут иметь быстрый доступ к заказу и к получению этого заказа. На это мы хотим сделать упор. Раньше этим могли воспользоваться больше близкие знакомые, чем все остальные. Есть в дальнейших планах и на эзотерические магазины с нашей фонотекой выходить, но это все в будущем. Я думаю, что в ближайшем будущем это будет большим направлением проповеди. И к этому нужно готовиться, по сути дела, всем, потому что все могут принимать участие, распространяя диски через своих знакомых.

О том, как создавалась фонотека музыки. Шикшаштака пр. познакомил меня с Акинчана Дханой пр., у которого одна из самых крупных студий звукозаписи в России. И он позволил мне переписать его фонотеку. Первый раз в 99-м году я у него записал первые 30-40 дисков. И в мае прошлого года я окончательно скачал всю его фонотеку. Это, конечно, все делалось за лакшми. Сейчас у нас очень большой выбор музыки: как классической, так и современных обработок. В данный момент, конечно, будет идти работа над пополнением каталога лекций. Планируется, что будет раздел фонотеки, направленный на помощь в духовном развитии общины. Эти лекции можно будет заказывать за доступную цену: от 30-ти до 50-ти рублей, в зависимости от оформления. Чаще всего 30 рублей, при всем том, что это МР-3. Это идея заключается в том, чтобы преданные имели возможность духовно просвещаться. Это будет как служение общине. Музыкальные диски будут подороже, потому что там и качество оформления будет лучше, цена их от 50-ти до 60-ти руб. Эти деньги пойдут на развитие студии. Требуется немало оборудования, немало средств, чтобы все довести до ума, потому что также хочется, чтобы у нас был хороший звук и на проповеднических программах.

Корр.: Поэтому преданные должны с большой благодарностью приобретать у Вас диски, зная, на какие благородные цели идут эти средства, – на приобретение оборудования, которое даст качество и удовольствие этим же преданным. Какие у Вас еще планы?

А.П.: Мой наставник мне сказал, чтобы я посещал фестивали два раза в год. Один фестиваль я уже посещаю, а что касается второго, то было решено, что им будет знаменитая «Груша», где Говинда Махарадж проводит свою проповедь. Также в последний раз на Дивноморском фестивале организаторы пригласили меня вместе с другими звукооператорами записывать лекции фестиваля. И там же один преданный, Борис из г. Шауляй, отец российской звукозаписи, сказал мне, что его Гуру Махарадж называет звукооператоров ИСККОН невидимыми солдатами Господа Чайтаньи. Это очень вдохновляет.

Я хочу поблагодарить преданных, которые мне помогали в свое время и помогают сейчас в моей деятельности, потому что я один никогда бы не справился. Большая благодарность Шикшаштаке прабху как прародителю студии, Алексею Богдашкину (который и сейчас помогает, все оформленные диски цветной печатью – дело его рук), Манибандхе прабху и Евгению Дель за всевозможную помощь и поддержку, Йогиндре прабху, Вамшидхаре прабху и матаджи Гаура-прие как идейным вдохновителям, а также Аударья Дхаме Прабху за возможность участия в проповедническом проекте.

Сейчас мне очень помогают Эльдар Ахметович, который монтирует лекции, матаджи Наталья, которая ведет прием заказов, и Манохара прабху, куратор студии, который имеет видение ее развития. Большое им спасибо.

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

Манохара д.: Студия звукозаписи очень важна, т.к. это проповедь. Перезапись считается мошеничеством. Человек, который не вкладывает свой труд, а просто пользуется чужим без разрешения, занимается воровством. Это и есть плохая карма, потому что склонность к воровству означает плохую карму. Я думаю, что у Андрея все получится, он имеет право на руководство этой студией, потому что он очень долго планировал ее создание. Он сам лично записывает лекции и много сил вкладывает в их качество – над одним диском он работает 8 часов, обрабатывает, чистит запись. И его диски идут с вместимостью записи 8-10 часов, с прекрасным оформлением, что тоже стоит сил и денег. Он вкладывает туда очень много своей энергии, а люди, которые пользуются всем этим, обычно быстро переписывают диски на очень высокой скорости и таким образом создают некачественные записи. Как, например, Ванамали пр. приобрел диски с лекциями Госвами Махараджа, а они у него даже не читались. Это плохая идея – что-то у кого перекатывать, что-то чужое взять. Однозначно, что-то негативное произойдет с таким человеком. Он не будет ни материально процветать, потому что он потеряет эти деньги на чем-нибудь другом, ни духовно. И потом у такого человека нет никаких благословений на такую деятельность. Андрей же получил все благословения. Поэтому у него все успешно происходит. Потому нужно задуматься тем людям, кто таким образом зарабатывает себе на жизнь, что они думают только о себе, желая все быстро и дешево продать. Можно поехать на рынок и посмотреть – там много дешевых и некачественных вещей. А можно пойти в фирменный магазин и увидеть качественные и дорогие вещи. Человек может выбрать. Но никто не гарантирует ему долгосрочность дешевой вещи. Поэтому однозначно дело Андрея будет процветать,потому что он живет этим. Кто бы в течении пяти лет закупал аппаратуру, которая стоит непомерных денег, и все дальше планирует это делать? Только человек, который живет этим. Подпольщики не согут выйти на городской уровень, а он сможет, потому что очень профессионально подходит к своему делу. И потому все преданные должны поддержать эту идею, и сами должны быть заинтересованы в хороших, качественных записях. Поэтому все должны благословить Андрея на эту деятельность, а также приобретать у него эти диски.

Шикшаштакам д.: Я очень обрадовался, когда узнал, что Андрей Пономаренко, которого у нас все знают под именем Зодчий из-за его такого чрезмерного усердия в том, чтобы аккуратно и качественно все делать, мыслит сделать профессиональную студию звукозаписи разных музыкальных и лекционных материалов. Практически в каждой ятре есть люди, которые занимаются такой деятельностью. Но раньше это были редкие энтузиасты, имеющие соответствующую аппаратуру. Но сейчас с появлением компьютеров и новых технологий это может каждый дома у себя делать, все, кому не лень. И копирование происходит сейчас повсеместно. Но что отличает Андрюшу от всех любителей такой деятельности, так это то, что он очень аккуратный человек, и очень любит эту деятельность. Он отдает много сил и энергии, чтобы делать качественные материалы, и не потому, что хочет засветиться как-то или заработать на этом, а потому, что он просто это любит. Именно поэтому у его лотка в Дивноморске всегда самая большая очередь, самые качественные материалы по самым дешевым ценам. И я очень вдохновлен, что вообще есть такие преданные с таким пониманием, кто не любит нагреваться на вайшнавах и пытается в духе служения все это делать. И что таким человеком движет желание сделать качественный предмет, чтобы люди, которые приобретут его потом, получат настоящее удовольствие. Поэтому я решил, что во Вриндаване буду молиться, чтобы у Андрея все получилось, чтобы все преданные в омской ятре поддержали его в этом стремлении, благословили его и никаким образом не ставили ему палки в колеса, а наоборот, всячески способствовали его делу.

Йогиндра д.: Идея студии уже витала 11 лет. У преданных было желание, чтобы кто-то один занялся этим профессионально, чтобы можно получить все требуемые лекции, семинары, киртаны, бхаджаны. И я очень рад, что эта идея теперь находится в воплощении, и что Андрей решился посвятить этому всю свою жизнь, поскольку у него есть какие-то наработки, и, главное, желание служить преданным. Я думаю, что мы должны всячески поддержать эту идею, и я сам с удовольствием буду пользователем этой удивительной продукции. Что касается того, что некоторым преданным это кажется дорого, то нужно понять, что Кришна – не дешевка. Етественно, что любая хорошая вещь должна стоить каких-то денег, потому что если в нее вкладывается столько усилий и технических затрат, то это ведь должно как-то окупаться. Если мы не ценим своих усилий, делая все тяп-ляп, то мы и не можем ценить чужих. Мы привыкли все дешево оценивать. Это ведь не просто коммерческое мероприятие. Важность заключается в том, что мы готовы отдать любые богатства за то, чтобы получить сознание Кришны. Если нас что-то приближает к сознанию Кришны, то какой смысл тратить деньги на что-то другое? Поэтому мы ждем с нетерпением, когда эта студия будет функционировать в полную силу.

 

 

Парочка анекдотов

 

***

Как просыпаются начинающий, опытный кришнаит и старший преданный.

Начинающий: просыпается, вскакивает, радостно бежит на утреннюю службу, читает джапу, внимательно слушает лекцию по Бхагаватам...

Опытный: поднимается, читает джапу, просыпается, на лекции по Бхагаватам засыпает снова и уже до обеда.

Старший преданный: выползает из постели, перемещается на лекцию по Бхагаватам, читает ее, просыпается...

 

***

Поступил кришнаит из глубинки в московский ВУЗ. Поселили его в общежитии. Через полгода приезжают к нему родители. Осмотрели комнату, где он живет. Все, вроде, нормально. Спрашивают:

- Ну что, сынок, тебя эти карми здесь не обижают?

- Нет. Хотя соседи попались - не дай Бог!.. Вот здесь, на соседней кровати, спит мой однокурсник. Идиот полный. Карми, что с них возьмешь! Одним словом, он каждую ночь вскакивает и начинает кричать не своим голосом... Я с ним не общаюсь, не беспокойтесь.

А вот на этой кровати спит другой наш сосед. Этот еще не лучше. Поднимается посреди ночи и начинает биться головой об стенку. Сумасшедший, наверное.

- Сынок! Бедненький! Как ты в таких условиях живешь?!

- Очень просто! Я их игнорирую и всю ночь громко читаю джапу!

 

Hosted by uCoz