ЛИАНА БХАКТИ МАЙ 2004 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

НРИСИМХА-ЧАТУРДАШИ

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ: Как жить будем?!

КАК Я СТАЛ ПРЕДАННЫМ: Нимай Пандит прабху

ВЕСТИ С НАМА-ХАТТЫ: Лазарет моей души

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ: Ключи от бездны, или шаги от пропасти

 

 

НРИСИМХА-

 

 

ЧАТУРДАШИ

 

 

Сегодня день явления Господа Нрисимхадева. Это называется Нрисимха-чатурдаши. Нрисимхадев явился, чтобы разубедить этого атеиста (смех в зале) в том, что Бога нет. Это низкая ложь, когда говорят, что никто не видел Бога. Преданный видит Бога в своем сердце, в храме – повсюду. А атеист видит Бога в тот момент, когда стрелки на его часах останавливаются. Прахлада Махарадж видел Нрисимхадева постоянно, каждое мгновение. Когда бальзам любви умастит наши глаза, только тогда мы сможем видеть Бога. Господь – не невидимка. Все дело в том, что человек с катарактой или еще с какой-нибудь болезнью глаз просто не в состоянии что-либо увидеть. Но из этого совсем не следует, что видимый мир не существует. Господь присутствует во всем. Но когда мы живем как материалисты, наши глаза слепы к Истине. Не только глаза – каждое из чувств. Но в особенности глаза, потому что чрезвычайно гордимся своими глазами и заявляем: «Ну! Кто-нибудь может показать мне Бога?» Представляете? Он не задумывается о том, подходят ли его глаза для того, чтобы смотреть на Бога. Это и есть атеизм. Он просто не понимает своего положения. Нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавритах. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Не всякому Я открываю Себя. Меня заслоняет завеса йога-майи». И эта йога-майа не позволит увидеть Бога. Точно так же, как если кто-то хочет войти в этот храм, он должен выполнить одно условие. Мы просим его об этом: «Пожалуйста, сначала снимите в прихожей ваши туфли». Всего лишь одно маленькое условие. Подобно этому, для того, чтобы увидеть Бога, нужно выполнить определенное условие. И это условие таково: до тех пор, пока ты не полюбишь Бога всем сердцем, Он не откроется перед тобой. Хотя Он всегда здесь, всегда. Не только, когда мы приходим в храм, мы видим там Бога. Нет. Чистый преданный видит Бога всегда, двадцать четыре часа в сутки. Вот что такое сознание Кришны.

Это можно понять на примере, который я вам уже приводил. Про женщину, у которой есть любовник. Она очень тщательно исполняет свои домашние обязанности, но думает только о предмете своего обожания: «Когда же я увижусь с ним?» Приводя этот пример, Рупа Госвами указывал на то, что ее ум был постоянно занят образом и поступками ее возлюбленного. Если такое возможно даже в том, что касается материальных взаимоотношений, то, безусловно, когда в вас пробудится любовь к Богу, вы сможете видеть Его повсюду и всегда. Такое положение занимал Прахлада Махарадж. Он видел Бога Кришну во всем. Но его отец – нет, потому что был атеистом. Бросая вызов, он спросил: «Ну, где же твой Бог? Сколько раз ты говорил мне о Боге. Хватит, сегодня я преподам тебе последний урок». Он выхватил свой меч и бросился к сыну, чтобы убить его. Этот безбожник настолько безжалостен и жесток, что собирался расправиться со своим собственным сыном, которому было не больше пяти лет отроду. Вот что такое атеизм.

А теперь – что такое теизм. Отец причинил Прахладе Махараджу столько мучений. Но после смерти отца он молит Нрисимхадеву: «Пожалуйста, прости моего отца». Это – теизм. В этом заключается разница между сознанием Кришны и обычным сознанием. Преданные очень милостивы. Вайшнав – это океан милости. Неисчерпаемый. Попробуйте вычерпать воду из океана. Это невозможно. Подобно этому вайшнав, преданный – это океан милости. Вы черпаете, черпаете милость из этого океана, но он все равно остается полным. Глядя на Прахладу Махараджа, становится понятным, кто такой вайшнав. Но постарайтесь стать не имитаторами, а последователями. Не надо имитировать: «А-а, Прахлада Махараджа бросили в кипящее масло. Дай-ка я попробую броситься в кипящее масло». Нет. Это подражание. Сначала обрети качества Прахлады Махараджа, тогда такое станет для тебя возможным. Не пробуйте зкспериментировать подобным образом (смех). Это плохо. Следуйте, пытайтесь следовать примеру, который показал Прахлада Махарадж. Этот пример заключается в том, что, несмотря на непрестанные мучения со стороны своего отца, он ни на мгновение не забывал о Кришне. Вот чему мы должны следовать. Невзирая на самые разнообразные препятствия и муки, причиняемые нам неверующими, мы никогда не оставим сознание Кришны. У нас есть множество тому примеров. Посмотрите на Господа Иисуса Христа. Его пытали. Затем распяли, но он не захотел признать, что Бога нет. Это должно стать нашим девизом. И это будет следованием. Будь ты христианин или хинду, или еще кто-нибудь, главное – помни о Боге. Быть сознающим Кришну – значит помнить о Боге. И ни при каких обстоятельствах не забывать о Нем. Это называется шаранагати, или предание себя Богу.

Поэтому мы должны извлечь из этой истории такой урок – даже посреди опасности не забывать о Кришне. Кришна нас защитит. Сознание Кришны настолько прекрасно, что если кто-то обретает его, он не захочет больше никакого другого блага или богатства. Оно настолько прекрасно. Мы жаждем того, другого, пятого, десятого, множество всего. Дехи, дехи, дехи, дехи. Но когда вас заполнит сознание Кришны, все остальное перестанет вас волновать, вы достигнете удовлетворения.

Итак, Нрисимхадев хранит Прахладу Махараджа… А перед атеистом, каким был Хиранйакашипу, Господь явился, когда жизнь того уже подходила к концу. Да. И атеист увидит Бога, но, когда это произойдет, срок его жизни истечет. Это означает смерть. Атеист узрит Бога, когда Он придет в образе смерти. Но теист, любящий Кришну преданный, видит Бога в своем сердце двадцать четыре часа в сутки. Вот в чем разница.

Никому не избежать смерти. Это объясняется в «Бхагавад-гите». Каждый миг времени уносит от нас то, что мы считаем принадлежащим нам. Это совсем нетрудно понять. К примеру, сколько мне лет? Семьдесят четыре. Это означает, что из всей моей продолжительности жизни семьдесят четыре года уже отнято. Поэтому каждый из вас должен думать каждую секунду… Каких бы богатств у вас ни было, самым драгоценным является жизнь – время, которое вам отпущено. И его у вас забирают. Таков закон природы. И потом приходит смерть и отбирает последнее мгновенье. Она забирает все. Ваше образование, титул магистра искусств, доктора философии, профессора, ваш счет в банке, миллионы долларов, ваше доброе имя, дом, семью, друзей, страну, все забирает. Без остатка. Для атеиста Господь является так. Когда Бог заберет у него все, тот поймет: «Да, Бог существует». Так же как преступник, пренебрегающий законом. Для примерного гражданина существование правительства очевидно. Но когда преступника ловят и сажают за решетку, только тогда он признает: «Да, правительство есть. Это уже точно». Вот так оно и случается. Неверующие заявляют, что они независимы, никакого Бога нет, но это полная ерунда. Подобных людей называют мудха, то есть перворазрядный дурак. Нахам душкритино мудха прападйанте нарадхамах. Изучайте «Бхагавад-гиту». В ней присутствует все. Нарадхама – самые подлые из людей. Самым подлым из всех людей является атеист. А самым лучшим из всех людей является преданный Кришны. Поэтому попытайтесь стать самыми достойными из людей. Мир страдает от недостатка достойнейших людей. Будьте же примером для подражания. Итак, вы усвоите этот урок сегодня, в день явления Господа Нрисимхадева. Воспевайте Харе Кришна. Большое спасибо.

Из лекций Шрилы Прабхупады,

Бостон 1969 г., Бомбей 1974 г.

 

Господу Нрисимхадеве

 

 

Как в гневе страшен Ты и как прекрасен!

К Тебе приблизиться боялись полубоги,

Богине Лакшми вид Твой был ужасен,

У демонов подкашивались ноги…

 

Но мальчик маленький, наполненный

                                           любовью,

Не думал вовсе о себе,

Он подошел к забрызганному кровью,

Метающему молнии – к Тебе.

 

И от Твоей протянутой руки

Вся скверна мира превратилась в свет –

Ты видел верность Твоего слуги,

Ведь ничего ее дороже нет.

Нуртазина Т.А.

 

 

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ

 

Как жить будем?!

 

 

Как нам стало ясно из последнего выпуска газеты, духовным лидером нашей общины является Ванамали прабху, с кем мы непременно захотели встретиться и узнать, какими же идеями живет наш духовный лидер. В этой статье Ванамали прабху делится глубоким видением будущего нашей ятры.

 

Корр.: Ванамали прабху, вы у нас сейчас духовный руководитель ятры, поделитесь, пожалуйста, вашим видением развития нашей общины.

Ванамали пр.: Несомненно, есть очень много направлений, по которым нужно развиваться. И какие-то из них более, а какие-то менее других интересны членам общины. Нам всегда необходима динамика, потому что когда отсутствует динамика в жизни общины, то это повергает людей в состояние застоя. Конечно, в основном  эта динамика подразумевает проповедь, так как это миссия нашей организации. Каждый из нас узнал об этом учении от Шрилы Прабхупады, и теперь наш долг – отдавать это знание другим людям, которые не знают о нем ничего и продолжают оставаться в невежестве. Поэтому основным направлением нашего развития всегда будет оставаться проповедь. Но для того, чтобы каждый мог делать свой вклад в это общее развитие общины, нам нужно понять, что стоит за этим словом. Проповедь должна стать нашей жизнью. Это означает, что все происходящее в нашей жизни является проповедью. А наша жизнь в основном состоит из социальной, интеллектуальной, эмоциональной и физической сфер. Бхакти, или преданное служение, занимает очень незначительное время. Проповедь – это преданное служение, но на начальном этапе нам очень сложно проповедовать, потому что это служение является прерогативой мадхьяма-адхикари. Мы должны понять, что на самом деле как раньше, так и сейчас проповедует Шрила Прабхупада. Он будет также проповедовать и в будущем, а мы можем лишь вносить свой посильный вклад в эту глобальную проповедь посланника Кришны. Поэтому развитие нашей общины будет происходить пропорционально тому, насколько каждый из нас будет делать свой вклад в миссию Шрилы Прабхупады.

Исходя из этого, мы должны понять, что именно каждый из нас делает в рамках проповеди, в рамках развития общины. Существует внешняя проповедь (внешнее развитие) – это харинамы, распространение книг, раздача прасада, проповедь студентам и т.п. Кто-то может принимать участие в этих программах, а кто-то – нет.  Но существует также вторая рельса нашей миссии – это внутреннее развитие общины. Эта та сфера, в которой буквально каждый член общины может принять участие. Если руководство каждой общины ИСККОН будет давать такую возможность своим людям, то общины начнут развиваться. Кто-то занимается во внешнем развитии, а кто-то во внутреннем, и так каждый находит свое место. Нам действительно очень нужно развиваться, иначе будет застой и уныние. До недавнего времени в нашей общине основной акцент в служении был направлен на внешнее развитие (на внешнюю проповедь), тем самым не давая возможности определенной части людей быть занятыми в развитии общины. Но теперь, все более ясно понимая это, руководство будет создавать баланс между внутренним и внешним развитием нашей общины вайшнавов,  создавая гармонию и привнося необходимую динамику в жизнь общины.

Если мы будем продолжать заниматься лишь внешним развитием, проповедуя людям о Кришне, о них самих, как душах, и об их взаимоотношениях, и люди будут привлекаться этим, то нет никаких сомнений, что они однозначно пожелают встретиться с людьми, практикующими это знание в своей жизни. Другими словами, они захотят прийти в нашу общину. Вот на этом этапе, вся наша внешняя проповедь может превратиться в антипроповедь. Я имею в виду наше лицо, выраженное посредством храмовых территорий. На самом деле, людям даже некуда прийти, чтобы познакомиться с нами, а ведь проповедь в Омске идет уже около 15 лет. Сколько людей за это время познакомилось с ведическим знанием? А сколько из них уже хотят прийти к нам? А сколько уже развернулось и ушло, приблизившись к загадочному перекошенному дому по 10-й Северной? В конце концов, это неважно, потому что до сих пор у нас так и нет представительства в мире. Харе Кришна в Омске никак не представлено. Мы, конечно, зарегистрированы в управлении юстиции, но мы никак не представлены. Полноценная ли это проповедь? Это значит, что любой гражданин, заинтересовавшийся этим обществом, может прийти в определенное место, которое в мире называется «офис», «контора», «посольство» и т.д., в общем, представительство. Но если мы думаем, что то, что у нас сегодня есть, является офисом или представительством, то это далеко не так. Единственно, что более-менее реально связывает нас с внешним миром, это телефон. Но телефон без человека, отвечающего на звонки, бесполезен, а у нас далеко не всегда присутствует человек, который бы смог ответить какому-то заинтересовавшемуся гражданину. 

Скорее всего, мы пришли к тому моменту, когда нам необходимо начать плановое внутреннее развитие общины. Это безграничные возможности для вклада каждого члена нашей общины. Это поэтапное строительство храмового комплекса на тех землях, что дал нам Кришна на сегодняшний день, и ещё даст нам в будущем. Конечно же, начинать необходимо с представительства, т.е. с лица нашего общества в этом городе. Сейчас то помещение, которое называется офисом общины – ну, простите меня, это даже не комната отдыха. Только компьютер может смахивать на принадлежность к офису. Но мы обусловились и привыкли, что это наш офис. Но это не то представительство, в которое могли бы приходить все люди, особенно высокопоставленные, с которыми мы должны входить в контакт. Мы должны постепенно входить в общество, и для этого у нас должно быть представительство соответствующего уровня. Поэтому первое, что нам нужно сделать, это построить офис. И мы решили на совете лидеров ятры, что он должен быть построен рядом с храмом, с выходом на 10-ю Северную.

Вот, например, компьютерное изображение проекта московского храма – я был просто поражен его размахом и грандиозностью. А зачем преданные это делают? Затем, что это и есть необходимая проповедь. Прогрессивные люди никогда не захотят жить в тех условиях, какие мы представляем через наш нынешний центр.

Например, папа Славы Пиляева, побывав у него в гостях, был очень удивлен, что его сын не имеет в своем жилище стульев. Всю встречу он простоял на ногах, и после этого больше не приходит. Или как мама одной преданной после посещения нашего храма устроила дома целый скандал. Эта преданная недавно присоединилась, она занимает определенное положение в обществе, но ее мама занимает еще более высокое положение – она профессор Медицинской Академии. Так вот эта мама, увидев, куда ее дочь стала бегать по пятницам (семинар по «Бхагават-Гите»), сказала, что она никогда не допустит, чтобы её дочь имела какое-то отношение к этой антисоциальной структуре. Так вот, как мы уже говорили, если мы отдаем внимание внешней проповеди, то должны понимать, что те люди, которым мы проповедуем, захотят прийти сюда. И естественно, что вторая рельса должна быть на соответствующем уровне. К примеру, Шрила Прабхупада использовал последние достижения науки, применяя вентиляторы, кондиционеры, современный интерьер и прочие удобства в целях проповеди. В гостевых комнатах храмов Индии Шрила Прабхупада стелил изысканные матрасы, покрытые белой тканью, которая часто менялась, как это делали аристократические круги общества тех времен.

Многие преданные говорят: «Я не умею проповедовать», но они могут вкладывать свои силы в такую косвенную проповедь. Это тоже проповедь, когда мы здесь все обустраиваем и показываем людям с лучшей стороны лицо общины. И люди будут приходить и видеть, что здесь действительно что-то цивилизованное – офис, допустим, стеклянные двери, улыбающаяся девушка в сари сидит за компьютером и говорит: «Ну, наконец-то вы пришли к нам, мы вас давно ждали». Я думаю, что каждому в общине понятно, что все это должно быть, а этого сейчас нет. Т.е. я говорю о том, что проповедь будет очень сильно страдать, если мы не будем здесь что-то делать. Это очень важный момент, который все преданные должны прочувствовать. А иначе как в сито просо. Люди приходят, но кто здесь остается. Я знаю, что многие разворачиваются и уходят. И это не то, что я придумываю, это так и есть.

Если еще сказать об этом строительстве, то подразумевается, что в этом новом помещении, где будет офис, с другой стороны будет также кухня Божеств. Эта комната, где сейчас находится офис, будет комнатой отдыха пуджари. Двери здесь не будет, эта комната будет изолирована, вход будет из пуджарской. В том помещении, где сейчас кухня, будет большая душевая и хороший туалет. В общем, всякие переделки. И алтарная комната будет полностью изолирована. И тогда алтарная комната может наконец-то превратиться в настоящую алтарную, а не в коридор, по которому все бегают. Вот вы представьте себе, что вы приходите в христианский храм, там какие-то богослужения, иконы, свечки горят, проповедь идет, атмосфера такая благостная, в которую вы хотите погрузиться сердцем, и тут вдруг телефон начинает звонить на всю алтарную, и кто-то берет трубку и начинает разговаривать. Смотрите, ведь это – наша реальность, но мы до того обусловились, что считаем это в порядке вещей. Но это близко к абсурду. Поэтому телефон надо в первую очередь убрать из этого помещения. Это же место отдохновения души, а мы превращаем его в офис, или проходной двор, или в коридор. И т.к. преданным больше негде общаться, они начинают здесь ходить взад-вперед. Особенно по выходным, когда много людей приходят, происходит очень много сева-апарадх, потому что Божества открыты. Вообще, при Божествах нельзя громко разговаривать, поворачиваться к Ним спиной, облокачиваться на стены, еще какие-то вещи. Конечно, можно прикрыться тем, что таковы условия. Но кто кроме нас будет менять эти условия. И поэтому я об этом говорю, чтобы преданные общины размышляли над этим.

Сейчас группа преданных в общине занимается как планированием постепенного развития храмового комплекса нашей ятры, так и практической реализацией этого плана. Например, на первом этапе мы должны скупить и зарегистрировать все земли, которыми мы пользуемся, но которые официально нам не принадлежат, затем приватизировать их в частную собственность. Так мы обретем определенную независимость от властных структур города. Сейчас также есть фонд строительства храма, от которого зависит поэтапное развитие проповеднического центра общины. Эти этапы постепенного строительства храма нельзя миновать.

Не нужно думать, что строительство храма – это именно тот дом, в котором будет храм, и вот деньги копятся, копятся, и потом – раз, и мы начнем его воздвигать. Нужно столько много этапов пройти, чтобы построить храмовый комплекс, и чтобы занять всю территорию, которая уже выкуплена, и которую еще нужно выкупить. Храмовый комплекс подразумевает широкое разнообразие всяких программ и подготовительных этапов.

Корр.: Но вот есть же такое представление, что чем старую дырку латать, лучше купить новую вещь. Поэтому мне немного странно, что мы сейчас столько денег «вгрохаем» в перестройку старого здания, а потом все-таки нужно будет строить новый храм, и понадобятся новые средства.

В.пр.: Так вот это как раз и продумано. Вы пока об этом не знаете. Но преданные, которые занимаются планированием, пришли к выводу, что это самый идеальный вариант строительства, потому что здание офиса, которое будет строиться, останется навсегда. Оно гармонично впишется в храмовый комплекс, и всегда будет оставаться офисом и представительством.

Я сейчас могу показать план схемы храмового комплекса (с которым мы ознакомим вас в будущем номере – прим. ред.). Мы планируем выкупить три дома по обе стороны от храма на 10-й Северной, дом на Средней и угловой дом на 9-й Северной. И на всей этой территории будет храмовый комплекс. Итак, мы говорим об острове, который будет Кришнаитским Центром. По периметру будут располагаться входы. И эти входы – это аюрведический центр, астрологический центр, кафе, магазин, офис и пр., через которые люди будут приходить к Кришне. Они не понимают ритуалов поклонения Божествам и не принимают самих Божеств, которым нужно кланяться, но они имеют какие-то индивидуальные интересы, связанные с их физическими и умственными потребностями, по которым ведическая культура может предложить им очень много интересного. Вот они входят сюда, в эти помещения, а из них будет выход, и здесь будут лужайки, деревья, газоны, фонтанчики, тропинки, и выход будет к храму, который будет в центре. В конце концов, они скажут: «Ну, все-таки мне надо, наверное, зайти внутрь центрального храма, посмотреть, что там происходит». Так люди будут привлекаться, постепенно принимая эту ведическую культуру. К тому же сам храм, как лично я вижу, должен быть стилизован под культуру той страны, в которой мы живем. Потому что мы готовы встречать всех людей. Посмотрите, сам проект московского храма – в нем же не так много ведических элементов, только эти большие купола, а центральный вход – что-то нейтральное, европейское, даже католическое. Они это очень умело совместили, и я предлагаю примерно то же самое сделать и у нас. Храм не должен вызывать отчуждения своей инородностью, иноверством. Проповедь, которая идет вовне, приводит сюда людей, а здесь есть двери в духовный мир, через которые они могут входить. И эти двери – это карма, гьяна, йога, т.е. астрология, медицина, кулинария, музыка и др. направления. Со временем у нас будут появляться специалисты в этих областях. Сейчас у нас ничего этого, в основном, нет. Но офис, представительство общины, нам очень необходим прямо сейчас. Мы будем приглашать людей, и какой-то человек может отвечать за это служение – встречу гостей.

Но если этого ничего не будет, а мы просто воздвигнем вдруг один храм… Кстати, в проекте московского храма ведь все это предусмотрено – и конференц-залы, и библиотеки, и выставочные залы, и планетарий, это целый город внутри.

Корр.: Чем и вызвали недовольство православных людей.

В.пр.: Да. Но мы такой храм здесь не потянем. Это для Москвы. А для нас только такой вариант: здесь в центре храм, место богослужения, а вокруг по периметру другие помещения, я бы сказал, «завлекаловки».

Корр.: Ну, как в тех же христианских церквях. Там же тоже сам храм небольшой, одна зала и все. А все остальные помещения, даже те, где монахи живут, находятся вне храма.

В.пр.: Да. И у нас тоже центральный храм – это будет одна алтарная комната, небольшие помещения, связанные с поклонением Божествам и Туласи, и небольшая кухня для Божеств. Но все это – перспективы. На сегодняшний день мы не можем полноценно поддерживать даже эту алтарную. Поэтому пока новая алтарная нашей общине не нужна. Ну, сколько здесь человек бывает на службах? Люди не стоят на них, сжавшись от тесноты, что даже похлопать не могут. Только в субботу-воскресенье чуть больше народу, но тоже места всем хватает. И может, еще несколько лет этого будет хватать, а за все это время мы этими этапами будем развиваться, до тех пор, пока эта алтарная не перенесется в новый храм.

Корр.: Значит, в первую очередь будут выкупаться земли и строиться здания, которые вокруг?

В.пр.: Скорее всего, только выкупаться. Строиться же будут те здания, для которых мы созрели. Допустим, если у нас аюрведическая деятельность будет хорошо проявлена, то мы построим здание аюрведического центра. Также и с кафе. Если проявится человек, который захочет этим заниматься, тогда и будет построено здание. Таков план строительства на будущее.

Корр.: Насколько глубоко на сегодняшний день вы вошли в роль руководителя ятры?

В.пр.: Мне это сейчас сложно сделать. Потому что взять ответственность, например, за эту ручку проще, т.к. я знаю, что с ней надо делать. А ответственность за общину – это что-то более абстрактное, потому что нужно охватить своим умом всю общину и все ее проблемы. На это, несомненно, уйдет какое-то время. Ну, и, конечно же, я никогда бы за это не взялся, если бы не реальная помощь преданных, с которыми сейчас мы пытаемся строить команду руководства общиной. Меня также очень вдохновляет поддержка других членов общины. С некоторыми из них мне удалось встретиться в последнее время. В разговоре с ними я очень порадовался тому, что эти люди понимают необходимость поддержки тех личностей, которые будут брать на себя основную ответственность в общине – выкупать, управлять строительством, проповедовать, заботиться.

Если такое понимание уже есть, значит, мы до чего-то доросли. Потому что раньше, я точно знаю, такого понимания не было.

Есть такое высказывание, что у каждого советского человека под сукном лежит план перестройки страны. Каждый знает, как все изменить, но никто этого не делает, потому что это огромная ответственность, такие люди никогда не становятся на место лидера. И потому нужно понять, что если таких лидеров не будет, то здесь ничего меняться и не будет. Поэтому должен быть такой человек или группа таких людей, которая объединяется как команда и работает на благо общины, сплачивая все больше людей общины в одну семью. А пока – каждый сидит под своим деревом, под своей сосной, живет своей жизнью и иногда пересвистывается с другими, которые тоже сидят под своими деревьями. И мы должны все, наконец, собраться под одно баньяновое дерево, под дерево Господа, и там быть семьей. Я думаю, что к этому есть расположенность у нас в сердцах, я начинаю уже замечать какие-то шаги к этому. Это вдохновляет меня. Годы все-таки идут, и мы становимся ближе друг другу, узнавая друг друга все больше и больше. Это нектар на самом деле. И если мы будем продолжать духовно очищаться и действовать ради Кришны, делая свой вклад в общий котел, то тогда мы будем очень быстро процветать. Потому что Кришна будет этим доволен. И, конечно же, будут разворачиваться возможности, чтобы практически каждый преданный мог найти свое занятие в общине по своей природе, которое, возможно, даже будет его материально поддерживать. Но это перспективы. Если мы будем развиваться как община, то все необходимые люди проявятся. И вот кто уже проявился, такие программы можно уже и делать. Например, Сергей Ситников проявился как тот человек, который постоянно делает вклад средств в поддержание преданных, чтобы их материальная сфера была более комфортна. Это же здорово. Например, к 1-му мая Сергей делает определенный денежный вклад, чтобы раздать жителям близлежащих к храму домов прасад, чтобы люди понимали, что мы не просто секта, которая приносит всем беспокойства. Мы должны становиться людьми широких взглядов, потому что люди широких взглядов проявляют сострадание к другим, а не чувство превосходства. Мы должны входить в общество и давать людям знание. Кроме этого, Сергей взял на себя управление строительством нового офиса. Также Нимай Пандит поддерживает некоторые программы, и это помогает нам развиваться.

Корр.: Здорово, что вы так хорошо и подробно раскрыли свое видение будущего ятры, это вдохновляет, потому что когда видишь все как целостную картину, то понимаешь, что есть смысл заниматься своим служением в общине.

В.пр.: Да, вдохновляет, потому что вы видите перспективы. В конце концов, каждый из нас почувствует: «О, оказывается, я тоже какую-то роль в этом играю». И вот это начинает объединять. Потому что духовного мы пока особо не чувствуем, нам нужно с этим согласиться, ведь мы обусловленные души и находимся на стадии очищения, или регулируемой практики садхана-бхакти. И потому духовности у нас не так много, в основном мы начинаем сейчас проявлять свои материальные качества, хорошие, положительные, чего у нас раньше не было, но стало проявляться в процессе очищения. А уже потом, когда-то, на определенной стадии проявятся и наши духовные качества. Сейчас же, очищаясь, мы начинаем понимать свою роль, свой вклад в общину – мы учимся отдавать, потому что мы разучились отдавать в процессе жизни в материальном мире. А кому отдавать? Друг другу, другим людям, тогда будет и внутреннее развитие, и внешняя проповедь. Эти две рельсы должны присутствовать, для того чтобы наша община развивалась. Если же мы зациклимся на чем-то одном, то наше развитие пострадает. Эти аспекты должны быть разумно совмещены.

Беседовала Сарванга Сундари д .д.

 

 

КАК Я СТАЛ ПРЕДАННЫМ

 

Нимай Пандит прабху

 

 

Когда я думаю о Нимае Пандите прабху, мне приходит на ум часто употребляемая его женой Лалитой Мадхавой фраза – «сладость невероятная». Нимай Пандит прабху – просто вместилище нектара, доброты и глубочайших реализаций, с которыми он милостиво поделился с нами и которые мне не терпится предложить вашему вниманию, дорогие преданные. Уверяю вас, не пожалеете. Это статья приурочена к знаменательному событию – получению Нимаем Пандитом прабху инициации, с коей мы его и поздравляем.

 

Корр.: Нимай Пандит прабху, расскажите, пожалуйста, самые интересные моменты из воспоминаний о том, как вы пришли в Харе Кришна?

Нимай Пандит пр.: В июле 91-го года я сдал экзамены в институт и ходил по городу – хотел купить книжки по йоге…

Корр.: Уже интересовались этим?

Н.П.пр.: Да. Я пытался медитировать, но у меня не очень-то получалось. И я подумал, что надо серьезные книги купить, а не просто читать какие-то статьи из журналов. Я зашел в один магазин, в котором был очень большой выбор книг. Я посмотрел на книги, и они меня как-то не привлекли. И когда я, выйдя из магазина, проходил через переход, то увидел преданного. Он стоял за столиком с книгами, и сзади него висело большое объявление о приезде Прабхавишну Свами. Я купил книгу, это было «Учение Шри Чайтаньи». Когда я начал читать ее, то вообще ничего не понял. Единственное, что я понял, это то, что Прабхупада всех ругает. Я пришел к этому преданному на второй день и спросил, а почему Прабхупада всех ругает. Он мне ответил: «Ты ничего не понял. Давай, я тебе другую книжку дам». Купил я другую книжку, начал читать. Но тоже в голове, так сказать, ничего не прояснилось. В конце концов, я как-то через него втянулся в общение с преданными, и мы оказались на ул. Ленина. Рядом с «Любинским» мы стояли со столиком и распространяли книги с 12-ти до 6-ти часов.

Корр.: А через какое время это произошло?

Н.П.пр.: Где-то через неделю. Я, в общем-то, ничего не понимал, но мне просто нравилось стоять рядом. Я просто смотрел, как преданные книги распространяют. А в то время таких книг было мало, и, тем более, чтобы так, на улице их распространяли, и потому люди очень сильно привлекались, прямо целыми группами. Я просто стоял рядом, при этом думая, что сам уже практически все знаю.

Примерно в то время я первый раз приготовил пищу и предложил Кришне. Это было впервые в жизни, когда я что-то приготовил. Это был рис. Он, конечно, не получился, и притом я очень много красного перца положил. И когда я ел, то все было пересолено, переперчено и не доварено. Но, как ни странно, во время вкушения у меня волосы стояли дыбом (один из признаков экстаза – прим. ред.).

У меня были определенные впечатления из детства. Когда я приезжал к бабушке, она мне давала печенюшки из алтаря. Они мне очень нравились, и я постоянно у нее просил их еще. Она говорила, что в христианстве это что-то вроде нашего прасада.

Корр.: Просвир называется.

Н.П.пр.: Да. Самое сильное впечатление от пищи в детстве – это были эти просвирки. И когда я ел этот рис, впечатление было такое же сильное – у меня на самом деле волосы дыбом стояли. Это было удивительно.

Потом приехал Прабхавишну Махарадж. Когда я зашел в зал «Дома знаний», он был полон народу. И я запомнил Тришакти, которая бегала в очень возвышенных чувствах. И когда Махарадж стал петь Харе Кришна, я запел, а вокруг народ – нет, потому что был не в курсе. А я уже все знал и гордо посматривал вокруг. Тришакти сидела через несколько рядов и тоже заливалась. И я чувствовал родство душ с ней, потому что вокруг была тьма людей не поющих, а тут Тришакти, которая сияла через весь зал. Это было очень интересно.

Потом был путч, весь город был обклеен листовками. Книги повысились в продаже, потому что народ был весь «в непонятках», а тут мы стоим с такими яркими книгами. Мы просто говорили: «Смотрите, какие у нас книги». А они говорили: «Ну, да», и брали книги. Так мы и распространяли.

1-го сентября я должен был в институт пойти, а 31-го августа было Джанмаштами. И Джанмаштами мы поехали в Новосибирск отмечать. Я приехал, и мне сказали: «Надо поститься». Я сказал: «Попробую». Но до обеда меня уже не хватило. Потому что мы поехали по городу и нашли столики для распространения книг. И мы за два раза их перевезли через весь город по автобусам. А вечером был праздник. Я впервые попал на киртан, и для меня это был шок. Там был Маму Тхакур и вся братия новосибирская в полном составе.

Корр.: В то время Новосибирск как кришнаитский центр тал…

Н.П.пр.: Да. Храм был в большом частном доме, и в алтарной было битком народу. И танцевали все до полного упаду. Я ничего не понимал, но пытался подражать. А потом начался пир, и, по моим впечатлениям, я столько блюд за один раз в жизни не пробовал. Был огромный выбор блюд. Это было совершенно потрясающе. А после пира мы пошли с одним преданным гулять и разговаривать на философские темы. И в ту ночь мы даже не спали. А на следующий день был явление Прабхупады. И он отмечался на квартире, где был ашрам матаджи. Квартира была совершенно пустая. Матаджи были очень строгие, почти святые, они чистили параферналии с таким видом, что создавалось впечатление аскетичной монастырской жизни. Чувства это вызвало смешанные, потому что на празднике вчера было очень весело, а здесь была такая нависшая атмосфера угрюмого монастыря. 

А потом мы попали на квартиру Маму Тхакура, и там я ощутил вкус благости. Там останавливались Махараджи, квартира была пронизана атмосферой чистоты, там были большие тома «Бхагаватам», и сам Маму Тхакур – такой необычный, мистик. После Маму Тхакура, его умиротворенного вида мое мнение вновь изменилось в лучшую сторону.

Потом мы вернулись в Омск, я пошел в институт и своим новым сокурсникам очень «вдохновенно» начал проповедовать, а они от меня шарахались. И первый год я ездил на утреннюю службу в храм. Он в то время был на Московке, и я с Левого берега каждое утро добирался до него час. Одна из комнат была полностью завалена книгами, это была брахмачарская. Мы ели перловку – т.к. в то время в магазинах ничего не было, кроме перловки – и немного картошки. Я принимал это как высшую аскезу.

В то время мне не очень-то нравилось проповедовать, книги распространять. Я не понимал вкуса в этом, не понимал многих вещей. Внешне меня привлекли прасад, философия «Бхагавад-гиты», но понимания важности проповеди и смысла ее не было, и потому я избегал ее. И однажды Аджита пришел после целого дня санкиртаны очень вдохновленный и начал со мной разговаривать. Он стал мне рассказывать, как он много комплектов книг распространил, как все это было мистически, как он повторяет мантру, и что благодаря этой серьезной практике книги разлетаются. Я слушал его, потом разговор зашел об инициации. И я подумал: «Может, мне тоже духовного учителя выбрать?» Он сказал: «Да нет, тебе рано». И я очень сильно обиделся на него. Потому что – ну как, рано, он такой маленький – Аджита, а я такой большой, что я, хуже что ли?

Но на самом деле я не понимал многих вещей, много лет я просто прыгал до потолка на киртанах и ел много прасада. И когда я у Шикшаштаки пр. спрашивал, в чем причина его успеха, он мне не отвечал философскими терминами, а говорил: «Да просто надо мантру внимательно повторять». И я пытался внимательно повторять мантру, но у меня ничего не получалось. И для меня это было непонятным делом, но я все равно продолжал общаться с преданными, пока, в конце концов, учась в институте, не зашел в тупик – сокурсники меня не слушают, преданные вокруг прогрессируют, книги распространяют, а я – ни туда, ни сюда. И я дошел до того, что впервые в жизни начал молиться. Я никогда в жизни этого не делал и, даже будучи преданным, никогда не говорил слова «Господь». Когда Аджита говорил «Господь», меня всего передергивало, потому что я себя Богом чувствовал. Я пришел в это общество, но не собирался никому служить. Я помню, меня пытались просить что-то сделать, например, о Ратха-ятре в милиции договориться, но я просто промолчал в ответ. Я считал, что мне все должны служить. Мне всю жизнь мама, папа служили, я был на всем готовом, одним словом – вырос белоручкой. Я готов был принимать служение, но вот отдавать кому-то… В конце концов, я впервые в жизни начал молиться. При этом я себя ругал: «Вот дурак. Какой смысл в этом? Все же бесполезно». И впоследствии я забыл об этом, но, как ни странно, через полгода мое желание исполнилось. Я был поражен. Я полностью проследил и понял в сердце, что все произошло благодаря той молитве.

Потом я стал сильнее погружаться в такое молитвенное настроение, и все в жизни стало как-то меняться. Но это был постепенный процесс. До этого, как я ни старался кричать мантру, петь в киртане, это просто было наслаждение чувств, т.к. я не собирался никому служить, а все это делал только для себя. Ну и в то время, может быть, не преподавали философию глубоко. Меня больше всего эзотерические моменты интересовали, но никто не мог ответить на мои вопросы. Я начал ответы получать только тогда, когда Аударья Дхама пр. приехал. Я понял, что наконец-то получил то, что хотел. Он говорил не просто о каких-то общих моментах, он говорил том, как вся духовная практика связана с реальностью. Когда я услышал первый семинар Аударья Дхамы, я был просто вне себя от счастья, потому что наконец-то понял, куда пришел, и что это просто огромная удача – быть в этом обществе и служить здесь. Он очень много говорил о служении и глубокие вещи объяснял простым языком. Это все очень сильно меня подвигло. Моя практика и мои усилия стали направленными. Мне очень понравилась его фраза: «Я понял, что прогресс существует». Он тоже в один момент это понял. А так я много лет просто наслаждался хорошим обществом, интересной философией, но глубокие вещи, вопросы прогресса в то время не обсуждались глубоко. Обсуждались вопросы – как книг больше распространить, мантру внимательно прочитать, но внутренние проблемы – практически нет. И Аударья Дхама пр. открыл океан этих вещей. После него мне стало очень многое понятно. И я стал глубже понимать книги Шрилы Прабхупады. Раньше, когда мне говорили, что книги Шрилы Прабхупады – это экстаз, я не мог этого почувствовать. И только постепенно это открылось.

Я понял, что мой путь – это молитва. Мне кажется, что в моей жизни все происходит только благодаря ей. Ничего не происходит без нее, без нее вообще нет никакой жизни.

Корр.: Это ведь и есть настоящая внутренняя жизнь…

Н.П.пр.: Да. Даже мантра не будет читаться, если ты не в молитвенном настроении. У меня есть такое чувство, что мой единственный шанс – это молитвенная жизнь. Потому что только в таком состоянии открываются тонкие истины. Ты даже можешь забыть о том, что просил о них, но потом они сами открываются, и ты думаешь: «Боже мой…»

Корр.: Т.е. молитвенная жизнь – это на самом деле непосредственное общение с Господом, то, чего в жизни нашей очень не хватает. А я все думала, откуда у Нимая Пандита такая сладость, и когда он говорит, как будто нектар в сердце вливается. А теперь вы сами раскрыли, что, видимо, так проявляется внутренняя жизнь, которую внешне не видно. К сожалению, бывает наоборот – человек себя зарекомендовал продвинутым, но говорит он, а слова его не трогают сердце. Был же у вас такой опыт?

Н.П.пр.: Да, я говорил об этом, что было очень много внешнего вдохновения. От лекций я внешне вдохновлялся, но глубокого понимания не было. Это как речь перед боем, а потом все пошли. И это вдохновение на несколько минут, но потом ты останавливаешься – а куда ты на самом деле идешь? Ум насладился лекцией, а потом разум включается. Мне кажется, что самое главное на нашем уровне, чтобы разум всегда был включен, чтобы он всегда мог опираться на что-то. И молитва только тогда идет, когда как раз ум не действует, а включается разум. С помощью ума искренне молиться невозможно, просто невозможно.

Корр.: Значит, потому мы и не молимся, что находимся во внешнем сознании, на уровне ума. И вы вот таким образом открыли для себя возможность прогресса. Вы стали чувствовать этот прогресс?

Н.П.пр.: Я понял, что счастье, «которого мы всегда так жаждем», очень тонкое, и его даже трудно описать словами. Потому что мы должны обрести качества духа, а это вечность, знание и блаженство. Это тонкие вещи, например, вечность. Знание может ускользать, его нужно всегда сохранять, в этом его тонкость. И блаженство тоже именно духовное блаженство, оно вне гун материальной природы, это не то счастье, что мы испытываем обычно. Нужно углубляться в это понимание. Эти духовные вещи – совершенно не грубые. Это совершенно другая жизнь. Важно научиться так отличать дух от материи.

И самое главное, мы должны в сердце принять духовного учителя и очень благоговейно к нему относиться. Потому что на грубом уровне его не понять, он не будет говорить высокопарные слова – он удовлетворен и не играет на публику. И нужно занимать очень смиренное положение перед ним, чтобы желания духовного учителя вошли в нашу жизнь, чтобы мы осознали очень тонкую связь с ним. И если мы в таком смиренном состоянии не пребываем, не вспоминаем духовного учителя, то мы теряем эту связь, т.е. становимся одинокими. И только духовный учитель может забрать нас отсюда, потому что мы сами ни на что не способны. Кришна говорит, что бесполезно самому пытаться, Он говорит: «Я дал тебе процесс, и ты должен этому процессу следовать». Потому очень важно принять в сердце личность, зрелую в духовной жизни, и она может нам открыть эти тонкие вещи. А не то, что мы первооткрыватели. Мне кажется, что взаимоотношения с духовным учителем даже нет смысла облекать словами, это просто должен быть внутренний процесс, потому что духовный учитель – это внешнее проявление Кришны. Если мы не сможем относиться к духовному учителю как к Господу, то Господь перед нами и не раскроется, потому что Он скажет: «Ты даже Моего преданного не уважаешь, какой смысл Мне раскрываться перед тобой». Мы же даса даса ану даса, мы должны просто стать слугой. Но пока мы – Господа, то никто перед нами не собирается раскрываться. Кришна проявится, если мы займем очень смиренное положение. И духовный учитель это увидит, скажет: «Да, вот это замечательный преданный», и по парампаре это передаст, и Кришна придет, когда есть смысл иметь с нами отношения.

Но мы должны настолько стать не от мира сего (это тоже тонкие вещи, не то, что мы направо и налево всем об этом говорим, это наши внутренние отношения), мы должны стать совершенно не от мира сего во взаимоотношениях с духовным учителем, в своей молитвенной жизни. И пытаться что-то реально делать: выполнять наставления духовного учителя, строить хорошие отношения с преданными, потому что они тоже являются проявлениями Кришны. Мы можем думать, что какие-то преданные – они не очень-то. Но на самом деле, ИСККОН – это тело Кришны. И поэтому мы должны одинаково относиться ко всем, убрать эти различия в уме. Мы должны и не сильно радоваться, и не сильно огорчаться, т.е. не сильно привязываться, и не сильно ненавидеть, мы должны одинаково относиться ко всем. И у каждого есть какие-то отношения с Господом, и не наше дело – это лезть и учить, что он должен строить эти отношения так, как я.

Корр.: Вы еще достигли определенного материального успеха. И мы видим, что очень многие преданные в жизни не приспособлены. У вас есть какой-то опыт, подтверждающий, что это связано с определенным правильным пониманием, а не только с хорошей кармой?

Н.П.пр.: Нет, я считаю, что это просто карма. Когда у меня не было никаких денег, одна ясновидящая сказала, что они у меня будут, и я очень удивился. Но это проявилось само собой. Я сначала не верил в это, но по прошествии многих лет я вижу, что все сбывается. На самом деле все это идет независимо от нас. Это не то что мы действуем, это просто действуют гуны материальной природы, это происходит само собой. Точно так же, как другие люди теряют деньги – это тоже происходит независимо от них. Просто мы думаем, что хорошее – это от нас, а плохое – от плохих людей. А на самом деле все это одинаково. Сейчас у меня есть, а завтра я заболел, и у меня уже ничего нет. Но люди думают, что за забором у других трава зеленее. Но это просто ум, который говорит – это хорошо, а это плохо. А принцип-то в чем – просто нужно выполнять свой долг. Ты можешь получать три тысячи в месяц и иметь такое же счастье, что и человек, который получает триста тысяч. Потому что это просто долг. Если мы не поймем, что это просто долг, который нам дал Господь, то мы будем пребывать в постоянном беспокойстве, хотя можем получать триста тысяч.

Корр.: Выполнять свой долг перед кем?

Н.П.пр.: Перед Господом. Потому что Он нам дал возможность очиститься, карма-йогой заниматься, отдавать. Карма-йогой может любой заниматься, даже дворник, если он делает это как служение Богу. Точно так же любой другой должен заниматься своим делом с пониманием: «Не мое, мне просто дали». У меня просто больше ответственности и мне тяжелее, чем любому другому. Дворник почистил и пошел к себе мантру повторять. А тут надо не только «десять домов почистить», но и всего другого выполнить. Нечего думать, что кому-то легко, у каждого свои проблемы. Это ум просто говорит, что где-то хорошо. Ничего хорошего нет, просто мы должны принять долг и не бросать его. Если мы выполняем долг как служение, то Господь удовлетворен, а тогда и мы будем удовлетворены.

Корр.: А вот есть такая фраза «Там, где Кришна, там и Лакшми». И есть такая теория, что если человек выполняет свой долг верно, то Лакшми (богиня процветания) не может не проявиться.

Н.П.пр.: Но, как правило, мы думаем, что Лакшми – это значит столько лакшми (денег), и не меньше. Вот это Лакшми. А если лакшми меньше, то это уже не Лакшми. «Почему их должно быть мало для нас? Лакшми должно быть много». Если я встречаю бизнесмена, который в 30 раз больше получает, чем я, то как я перед ним сижу? Когда он мне говорит, чем он занимается, то я сижу и думаю: «Боже мой, чем я занимаюсь вообще? Это же просто детский лепет». И я говорю: «И ты сам один все это делаешь?» А он отвечает: «Да. И я практически не сплю». И в этот момент я не понимаю, что он еще больше страдает, потому что у него столько проблем, что он просто не успевает есть и спать. Потому что у него несколько сотовых телефонов, все они постоянно звонят, и он пытается разрешать все свои многочисленные проблемы. Но мы думаем: «Может, мне таким стать?» И Господь выполнит это наше желание, что мы таким же станем, и у нас будет не один, а несколько сотовых телефонов, у нас будет не один менеджер, а несколько менеджеров, за каждым из которых надо следить, и… постоянная головная боль.

Корр.: Т.е. фраза «Там, где Кришна, там и Лакшми» означает, что лакшми должно быть столько, сколько нужно, а не столько, сколько ты нарисовал в своем уме.

Н.П.пр.: Конечно. Нет смысла даже мечтать о больших деньгах, потому что больше денег – это больше головных проблем. С этими проблемами бы справиться, что есть. Мне и так много требуется отдыха, чтобы отходить после нескольких часов работы, чтобы ум просто переключился на сознание Кришны. Потому что это совсем непросто. Ты несколько часов думаешь о деньгах – как их удержать и как их заработать, а потом ты должен диаметрально переключить ум на противоположное – забыть о деньгах и помнить о Кришне. Это очень сложно.

Поэтому нужно погружаться в медитацию, молитвенное состояние. Господь в молитве открывает нам понимание. Мы же должны, в конце концов, стать духовными личностями, отличать хорошее от плохого, а потом уже дух от материи. И мы должны погружаться, например, в изучение «Бхагаватам». Это же сверкающая вещь, я для себя это открыл. Я не мог раньше читать «Бхагаватам». Но уровень счастья от чтения его просто несопоставим ни с каким уровнем счастья. Даже деньги для меня сейчас просто обуза, а, читая «Бхагаватам», я испытываю огромное, огромное счастье. Мне даже «Бхагавад-гиту» тяжелее читать, она йога-шастрой считается, а «Бхагаватам» считается чистым преданным служением. И «Бхагаватам» – это просто океан нектара, в который нужно просто нырнуть и плавать.

Корр.: Я как раз хотела спросить у вас об источниках счастья для вас, а вы уже сами стали говорить.

Н.П.пр.: Источники счастья для меня – это молитва и «Бхагаватам». После этого ты можешь внимательно работать и с мантрой, потому что она тоже живая. Это же Кришна. Мы должны очень уважительно взять ее, положить, так сказать, себе на язык и постоянно очень осторожно удерживать ее. Такое большое должно быть почтение, чтобы мы могли всегда чувствовать ее вкус. И много нужно делать вещей, чтобы не потерять этот вкус – это «Бхагаватам», это молитва, это смиренное отношение к преданным.

Корр.: Я заметила, что у вас есть определенная теплота к преданным. Это у вас проявилось в процессе работы над собой, или это природное качество?

Н.П.пр.: На самом деле я очень жесткий человек. И критика – это естественное состояние для моего ума. Но когда разум включается, ты понимаешь, что единственный шанс – это очень смиренно относиться к преданным. Ум мой такой, что я очень люблю покритиковать, но когда включается разум, то он сразу отсекает ум, который я от природы получил. И иногда на киртанах возникает такое состояние, что мне хочется, чтобы моя голова стала полом, по которому ходили бы преданные. И неважно какие преданные – все преданные. Я понимаю разумам, что все остальное не имеет значения. Не имеет значения, какие материальные качества имеют преданные, мы духовные-то их качества не видим. Господь окружил нас преданными и смотрит – как мы себя будем вести. И мы можем думать, что мы выше этого, или того, но в реальности мы должны стать пылинкой у их стоп.

 

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

 

ВЕСТИ С НАМА-ХАТТЫ

 

Лазарет моей души

 

 

Мы решили возродить эту рубрику и начать ходить в гости к преданным разных нама-хатт. Сегодня о нама-хатте Светланы Малюховой расскажет Зульфия Хусаинова

 

Вторник. Шесть часов вечера. Тихо позванивают караталы – это Светлана, лидер нашей нама-хатты, пытается пристроить свои натруженные за день руки к этому нежному музыкальному инструменту. Не слушаются, вновь разматывает веревочки, волнуется – момент-то особенный. А мы ждем, такие же уставшие, такие же измотанные. Всё – можно начинать. Воспевание Святых Имен Бога – что может быть важнее в этом мире! Кажется, мой беспокойный ум, получив шикарную дозу нектара, удовлетворен, и я могу спокойно погрузиться в иной мир, где нет этой вечной непрекращающейся беготни по замкнутому кругу: школа, магазин, больница, магазин, больница, школа… Сейчас есть только я, Кришна и мои матаджи. Кажется, и без слов понятно, зачем я сюда хожу вот уже два года. А чтобы было еще понятнее, предоставлю слово Светлане Малюховой – мы у нее все как на ладони:

«Нашей нама-хатте почти два года. За это время были и трудности, и кризисы, но нам удавалось милостью преданных и Кришны это преодолевать и вновь встречаться. Наша нама-хатта женская, на ней мы обсуждаем и стараемся решить женские проблемы, вопросы воспитания детей с помощью философии Сознания Кришны. Те матаджи, которые приходят сюда, удивительные личности. Они не только сами духовно растут, и я с большим удовольствием наблюдаю этот процесс, но и они дают прекрасную возможность мне тоже духовно развиваться, увидеть мои негативные качества, и помогают измениться, очистить сознание. Чтобы ни случалось, я благодарна Господу и членам нама-хатты за то, что мы вместе. Я очень надеюсь, что кришна-катха будет основными разговорами на встречах, что мы, как и прежде, будем помогать друг другу, поддерживать друг друга в нашем пути к Кришне, что наша нама-хатта будет расти».

Ходит на нашу нама-хатту еще одна удивительная преданная, которую вы тоже очень хорошо знаете – это веселая и неугомонная Ирина Орлянская. И мне так хочется научиться у нее открытости и простоте, бескорыстию и великодушию. А еще мне хочется научиться у нее гостеприимству – для каждого гостя найдет она доброе слово. Послушаем ее мнение о нашей нама-хатте: «Есть много мест, которые мы посещаем. Но нама-хатта – это то место, ради которого мы буквально вырываемся из этого материального мира, и где есть возможность еще раз поговорить о Кришне. Я получаю большое наслаждение от воспевания Святых Имен Бога. Здесь я делюсь своими проблемами и, соответственно, получаю совет, которому доверяю, так как он исходит из уст преданных». Ирина у нас самая работающая матаджи, свободного времени практически нет, но она еще скажет свое слово о нама-хатте, пусть только немного передохнет.

А я со всем вышесказанным полностью согласна. Хочу только добавить, что кризисы, застои, взлеты и падения, как и любому живому организму, присущи и нашей «второй семье» – так мы назвали в начале нашего пути свою нама-хатту. Мы, благодаря тактичному и бережному кураторству со стороны Вамшидхары прабху, наконец-то подошли к той черте своего духовного роста, когда вдруг, как гром среди ясного неба, осознали, что пришло время отдавать! Невозможно расти самому, не подставляя вовремя плечо «подстреленному стрелой майи» товарищу. Порой надо дать возможность выговориться, надо просто выслушать. В наше время практически невозможно найти «бесплатные» уши – все хотят говорить, учить, делиться своими реализациями. Это здорово. Но вот у нас есть Мариночка Даренских, которая как-то незаметно для всех нас исчезает из поля зрения, практически не участвует в обсуждении духовных тем. И так же, к радости для нас всех, появляется у нас. Сейчас вспоминаю, как она с блеском в глазах начинает делиться своими впечатлениями о той жизни, что ведет вдали от нас, а мы тут как тут: вот это нежелательно, здесь ты не права, а вот здесь ты не слишком радуйся, и т.д. и т.п. Прости нас, Мариночка, мы тебя не слы-ша-ли! Возвращайся к нам и дай нам возможность проявить больше чуткости  и внимания к тебе.

Лидер наш, Светлана Малюхова, немного ошиблась, назвав нашу нама-хатту женской. Она не взяла во внимание очень рассудительного, тактичного и великолепного знатока женской души, своего дорогого прабху Виктора, заботливого мужа и любящего отца троих детей. Конечно, он, как джин, неожиданно появляется во время наших рассуждений, но его присутствие, честное слово, так оживляет нашу нама-хатту! Что говорить прабху есть прабху!

То общение, тот духовный рост, что дает нама-хатта, нигде не найти. Нама-хатту заменить невозможно – ни служением на работе, ни воскресными программами. И если вдруг в голову нашу начинают приходить мысли о том, чтобы пропустить нама-хатту или не ходить на нее вообще, значит, те разговоры, что ведутся на ней, могли каким-то образом показать нашу неискренность, сорвать маску лицемерия или потревожить наше эго. Это оно начинает нам диктовать, внушать недостойные преданного Кришны мысли: лекции неинтересны, воспевание скудное, речи дерзкие, настроение плохое, много дел на работе… Да мало ли сколько можно найти причин, чтобы только не появиться там, где мы учимся раскрывать свое сердце, где мы учимся не просто слушать, но слышать, не просто смотреть, но видеть. 

И если Общество сознания Кришны – это больница, куда мы пришли лечиться от болезней материального мира, то это наш личный лечащий врач, от него ничего не скроешь. А зачем?

Давайте лечиться,

Давайте учиться,

Давайте дружить нама-хаттами!

Харе Кришна.

Зульфия Хусаинова

 

 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

 

Ключи от бездны,

 

 

или

 

 

шаги от пропасти

 

 

Дживера сварупа хайа кришнера нитья даса.

Ты – вечный слуга Кришны.

Часто по всякому подходящему поводу мне вспоминается история о брахмане, не имевшем ничего, кроме набедренной повязки, которую однажды погрызла мышь. И тогда брахман завел кошку, но кошке нужно было молоко, и для этого понадобилась корова. Но кто-то должен был ее доить, пришлось завести жену. А все это хозяйство надо поддерживать… Я к тому, что нас постоянно что-то отвлекает от служения Богу, хотя при желании всегда можно выдать, что именно это мы и используем для Кришны. Ведь в служении можно использовать все, слышали же не раз об этом, вот и используем, как бы. Все лишнее крайне необходимо – так нам кажется, но чаще мы просто сами наслаждаемся этим излишком, а еще чаще – страдаем. А надо всего лишь задуматься, понять, и, может... бросить на полпути без сожаления, пока еще не совсем иссякли силы...

Один путник с трудом брел по бесконечной, казалось, дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Его ноги опутывали ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири. На голове, балансируя, он нес полусгнившую тыкву. Со стонами путник продвигался шаг за шагом вперед, гремя цепями, оплакивая свою  горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» – спросил тот. «Действительно глупо, – ответил путник, – но я до сих пор этого не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин. «Скажи, путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепях такие тяжелые железные гири?» – поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на них мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву и вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали, так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти пустыню, а ведь рядом течет быстрая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что несу бесполезный груз». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь, дыша полной грудью и наслаждаясь вечерней прохладой…

Мы выбираем свой путь и свою ношу, друзей, из которых делаем врагов, врагов, которых прощать не умеем. Не умеем и не хотим, и этот груз тоже тащим в своем сердце, он пригибает нас к земле, но расстаться нет сил. Мы не можем даже, подняв голову и воздев руки вверх, воззвать с отчаянием: «Господи, я не могу простить, и я не буду стараться это сделать, но я доверяю себя Тебе, чтобы Ты Сам все это выполнил во мне! Я не могу простить, я не могу любить, но я доверяю себя Тебе, чтобы Ты простил, чтобы Ты любил вместо меня – чтобы Ты выполнил все это во мне. Теперь, наконец, я хочу поблагодарить Тебя, мой дорогой Господь, за все те страдания, которые прошли по моей жизни, отравив ее горечью разочарований. А также и за то счастье, которое потом всегда оборачивалось несчастьем, обидой, упреками и слезами. Теперь я знаю, что в этом мире счастье и горе имеют одну природу, только наш глупый ум никак не хочет с этим смириться. Мы мечемся неприкаянно, стенаем и, не в силах нести свой груз, упрекаем Тебя за собственные же ошибки. Ты все терпеливо наблюдаешь, ведь Ты знаешь, что поздно или рано мы все поймем и, склонив голову, станем просить у Тебя прощения, и только Ты один ни в чем не упрекнешь». Но как же долго я шла к этому, такому простому и неизбежному, осмыслению своего существования. Хотя где-то в самой глубине сознания постоянно была уверенность, мрачная и неодолимая, что «когда-нибудь в один из серых дней, устав от ран и настрадавшись вволю, я вдруг подняться не смогу с колен и, глядя в небеса, я просто взвою…» Как отойти от этой пропасти? Господь дал нам ключи от бездны. Наш выбор – за нами.

Нуртазина Т.А.

 

Hosted by uCoz