ЛИАНА БХАКТИ ЯНВАРЬ 2004 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

Нитьянанда-трайодаши

САДХУ-САНГА: РАВНЫЕ ПРЕДАННЫЕ в век раздоров

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: Правила, позволяющие поддерживать хорошие отношения

ВАЙШНАВА-СЕВА: Ищите Кришну в отношениях...

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ: Мира

УЛЫБКА: Дети пишут Богу

 

 

Нитьянанда-

 

 

трайодаши

 

 

Как рассказать о том, какой Он, Нитай? Иногда в порыве безудержного веселья Он начинал громко хохотать и, не в силах совладать с внезапно нахлынувшим счастьем, пускался в пляс. Тело Господа Нитьянанды сияло золотистым светом, а Его многочисленные украшения ослепительно сверкали. Его талию обвивал желтый пояс, а на голове красовался трехцветный тюрбан, украшенный бутонами цветов чампака. Каждый шаг Нитьянанды сопровождало мелодичное позванивание ножных колокольчиков. В Его огромных, как у лани, глазах стояли слезы. А когда Он кому-то улыбался, то эта улыбка была словно вспышка молнии. Магнетизм Его взгляда мог смутить даже самую целомудренную из женщин. Звук голоса Господа Нитьянанды напоминал погромыхивание облаков перед грозой, а Его рев – раскаты грома, способные сразить бешеного слона Кали. Он шел куда-то, не разбирая дороги, словно пьяный, и слезы любви катились по Его щекам и губам, на которых еще оставался отпечаток блаженной улыбки.

Под наплывом духовных переживаний тело Господа Нитьянанды содрогалось. Он спрашивал у всех, кто попадался Ему на глаза: «Ты не видел пастушка Каная (Кришну)?» Он мог говорить что-то совершенно неразборчивое, заливаясь слезами или смеясь. Иногда Он начинал вдруг просить меду или рассыпаться в похвалах в адрес Своей супруги Ревати. Временами Он был в растерянности. Он мог вначале сказать что-то одно, а потом – что-то совсем противоположное. Никто не мог понять, чего Он хочет. Безупречное тело Нитьянанды так благоухало, что, когда Он проходил мимо домов, все юные девушки и даже замужние женщины тут же высыпали на улицу, не в силах совладать со своим влечением к Нему.

Нитьянанда Прабху был всегда погружен в океан неземной любви к Кришне. Он вел Себя, как ребенок. Не было никого, кого бы Он ни любил. Он мог подойти к любому человеку и заговорить с ним. В сезон дождей, когда на Ганге сильное волнение и много крокодилов, Господь Нитьянанда бесстрашно плескался в ее водах. Любой, кто видел Его купающимся в Ганге, застывал от ужаса, думая: «Он пропал». Люди кричали Ему: «Выбирайся на берег! Погибнешь!» А Нитьянанда, как ни в чем не бывало, нырял среди крокодилов в настроении Ананты.

Иногда, охваченный духовными переживаниями, Нитьянанда падал без сознания. Бывало, Он не приходил в Себя по три-четыре дня. Так Он наслаждался Своими бесчисленными непостижимыми играми.

Однажды, направляемый Провидением, Нитьянанда пришел к Вишвамбхаре. На Нем совсем не было одежды; Он улыбался, и слезы текли у Него из глаз. В порыве любви Он кричал: «Нимай Пандит из Надии – Моя душа, Он Мне дороже жизни!» Увидев взбалмошного Нитьянанду, сияющего, как солнце, и совершенно счастливого, Шри Гауранга заулыбался. Господь полностью одобрял все, что Нитьянанда говорил или делал. Он быстро снял с Себя тюрбан и намотал его вокруг бедер Нитьянанды Прабху. Нитьянанда рассмеялся. Господь Чайтанья взял сандаловую пасту и нанес ее на тело Нитьянанды. Он надел на Нитьянанду прераснейшую гирлянду и начал возносить Ему молитвы. Все преданные, находившиеся рядом, сидели и слушали. Он сказал:

«Тебя зовут Нитьянанда, и облик твой – нитьянанда (вечное блаженство) Ты – само блаженство. Ты и Баларама – одно. Кто способен понять Тебя? Ты – высшая абсолютная истина. Ты неотличен от Кришны.

Преданное служение Господу дается по милости Нитьянанды. Знайте же, что Нитьянанда обладает всем могуществом Всевышнего Господа. Никто так не дорог Кришне, как Он. Нитьянанда всегда служит Кришне, выполняя разные роли в Его играх. Он отец, защитник и друг всех живых существ. Все, что Он делает, доставляет Кришне огромное удовольствие. Нет сомнений – тот, кто служит Нитьянанде, сможет с любовью служить и Кришне. Тот, кто имеет веру и преданность Нитьянанде, верен и Мне. Даже Господь Брахма и Господь Шива поклоняются лотосам стоп Нитьянанды Сварупы. Поэтому и вы должны любить Его. Тот, кто испытывает хоть немного вражды к Нитьянанде, даже если он преданный, никогда не станет дорог Мне. Если ветер, коснувшийся тела Нитьянанды, коснется вас, Господь Кришна никогда вас не оставит».

Услышав от Господа такие слова, преданные радостно воскликнули: «Джая! ДжаяБожественные качества Нитьянанды не имеют себе равных. Они – источник радости для преданных и горя – для негодяев. Нитьянанда – царь Своих преданных. И единственное, о чем я молю всех вайшнавов, самое сокровенное желание моего сердца – чтобы Господь Нитьянанда, всевышний Баларама стал сокровищем моей жизни.

Из книги Вриндавана Даса Тхакура «Нитьянанда Чаритамрита»

 

Дорогие вайшнавы, поздравляем вас с Днем явления Господа Нитьянанды! Пусть в этот день прольется на вас Его безграничная милость, войдя в ваши сердца как солнце любви к Господу и ко всем живым существам! Мы желаем вам обрести и никогда не потерять дух служения Кришне, проявляющимся в бескорыстном служении Его преданным.

В предыдущем номере мы пригласили вас, дорогие преданные, к разговору о глубоких любовных вайшнавских взаимоотношениях. Оказалось, к счастью, что эта тема волнует многих, и потому мы имеем возможность предложить вашему вниманию несколько статей на эту тему. Надеемся, что вас не оставаят равнодушными те глубокие реализации, с коими поделились дорогие нашему сердцу вайшнавы.

 

 

САДХУ-САНГА

 

РАВНЫЕ ПРЕДАННЫЕ

 

 

в век раздоров

 

 

Иногда полезно уединиться и вспомнить, кто я, что я делаю, кто окружает меня, каковы наши отношения, в чем мои ценности, куда я иду и в каком месте пути нахожусь. Каждый из нас знает, что мы живем в железный век, в котором основой отношений между людьми является вражда, и, конечно, нас этот век не обошел стороной, и в наших сердцах существует эта вражда. Состояние умов всех людей этого века очень плачевное, оно описывается в «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что жизнь людей очень коротка, они вздорны, ленивы, введены в заблуждение, неудачливы и к тому же они пребывают в постоянной тревоге. Но мы бросили вызов власти Кали, начав это непростое и длительное путешествие к Бхакти. Одна из сложностей этого пути состоит в том, что, двигаясь по нему, мы можем забыть, куда мы идем и зачем.

Самое основное оружие в борьбе с Кали – это объединение людей на основе служения Верховной Личности Бога. И это объединение должно быть не внешним, а внутренним. Это должно быть родством душ, истинными узами братства. Поэтому до тех пор, пока люди, вставшие на этот путь, не поймут это и не начнут объединяться на этой основе, они не будут вызывать интереса у Кали. Кали даже не будет смотреть в их сторону, зная, что в сердцах таких разобщенных людей остается его энергия вражды, которая никогда не впустит в них Бхакти. Ему не составит труда держать в своем повиновении каждого по одиночке.

Мы должны иметь очень ясное представление о том, что наше спасение и наш успех – во взаимопонимании, в сплоченности, в объединении вокруг Высшей Цели. Это состояние на санскрите называется санкиртана, и оно является единственным средством нашего освобождения из материального мира-тюрьмы. Нам никогда не выбраться отсюда в одиночку. Но кто эти люди, с которыми мы должны объединяться, с кем мы должны идти в одной связке плечом к плечу? Кем мы должны очень сильно дорожить, и кто будет ценить нас? Есть ли такие личности вокруг? Давайте оглянемся, присмотримся и задумаемся над этим. А потом заглянем внутрь себя, и тоже задумаемся. Равные Преданные – какую роль они играют в нашей жизни? Что мы можем давать им, и что ожидать от них? И как определить это равенство? Шрила Ниранджана Свами сказал, что, когда мы дозреваем до того, что действительно хотим говорить на духовные темы, и рядом с нами есть личность, которая также имеет это желание, то это большая удача, а также возможность просветления и вдохновения. Шрила Прабхупада в «Бхагаватам» говорит: «Когда преданные одного уровня беседуют на духовные темы, их вопросы и ответы приносят большое благо всем, кто слушает их, и действуют на них вдохновляюще».

Итак, наша удача на этом пути – в том, что нам помогают равные преданные, преданные схожей с нами природы. Нам нужно только найти их. Желать их. И тогда Господь дарует их нам. Как пел Высоцкий:

Ни славы, и ни коровы, ни тяжкой короны земной,

Пошли мне Господь второго, чтоб вытянул петь со мной.

Чтоб было с кем пасоваться, аукаться через степь,

Для сердца, не для оваций, на два голоса спеть.

Прошу не любви ворованной, не милости хоть на денек,

Пошли мне Господь второго, чтоб не был так одинок…

В дружеские отношения должны вступать люди, чьи интересы и взгляды совпадают. Таких людей называют сва-джати, «принадлежащие к одной касте». Это те, кто являются нашими опорами, это птицы одного крыла. И если в нашем окружении есть преданные, которые помогают нам в этом путешествии к Безграничному, то путешествие становится очень легким и приятным, в то время как идти в одиночку очень тяжело. По мере того как наша связь с Верой становится все теснее и теснее, мы начинаем все больше ценить благо общения с преданными, все больше верить в них и доверять им. Так мы оказываемся во все большей безопасности, и наше продвижение становится все более ощутимым. Мы реально ощущаем, что делаем шаги вперед. Наша Вера, в начале очень расплывчатая, абстрактная и фанатичная, становится все глубже. Мы понимаем это через то, что начинаем различать среди идущих рядом с нами людей тех, которые имеют ту же цель, что и мы, и тогда путешествие становится легче, оно становится осмысленным, оно приобретает меру. Таково исключительное положение равных преданных  и особенно на середине пути.

Когда мы находимся в самом начале, то окружающим преданным не придается какого-то особого значения. Там есть только «Кришна» и «Я», а все остальное – это туманные представления, почерпнутые из писаний с помощью накопленных прежде заслуг (сукрити). На этом мы стоим и этим гордимся. И все же наступает время, когда начинающий преданный постепенно понимает, что двигаться вперед по этому трудному пути – занятие далеко не простое. Помните, как нам не раз казалось, что ещё чуть-чуть и вот он – желанный результат, но каждый раз нас ожидало разочарование. И вот теперь, оставив за плечами этот начальный этап, кто-то из нас вступил в этот средний участок пути, на котором начинаются настоящие испытания, и на котором очень просто пасть духом. Но если мы принимаем на этом среднем участке помощь от преданных схожих устремлений, их общество принесет нам великое облегчение, хотя желанная цель может все ещё находится очень и очень далеко. Трудности духовного пути вступают в силу на среднем участке. Поначалу нас не очень волнует наша цель, и мы не испытываем больших проблем. Настоящие сложности начинаются тогда, когда мы полностью отдаемся путешествию. Итак, средняя часть очень сложна, и здесь очень важны близкие преданные, чтобы защитить и спасти нас. Это период реальных приобретений и реальных препятствий.

Вступая в войну, человек питает большие надежды. Он чувствует уверенность в себе. Но с началом сражения начинаются настоящие испытания. А когда он, наконец, побеждает, ему снова хорошо. Но средняя часть, когда идет сама битва, – это самое тяжелое время, и в это время для нас очень и очень важны наши соратники, наши боевые друзья, сражающиеся вместе с нами плечом к плечу. Конечно, кто-то может пропасть с поля боя, погибнуть или убежать, кого-то могут ранить, но будут другие, чтобы ободрить нас. И они будут нашей единственной опорой.

Вся наша жизнь состоит из вопросов и ответов. Шрила Прабхупада говорит, что вопросы и ответы приносят пользу только тогда, когда тот, кто задает вопросы, и тот, кто отвечает на них, обладают соответствующей квалификацией. Вопросы и ответы – это взаимопомощь. Один преданный спрашивает, другой отвечает, и так оба они находят занятие. Преданные равного уровня делятся своими мыслями о Кришне, и в этом рождается их блаженство. В этих беседах, переходящих во взаимопонимание, поднимается этот нектар, что питает преданных. «Один спрашивает обо Мне, другой отвечает, и их беседа порождает поток нектара, питающий обе стороны», – так говорит Кришна об этом в «Бхагават-Гите» – бодхайантах параспараспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча. Из взаимопонимания рождается удовлетворение. Каждый из нас страдает оттого, что его не понимают другие, даже самые близкие люди: домашние, друзья. Мы не понимаем друг друга из-за сосредоточенности на себе, из-за своего эгоизма. Пока в центре наших отношений не будет любви к Богу (или хотя бы стремления к ней), мы не вправе рассчитывать на то, чтобы нас кто-то понимал. В этом случае мы никогда не можем ожидать удовлетворения в сердце. Мы удовлетворены и счастливы лишь тогда, когда нас понимают. Мы стремимся к этому, мы ждем этого, и мы надеемся на это. Но взаимопонимание будет рождаться лишь на основе кришна-катхи, когда наше ложное эго будет постепенно меняться на истинное. Бодхайантах  параспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча – из взаимопонимания происходит удовлетворение, и оно развивается вплоть до раманти ча, вплоть до качества абсолютного взаимопонимания, безвозвратной взаимоотдачи.

Что самое ценное в человеке? Это эмоции, это его отношения с другими и с Кришной. Мы утратили все это, и теперь мы пришли сюда, чтобы все это восстановить. Но уверены ли мы, что занимаемся именно этим? На самом ли деле цель нашей жизни – устанавливать правильные отношения с Кришной и друг с другом? Давайте посмотрим, что говорит на этот счет Бхактивинода Тхакур: «Спаситель живущих во времени Кали, Шри Шри Махапрабху Шри Чайтаньядев, с сердцем, преисполненным состраданием ко многочисленным несчастьям джив этого мира, дал такой совет:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

«Считая себя обычнее обычной травы, снося все терпеливее, чем дерево, не гордясь и склоняясь перед другими, джива становится достойной Харинама-Киртаны». Главный смысл этих слов в том, что наряду с повторением имени Хари, необходимо очистить отношения с окружающими от грязи и обмана. Тот, кто считает себя хуже всех, никогда не сможет совершать оскорбления».

Итак, чтобы заниматься кришна-катхой, чтобы иметь каждый день садху-сангу, мы должны очистить отношения с окружающими нас людьми от грязи и обмана. Остается только разобраться, что кроется за словами «грязь» и «обман». Может, это именно те источники вражды и раздоров, которые не дают нам развивать внимательные и теплые отношения друг с другом, и которые не дают Бхакти входить в наши сердца. Ну, а пока мы можем лишь желать и надеяться,  что этот выпуск «Лианы Бхакти» даст нам возможность ещё раз задуматься над всем этим, и, возможно, даже подтолкнет к каким-то правильным шагам и решениям.

Ванамали дас

Материалы:

«Шримад-Бхагаватам» 1.1.10,

«Шримад-Бхагаватам» 3.25.4 комм.,

Андрей Вознесенский «Пошли мне, Господь, второго…»,

«Бхагавад-Гита» 10.9,

Шрила Бхактивинода Тхакур «Харинам»,

Шрила Б.Р. Шридхара Свами «Путешествие в океане веры»,

Партха-саратхи Прабху «Дневник сражающегося садхаки».

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

Правила, позволяющие

 

 

поддерживать хорошие

 

 

отношения

 

 

Помочь реализации в жизни философского понимания взаимоотношений призвана практическая психология. Освежить (и закрепить) в памяти афоризмы Патита Паваны Прабху предлагает нам Ямуна-дживана Прабху.

 

Не можешь сказать о человеке хорошее – просто молчи.

На кончике языка живёт Богиня процветания (приятные речи), но если она уходит, то на кончик языка приходит жить смерть (грубые речи). Недаром говорят, что жало слова кусает сильнее пылающего огня.

Мы должны защищать репутацию человека в его отсутствие, то есть никогда не говорить о человеке плохо за его спиной. Недостатки других меркнут перед недостатком, выраженном в желании о них рассказывать. Такой недостаток настолько греховен, что включает самоуничтожение организма в виде гнева.

Мы должны вести себя так по отношению к любому человеку, и в особенности к близкому, потому что в противном случае мы подрываем доверие к себе со стороны того человека, с кем обсуждаем его.

В Ведах утверждается, что тот, кто находит удовлетворение в клевете, будет отвергнут собственной женой и детьми. А в Ману-самхите говорится, что плохо отзываться о человеке в его отсутствие является одним из проявлений нашей склонности к чувственным наслаждениям.

Окружающие запомнят наши гневные слова, а не приятные. Одним словом – не исповедуйтесь в чужих грехах. Помните, что каждый бриллиант сначала подвергался шлифовке, поэтому и воспринимайте людей в процессе очищения, не обращая внимания на удаляемую грязь.

Иногда люди сходятся и начинают исповедоваться в чужих грехах, и такая беседа очень воодушевляет их. И в какой-то  момент может показаться, что их связывают очень крепкие отношения. Но что происходит на самом деле? Каждый из этих людей подрывает доверие другого по отношению к самому же себе, потому что другой человек думает: “А что он говорит за моей спиной, когда сходится с другими?”.

И наоборот, если в нашем присутствии начнут плохо говорить о другом человеке, а мы скажем: “Ты говоришь очень важные вещи. Почему бы нам ни пойти прямо к нему и не сказать ему об этом?”, – то таким образом мы очень повысим доверие к себе в глазах того, кто нам это говорит. Этот человек будет знать: “Он не будет за моей спиной плохо говорить обо мне. Если он действительно ко мне хорошо относится, то он пойдет ко мне и прямо скажет”.

Помните, что благородный человек – это тот, кто считает других лучше себя.

Не можешь помочь – не мешай.

Настоящее дружелюбие – это активизировать свою помощь, когда человек попадает в беду или начинает новый проект. Но если мы испытываем зависть или нежелание помочь, то лучше для начала не мешать, это сохранит отношения на некоторое время для последующего развития.

В наше время отношения настолько двуличны, что желание не мешать уже почти сравнялось с благочестием.

При каждой встрече делай что-то приятное.

Когда упускаются возможности – возникают препятствия. Не забывайте приносить друг другу радость, иначе появятся конфликты.

Основной закон любви – бескорыстие – отдавать свою любовь, не ожидая ничего взамен. Поэтому люди, которые нарушают главный закон любви – бескорыстие – нарушают все остальные законы любви и становятся конфликтными. В отношениях самое главное – это мелочи. Не забывайте об этом и берите пример с великих людей, качества которых проявляются в том, что они даже незначительную помощь расценивают как значимую.

Становясь на духовный путь развития, человек может отрекаться даже от культуры поведения. Это нередкая ошибка. Человек может перестать здороваться за руку или даже говорить «спасибо». Иногда он может переходить на «духовный сленг» – заменять обиходные слова понятными ему (вместо «спасибо» – «харибол»), но приятно ли это ничего не понимающему собеседнику?

Фактически наши отношения складываются из этих небольших, но регулярных действий. Они подобны маленькому зверьку: если мы каждый день поглаживаем наши отношения, то они становятся дружелюбными, а если пощипываем, то – враждебными.

Нет ничего приятнее подарка. Дарите подарки и станете приятными людьми.

Постарайтесь как минимум при каждой встрече улыбаться человеку, и ваши отношения улучшатся.

Всегда исполняй свои обещания.

Для этого никогда не давайте обещания, которые не можете выполнить. И, самое главное, не думайте, что друг обязан вас прощать. Это самое опасное заблуждение, фактически развивающее пренебрежение.

Такое поведение иногда также наблюдается у духовно развивающихся людей. Человек начинает думать, что он теперь стал трансцендентным ко всем мирским правилам, и может ими пренебрегать. На самом деле это не так. И если мы хотим хороших, крепких отношений, то, дав слово, мы должны сдерживать его во что бы то ни стало.

И наоборот, если мы нарушаем свое слово, то это очень сильно подрывает доверие другого человека к нам. Если мы один раз нарушили свое слово, второй раз нарушили, то в третий раз этот человек нам просто не поверит. Поэтому либо не обещайте ничего, либо всегда держите свое слово.

Оправдывай ожидания.

Если, обещая, мы что-то высказываем, то помимо этого высказанного есть какие-то вещи, которые мы прямо не говорим, но, тем не менее, своим поведением или своим положением позволяем людям на что-то  рассчитывать.

Это очень и очень важный момент, потому что очень часто отношения людей портились именно потому, что какой-то человек ожидал от нас больше, чем мы на самом деле из себя представляем. И иногда мы даже в этом не виноваты. Я, в общем-то, ничего ему не обещал, но этот человек ожидал от мебя большего, и так как я не оправдал его ожиданий, то отношения полностью портились.

Если вас связывают тесные отношения с другими людьми, постарайтесь выяснить, чего они от вас ожидают, и когда вы выясните это, соответствуйте этим ожиданиям, или, по крайней мере, скажите им, чтобы они не ожидали от вас этого.

Иногда люди даже мстят нам и не могут простить того, что мы не оправдываем их ожиданий.

Не притворяйтесь лучше, чем вы есть. Имейте мужество быть таким, какой вы есть, или дотягивайтесь до своих обещаний. Не ведите себя, как святой, если вы им не являетесь, потому что, разочаровав других своим поведением, вы наживёте себе множество врагов.

Проси прощения в любом случае.

Важно просить прощения у другого человека, даже если мы не считаем себя виноватым. Как только мы почувствовали, что чем-то обидели человека, необходимо сразу же попросить у него прощения.

Чанакья Пандит говорит, что даже врагу нельзя мешать жить по своему усмотрению.

Иногда люди бывают ослеплены чувством собственной правоты, но что вам с этой правоты, если вы все равно, со всей своей правотой, обидели другого человека?

Если вы обидели другого человека, то не стесняйтесь попросить у него прощения. И главное, не откладывайте это на потом. Сделайте это сразу же. Как только вы почувствовали, что появилась какая-то натянутость в отношениях, что есть какое-то недоразумение, то не откладывайте это.

Гораздо лучше и легче сделать это сразу. У нас есть тенденция откладывать это на потом, потому что никому не приятно это делать. Но, в конце концов, когда конфликт разрастется и превратится в большую кровоточащую рану, то уже тяжело будет что-то с этим  сделать.

Со вниманием слушай о себе.

Необходимо научиться слушать чужое мнение о себе.

Что обычно делают люди? Они говорят: “Кто ты такой, чтобы говорить мне это?”.

Мы думаем, что у нас есть масса хороших качеств и несколько недостатков, небольшая ложечка дегтя, которая, может быть, совсем немного портит эту бочку меда.

И мы считаем, что хороший человек не  должен замечать эту ложку дегтя. Но, на самом деле, как раз со стороны гораздо виднее недостатки, и любой человек, даже самый непрозорливый, может заметить недостатки, которые мы так глубоко упрятали в своем сердце, что даже сами их уже не замечаем. Но все остальные их видят, а мы обманываем только самих себя. У себя в глазу бревна не видим, а у другого соринку замечаем.

Иногда бывает и так: мы приходим с улыбкой и спрашиваем,  что он о нас думает. Он что-то говорит, а мы не в состоянии этого принять, и начинаем ему потом мстить.

И наоборот, если мы не обращаем внимания на мнение другого человека, то мы не можем рассчитывать на то, что он будет нам доверять и хорошо к нам относиться.

Выслушивай других.

Мы не должны просто пытаться что-то сказать другому человеку, выложив в первую очередь свое, или же навязав ему свое мнение, – прежде нужно попытаться услышать его. Это одно из условий того, что нас с этим человеком будут связывать хорошие отношения.

Противоположностью этому является наше стремление, чтобы поняли сначала нас, прежде чем мы согласимся понять другого. Как часто мы приходим к человеку и жалуемся: “Он меня не понимает”. Тогда как на самом деле всегда нужно сначала спросить, а понимаю ли я его?

Если мы хотим, чтобы нас кто-то понял, то, прежде всего, мы должны попытаться понять этого человека. И если мы поймем  этого человека, то он нас тоже поймет.

До тех пор, пока мы будем просто пытаться что-то сказать человеку, опять же ослепленные собственной правотой, то нас никогда не услышат и не поймут.

Разговоры в семье.

Особенно аккуратными надо быть в семье, разговаривая о возвышенных идеях. Чанакья Пандит утверждает, что говорить о Боге или о творении можно только с разумными людьми, иначе эффект будет противоположным.

Поэтому иногда лучше дожидаться, когда человек сам спросит у вас о вашей религии. В Ведах говорится, что нет писания более великого, чем хорошее поведение. Просто дайте вашим близким «почитать» его, и они сами встанут на путь развития, так как это писание самое понятное.

Просто ведите себя культурно и возвышенно, и семя интереса само прорастёт. И вот тогда вы сможете выслушать человека и понять, как ему преподнести самые возвышенные ценности в соответствии с его собственной природой.

Когда мы всем пытаемся навязать свои идеи в агрессивной проповеди, это приносит противоположный эффект и называется в литературе «лже-гуру» – человек, неспособный преподносить науку духовного развития с учетом природы слушающего.

Будь всегда добр и учтив.

Небрежность, неуважение, пренебрежение разрушают любовь. Поэтому на любом уровне взаимоотношений необходима некоторая дистанция, которая сохраняет взаимоуважение между партнёрами.

Панибратство оскверняет и останавливает развитие отношений. Развиваться можно только на взаимоуважении. Это как двигатель для развивающейся группы.

Не следует быть слишком прямолинейным. Чанакья Пандит говорит: «Отправляйся в лес и посмотри – прямые деревья срубают в первую очередь, а неровные остаются нетронутыми».

Подчинённых не следует наказывать слишком строго, от этого они наполняются ненавистью, а не уважением. Сила руководителя в милосердии.

У каждого есть кто-то, кто находится в зависимости от нас. Это наши подчинённые. Если мы будем проявлять качество милосердия, то наши отношения станут нектарными.

Милосердие – это умение не судить по своим собственным меркам.

Если человека постоянно пугать (например, разводом, увольнением и т.д.), то он начинает задумываться о нехорошем. Чанакья предупреждает: «Тот, чья гибель неминуема, будет обязательно замышлять дурное».

Руководитель должен быть доступен – это умиротворяет его подчинённых. Недоступность раздражает.

Пища, предложенная гостям, становится нектаром для хозяина.

Не забывайте, что путь к сердцу человека лежит через желудок. Не только мужчина становится расположенным к вам, если его постоянно угощать прекрасными блюдами. Просто регулярно кормите своих друзей и знакомых, и ваши отношения будут укрепляться.

Классическая схема разрешения конфликтов.

Чтобы разрешить конфликт, в первую очередь необходимо понять его причину.

Главная проблема неразрешимости в том, что просто не понята причина разногласий, в первую очередь психологическая первопричина поведения.

Конфликт привлекает внимание к нуждам. Каждый в чем-то нуждается. И когда его нужды не удовлетворяются – вспыхивает конфликт.

Перестаньте заливать в машину бензин, и она остановится, но мы пинаем её  в гневе по бамперу.

Перестаньте кормить собаку, и она вас укусит.

Перестаньте давать деньги жене, и она вас тоже укусит.

Перестаньте кормить тело – оно заболеет.

Перестаньте платить зарплату – рабочие объявят забастовку.

Перестаньте улучшать отношения, и они ухудшатся.

Перестаньте кормить душу счастьем, и она начнёт грешить.

В конце концов, конфликт говорит о том, что мы перестали исполнять свой долг. Вместо защитника и любящего человека мы превратились в эксплуататора.

Необходимо вернуть дружелюбные отношения и понять, что тот, кто сейчас стал противником, очень дорог нам, и особенно дорого все, что он думает, или все, что его интересует.

Конфликт – это возможность улучшить отношения.

Конфликт – это значит, что нас несет по течению к водопаду. Этот просто сработало охранное устройство, которое спасает нас от пропасти.

Когда объявлена пожарная тревога – надо быстро принимать решения.

Боль – сигнал к служению.

Как только в мире происходит трагедия, то все страны оказывают этому району безвозмездную помощь. Высылают самолёты, спасателей, врачей, продовольствие. Другими словами, они оказывают служение, несмотря на все ранние конфликты.

Поэтому и нас тоже должна волновать чужая боль, и это знак, что мы как-то должны послужить. Если кто-то испытывает боль, то мы должны ему служить.

Если кому-то плохо, а мы это подчеркиваем, приводим как доказательство его неправоты и добиваем – это разрешение конфликта на основе ненависти. Растоптать человека – самый неквалифицированный подход. Конфликт очень трудно разрешить, если нас радует чужая боль – это самая запущенная стадия отношений.

Мы должны быть выше двойственности – враг или друг.

Материальный мир проигрывает перед своим узником особый спектакль – драму двойственности: свет и тьма, добро и зло, удовольствие и боль, да-нет, назад-вперёд, худший-лучший, горячий-холодный, молодой-старый, правый-неправый, слабый-сильный, любовь-ненависть, болезнь-здоровье, хороший-плохой.

Мудрый человек не попадает под это воздействие  материального мира, потому что он вместо этого сосредоточен на источнике этой двойственности.

Мы не враги и не друзья – мы родственники – дети одного Бога. Поэтому и проблемы должны разрешаться по-семейному. Это не значит, что проблем нет, просто разрешать их надо более дружелюбно.

Одна из причин конфликта – сплетня.

Часто весь конфликт строится на сплетне или неправильном восприятии.

Неправильное восприятие основано на эгоизме человека. Это восприятие основано на идее, что я всегда прав, а все другие этого не понимают. Такой человек очень обидчив. Это проявляется даже на животном уровне, когда животное ласкают «неправильным» образом (гладят против шерсти). Особенно это сильно проявлено у кошек, которые ко всем относятся с презрением.

Эгоизм в раннем возрасте проявляется как хватательный  рефлекс и развивается, причиняя человеку огромные страдания. И так как этот рефлекс одинаково развит у всех членов современного общества, человек вступает в битву длиной в целую жизнь.

Все страдания человека на этом плане основаны на желании отнять. Поэтому и путь к счастью лежит через щедрость – желание отдавать или служить. Часто на этом уровне конфликт уже разрешается.

Сплетня (пара-чарча).

Толковые словари определяют сплетню как «слух, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», или сообщение вполне достоверной информации приватного характера, которая не должна была бы разглашаться.

Сплетня – признак больного сознания.

К сплетням склонны люди, менее уверенные в себе, подверженные необоснованным тревогам, беспокойствам и страхам. Они выбалтывают о себе все каждому встречному (по определению психологов: «нуждаются в «ухе»).

«Не выноси сор из избы» — гласит народная мудрость.

Умный человек никогда не станет обсуждать отрицательные черты своих близких с посторонними и тем самым умалять значимость своей семьи в глазах других.

Сплетни же, предваренные словами: «Поклянись, что никому не скажешь!», как правило, несмотря на клятвы, распространяются со скоростью молнии. Психологи предупреждают, что это верный путь потерять давних и близких друзей, которые не простят, узнав, что именно вы сделали их тайную беду явной.

Когда речь идет о ваших друзьях и близких, руководствуйтесь следующим правилом: «Если вы не можете сказать ничего хорошего, лучше промолчите».

Старинная ирландская поговорка гласит: «Кто приносит сплетню, уносит две».

Сплетня – это способ выделиться.

Сплетничают больше люди, склонные представлять себя в более выгодном свете, причем, даже не заботясь, чтобы их ложь выглядела более или менее правдоподобно.

Когда в одном из университетов США психологи распространили заведомо ложные слухи о якобы предстоящей свадьбе двух студентов, среди опрашиваемых впоследствии 12% утверждали, что побывали на этой свадьбе, причем даже наряд невесты описывался ими в мельчайших подробностях.

Если человек сплетничает, значит, он конфликтен по своей природе. Ему не удалось установить хорошие отношения с объектами их сплетен, и он пытается втянуть вас в свой конфликт, привлечь на свою сторону.

Любая запущенная сплетня представляет из себя бумеранг, который обязательно вернётся.

Если человек говорит о ком-то плохо, то сначала слушающий может соглашаться, а потом через некоторое время у него появляется отвращение к тому, кто ему это говорил, и отношения этих людей портятся. Сама по себе сплетня не приносит благо никому, особенно самому сплетнику, так как он в первую очередь становится нежеланным членом коллектива.

Как уберечься от сплетен – ведите философский дневник.

Желание сплетничать проявляется от неумения задумываться над глубокими истинами. Поэтому в первую очередь надо научиться слушать умных людей, а затем научиться обдумывать и обсуждать темы, связанные с истиной.

Продолжение обсуждения схемы разрешения конфликта.

Конфликт надо встретить открыто – заняться, прочувствовать и разрешить.

Вначале – сосредоточение на общих нуждах, при этом ставим личность в центр. Надо понять общие интересы – как все могут помочь друг другу, какое благо будет от взаимодействия, от прекращения конфликта. Общее даст возможность объединиться.

Когда есть конфликт, надо вспоминать, сколько плохих вещей происходило из-за него, и делать разумные выводы. Не увеличивать свой гнев, а понимать, что ничего хорошего опять не произойдет, если и этот конфликт не разрешить.

Создание возможностей. Обмен идеями. Предложение альтернативных решений, которые устраивают обе стороны.

Вдохновение на совместную деятельность и понимание, как это возможно.

Сначала находится какой-то приемлемый вариант, а затем разрабатывается всё глубже и глубже.

Создание соглашений для дальнейших действий.

Оговорить очень ясно условия, обязанности и права.

Благо от разрешения конфликта должно быть больше, чем от его продолжения. Это должны понять обе стороны.

Некоторые войны продолжаются, так как это многим выгодно.

Война останавливается тогда, когда доход от производства оружия становится меньше, чем ожидаемый доход от восстановления разрушенного.

Неэффективные подходы.

Конфронтация.

Мы должны говорить правду, но, не оскорбляя личность, а сохраняя отношения. Правда должна быть приятной. Мы хотим не разрушить, а создать. Создавать всегда труднее, чем разрушать.

Бегство.

Не нужно избегать проблемы и претворяться, что ее нет. Если есть конфликт и делать вид, что его нет, то конфликт будет разрастаться, вовлекая все новые и новые силы.

Притворство.

Порождает использование своего положения. (Я больше понимаю в этом вопросе, чем вы; у меня должность выше и т.п.)

Пластырь (заплатка).

«Залепливание» проблемы, чтобы ее не было видно. Другими словами, поверхностное решение проблем, не глубокое (вдруг всё разрешится само собой).

Торговля.

Деление пирога. Но проблема в том, что глубинные напряжения остаются и потом опять выплескиваются наружу.

Заключение.

Для того, чтобы поддерживать глубокие отношения, мы должны изменить своё отношение к людям. Внешне мы можем менять свое поведение сколько угодно, например, при встрече  всегда стараться улыбаться, но если внутри мы не изменили себя, и действительно не поняли, что от этого человека зависит наш духовный прогресс, то внешние способы ничего реально не изменят.

Это может произойти только в том случае, если человек духовно развивается.  И мы знаем, что людям, которые не заняты духовной практикой, сделать это очень и очень сложно.

Уровень, на котором человек начинает вести себя так спонтанно и искренне, называется мадхьяма-адхикари. Если мы сможем встать на эту ступеньку, то перед нами появится надежда на достижение цели жизни.

И помните – умный человек не имеет врагов.

Подготовил Ямуна-дживана д.

 

 

ВАЙШНАВА-СЕВА

 

Ищите Кришну

 

 

в отношениях...

 

 

На предложение обсудить тему взаимоотношений в виде статей откликнулись немногие преданные, но зато какие! К некоторым отмолчавшимся мы назойливо подошли сами и спросили, а что они думают по этому поводу. Вот каким нектаром поделились с нами столь же нектарные преданные в ходе блиц-интервью.

 

Вамшидхара пр.: Отношения – это то, к чему мы стремимся, это то, что дает счастье. Никакие предметы не дают счастья, никакой абстрактный предмет, к которому стремится материалист, почему, собственно, мы их и называем материалистами, потому что они стремятся к предмету, а не к отношениям с этим предметом. А самые возвышенные отношения дают нечто живое – сознание. Подобно тому, как приезжаешь во Вриндаван, и каждый знает, что там надо искать Кришну. И один из духовных учителей сказал, что Кришну нужно искать в отношениях бриджабаси. «Посмотрите, – сказал он, – как они относятся друг к другу, посмотрите, как они могут относиться к вам, вот там ищите Кришну». Иногда мы какие-то духовные вещи обуславливаем в своем уме. Как Прабхупада часто говорил, что Кришна – это не человек. Наш материальный ум одевает духовные вещи в материальную форму, а также он надевает на духовную жизнь различные штампы. Но как раз духовная жизнь направлена на то, чтобы утончать все это, чтобы постепенно войти в суть, в суть ритуалов, в суть практики, а суть – это отношения. И начинается это с отношений с преданными, с отношений с духовным учителем и, в конце концов, приходит к отношениям с Кришной. И если мы научимся это ценить, то все остальное начнет приходить само собой. Поэтому Рупа Госвами дает это очень важное наставление, связанное с шестью принципами дадати. Если преданный не будет иметь таких отношений в обществе преданных, то он будет искать эти отношения в материалистическом обществе, и тогда ничего не возможно. В этой связи я, может быть, пролаббирую права нама-хатт. Это мой личный интерес, чтобы нама-хатты развивались. Нама-хатты заключаются в том, чтобы как раз развить такие семейные отношения. А такие отношения возникают тогда, когда люди занимаются одним и тем же делом. Можно также в храме развить семейные отношения, если, допустим, храм живет по определенному порядку. Сегодня, допустим, по столько-то часов все убираются – мандира-марджанау – наводят порядок. Если все это делают вместе, то возникает общность. Потом все вместе читают «Источник вечного наслаждения». Как говорил Говинда Махарадж, что, когда он только начинал проповедовать в Алмате, в храме ввели определенный распорядок, и все делали всё вместе. И у каждого могло быть какое-то индивидуальное служение в течение дня, но утро и вечер все, как семья, начинали и заканчивали вместе, в конце дня все встречались, делились реализациями, подводили итоги. Это очень сплачивает и развивает отношения. Когда у человека возникают глубокие отношения, он становится очень сильным. Если такие отношения возникают хотя бы в группе из пяти-шести человек, у них крепкое ядро и есть цель, то они могут перевернуть весь мир. Тут нет никаких проблем. Дело в том, что наше Движение – это не Движение одиночек. И если получится что-то в Сознании Кришны в ближайшие годы, то это получится в результате того, что возникнут сплоченные группы, которые покажут пример отношений целостности, счастья, удовлетворения и так этим смогут проповедовать Сознание Кришны в материалистическом обществе. И поэтому важность отношений трудно переоценить.

Манохара д.: Отношения – это главное. Любое общество строится из отношений, за счет взаимопонимания людей. Это зависит от внутренней чистоты человека, а также от совместимости людей. Если нет чистоты, то нужно учитывать совместимость. У нас описано все это в форме отношений вайшнавского этикета. И чтобы понять эти отношения, нужно знать, как их использовать. Сейчас многие преданные читают лекции и семинары по отношениям, но для того, чтобы понять эти семинары, нужно также иметь желание их понять. Потому что если нет желания, если человек внутри имеет самолюбие, то он не будет прислушиваться. Чтобы понять, нужно иметь смирение. Определенный жизненный опыт также способствует пониманию, поэтому люди в возрасте более примиримы. Человек же без большого жизненного опыта проявляет гордость, потому что он хочет выглядеть определенным образом, у него есть свой стереотип видения себя и других. И, представьте, каждый приходит с таким видением в наше общество. Но если у них единая цель, и цель эта ставится во главе, то тогда они могут отказаться от своих амбиций ради этой цели. И так как наша цель очень высока, но мы сами представляем собой не самое лучшее – у каждого из нас есть свои цели по отношению к высшей цели, связанные с телом и умом, то человек подстраивается в нашем обществе для того, чтобы достичь своих целей. И отношения не складываются как раз поэтому. Чтобы были искренние отношения, нужно стремиться только к чистоте, тогда они будут. Либо рядом должен быть человек, который может нас выслушать, т.е. дружный человек, все равно это связано с чистотой. Но даже если вокруг люди не с теми мотивами, мы сами должны быть открыты. Человеку же закрытому очень сложно. Он может вести себя идеально, его даже бывает трудно распознать, но как только заденут его глубоко, то он может раскрыть себя не с лучшей стороны. Но мы сами должны быть открыты и просты, как дети. Говорится, что в духовный мир войдут те, кто, как дети, просты. Простой человек открыт, непростой закрыт. Но наше общество защищает Сам Кришна, Он защищает преданных от самих себя. И для того, чтобы мы, пришедшие с разными целями, не были похожи на лебедя, рака  и щуку, тянущими телегу – общую цель – каждый в свою среду, Бхактивинода Тхакур говорит, что для этого должна быть создана общая среда, подходящая для всех. И направление этой телеге должны указывать те, кто знают, куда идти, те личности, которым мы доверяем и которые могут реально изменить отношения между людьми.

Андрей Пекарев: Патита Павана пр. сказал, что на начальном этапе жизни преданных очень важно иметь теплые отношения с окружающими. И на данном этапе это даже важнее, чем все остальное, потому что когда у человека появляются какие-то внутренние переживания, связанные с его духовной практикой, с его жизнью, это необходимо обсуждать и делиться с этим. А если у человека нет друзей, то ему не с кем поделиться, и его духовная практика сводится на нет. Он становится одиноким, а в одиночку нельзя внутренне расти. По крайней мере, нам, на нашем уровне, в России, в Кали-югу. И поэтому для меня сейчас это очень важно. Он просто подтвердил в какой-то момент мои представления о том, как нужно общаться. Я понял, что действительно никаких сомнений в этом быть не может. И любое общение в первую очередь связано с помощью другому человеку. И я просто стал пытаться отслеживать свое умонастроение по поводу людей. Самое главное – попытаться отдать человеку что-либо, даже если у тебя нет ни денег, ни каких-то вещей, а просто хотя бы отдать свое умонастроение, которое иногда бывает неплохое, достаточно доброе, теплое. Если это кому-нибудь нужно, если человек хочет это взять, то это нужно попытаться отдать. Если появляются деньги, ну, здесь все гораздо проще, нужно отдать настроение плюс что-то материальное. Если появляются какие-то знания, то можно помочь очень сильно и много. Если у меня будет и то, и другое, и третье, то, наверное, тогда я буду самым счастливым человеком на свете, и все вокруг меня тоже будут счастливы (смеется). Поэтому самое главное – я не говорю о каких-то духовных высотах – на данном этапе для меня актуально просто развивать человеческие отношения со всеми. В настроении человека, который пытается что-то отдать другому. И, по крайней мере, сейчас я испытываю от этого определенное вдохновение, вижу в этом цель жизни. Чем больше появляется людей, которым я вижу, что могу помочь, тем я более счастлив. И я стараюсь никому не отказывать, но не всегда удается это сделать в меру недостатков моего характера, моей личности, которую я все же пытаюсь изменить.

Ирина Кох: Необходимость развивать отношения с преданными я поняла в достаточно жестких условиях. Сначала я потеряла своих отца и мать; похоронив их, я очень сильно заболела. И первое время я очень сильно страдала и искала поддержки вокруг, думала, кто же мне поможет и как. Мне не хватало внимания и заботы. Но через некоторое время, пережив и переболев этим всем морально, я поняла, что должна сама начать отдавать. Однажды в одно утро я проснулась и поняла, что всем сердцем хочу заниматься заботой о преданных, – так возникла идея заниматься социальной помощью преданным. И как только я загорелась этой идеей, то сразу обнаружила улучшение моего состояния: и морального, и физического. У меня появилось откуда-то много энергии, а внутри – необычный энтузиазм и легкость. И чем больше я стала стараться отдавать, тем больше я стала получать в ответ. Я поняла, что это лекарство от всех проблем в жизни. Я стала более детально относиться к каждому преданному, проявляя наибольшее внимание к каждой его проблеме, отбрасывая все личное, забывая себя полностью. И когда я начала сосредотачиваться на проблемах других, вникая в каждую боль, в каждую проблему, в каждую радость, я поняла, что такая жизнь – это путь к Богу, потому что в духовном мире все забывают о себе и стремятся, соревнуясь, служить другим. Если мы здесь начнем практиковать подобные отношения, забывая о себе, не думая о личном удобстве, а думая об удобстве других, мы только тогда научимся правильным духовным отношениям, и только тогда, наверное, Господь заметит нас и скажет, что нам пора в духовный мир. Без этого ничего не будет в нашей жизни, никакого духовного прогресса. Наверное, это более важная проблема, чем получение инициации и пр., если мы будем учиться развивать правильные отношения с преданными, мы будем учиться и терпению, и смирению, и состраданию, и очень многим качествам настоящего преданного, которые нужны нам для достижения высшей цели.

Наталья Матушкина: По милости старших преданных ко мне пришло понимание важности высшей цели – обрести любовь в своем сердце к Богу. И я все думала: «Ну, как мне эту высшую цель осознать и достичь, ведь она так высока?». И мне пришло понимание, что эту цель можно достичь, развивая любовь к преданным. Опять-таки по милости старших вайшнавов я узнала, как важно различать старших преданных, равных и младших. Мне вначале было трудно видеть это различие, но со временем я стала понимать, что основой взаимоотношений с каждым из этих категорий является бескорыстие. Проявилось как-то в сердце понимание, что нужно просто что-то делать для преданных, отдавать им: теплоту, понимание, реальную помощь. И поначалу для этого подчас нужно было прилагать какие-то усилия, но теперь я заметила в себе даже какие-то спонтанные порывы. Например, пригласила меня в гости матаджи Тришакти, а у меня сразу появилась мысль: «Ну что же хорошего для нее сделать?». И это приносит такую радость. И поразительно то, что преданные начинают ко мне относиться так же, начинают проявлять ко мне доверие. Если это преданный младший, то это доверие проявляется таким образом, что когда я говорю ему о духовном, он начинает это принимать, потому что он чувствует бескорыстие. И я поняла, что Господь очень доволен мной, потому что я проявляю заботу о его частице. И я начала чувствовать, что Господь начинает брать заботу и обо мне. Т.е. я как бы убиваю двух зайцев: я чувствую вкус от таких отношений с преданными, и чувствую, что Господь защищает меня. Он еще больше дает понимание каких-то вещей, я еще больше получаю общение старших преданных, и получается, что я удовлетворяю и тех, и других, и таким образом прогрессирую. Я развиваю отношения нектара – просто желание отдавать. Я поняла, что это желание скрыто глубоко внутри нас, а мы просто зажаты, обусловлены. И это желание раскрывается только с развитием бескорыстия. Но если у тебя нет этого бескорыстия, то тогда нужно просто молить: «Господи, спаси меня, помоги мне обрести это бескорыстие». И оно однозначно придет, только начни это делать. И самое удивительное, что тогда такие долгожданные отношения возникают с преданными – появляется круг близких тебе по духу людей. И когда ты понимаешь, что скоро увидишься с ними, с теми, кто соответствует тебе по настроению и полностью понимает тебя, то это приносит огромное наслаждение. Это истинное счастье. А ведь этого каждый ищет. Нужно начать с бескорыстия, и тогда ты обязательно обретешь истинных друзей. Тогда – есть такой секрет – если ты обретешь таких друзей, то ты так будешь счастлив, что у тебя будут силы терпеть все невзгоды материальной жизни, потому что у тебя есть источник счастья. Поэтому давайте строить взаимоотношения, начиная с малого и дойдя до создания круга близких друзей.

У меня возникал постоянно вопрос, почему у преданных жесткие сердца, как я это называю, вместо сердца  висит топор. И однажды я услышала, как Аударья-дхама пр. говорил о том, что в жизни каждого преданного наступает период, когда ему духовная жизнь чужда полностью. И он говорил о двух видах преданных. О тех, кто «с легкостью танца» выполняют преданное служение (это те, у кого этот период еще не наступил). И о тех, кто, буквально «истекая кровью», ползут по духовному пути, их жизнь полна испытаний и они не так активны в преданном служении, но они здесь (это как раз те). И вот он говорил, что неизвестно, где будут те, первые, когда «придет их время». И я запомнила его высказывание: «Преданные, которые с очень большой болью, но все же идут по этому пути, стоят на очень высоком духовном уровне». Он сказал, что такой преданный после 2-3-х лет будет для всех наставником, потому что он знает жизнь, и он будет очень мягок сердцем. И я поняла, что испытания, страдания настолько размягчают наше сердце, что там уже нет «топора». А преданные, которые не прошли таких испытаний, подчас очень жесткие, и потому они с большой легкостью ранят других словами. Те же преданные, которые все это прошли, смотрят на других с большим состраданием, потому что они знают, что такое боль. И мне еще Гайа пр. в свое время говорил, что с преданными, у которых как раз идет трудный период испытаний, нужно быть очень осторожными и не осуждать их за то, что они слабы в преданном служении. 

Шьямарани д.д.: Я просто скажу сухую банальную вещь. Я стала понимать, что совершенно не образованна, что у меня нет никакой культуры взаимоотношений, я не могу понять, как правильно выстраивать эти взаимоотношения. Есть такое понятие – осознанное невладение каким-то знанием, т.е. я осознаю, что не понимаю, как это делать правильно. И именно это является причиной моих беспокойств, моего неудовлетворения. И поэтому я стала просто осознанно искать материал, изучать, как правильно это делать, и наткнулась на культуру великой страны Индии, где как раз доподлинно объясняется, каким образом это делать. И одно из направлений – это раздача прасада, которая как бы доподлинно передает такое отношение к живым существам, что все, что я могу для них сделать – это просто очень культурно, с любовным желанием отдать им именно через еду. Просто отдать. А это, извиняюсь, даже собаке приятно, когда ей что-то дают или что-то доброе делают. Поэтому это очень простое, невымученнное действие – просто отдайте, что можете, а отдать то, что мне вообще ничего не стоит, еще проще (смеется). Поэтому раздавайте прасад все и каждый.

Это очень взаимосвязанная вещь – я варю и раздаю – это еще слаще, это еще более глубокий процесс, который дает понимание. Если я на самом деле сам своими руками сделал, представляете, какая это ценность? И я кому-то это отдаю, я от себя это просто отрываю. Я ведь могла же это и не отдать, или отдать с выгодой для себя. А тут я кому-то просто делаю приятно. И поэтому в этот момент преданный, тот, кто получает, благословения отдает однозначно. Вот такой фокус. Шикшаштака пр. очень часто о нем говорил: «Если кто-то поймет этот секрет – откуда берутся благословения и за счет чего я еду в духовной жизни, ничего не умея и не понимая, не обладая никакими качествами, – так в этом весь секрет и есть, что я просто беру и отдаю, беру и отдаю». И автоматом, даже если это не очень вкусно, – ровно насколько я отдаю, ровно настолько мне и возвращаются благословения. Тот человек может даже не озвучивать, не говорить «благословляю», но в сердце происходят огромные перемены, потому что Кришна в сердце доволен, и в моем сердце происходит отдача, как эхо. Как аукнулось, как и откликнулось. Простой метод, только надо начать ему следовать, и все придет. Это хитрость, но ее надо использовать. Я, например, осознанно это делаю. Сейчас самое главное – процесс дадати развить хотя бы, этот процесс взаимообмена. Сказать, что мы имеем настроение Прахлада Махараджа, было бы неправдой. Сейчас мы этого настроения не имеем, но мы хотим его иметь, и есть процесс, как к этому настроению подойти. А вот такой принцип как дадати, обмен – мы даем, но мы ожидаем благословений – это естественно для нашего состояния.

Расалика д.д.: Однажды одна матаджи поделилась со мной опытом, как она испытала необычайную любовь и радость. Она рассказала, что в одной поездке по каким-то делам с подругой она вдруг ощутила необычайный прилив такой любви к ней, что ей захотелось обнять ее, и не только ее, но и весь мир, потому что она в этот момент любила и ее, и всех окружающих, и настолько… Я слушала ее, открыв рот, потому что я такого не испытывала ни разу в жизни. Я слушала и думала: «Как такое может быть? Как все это можно понять и почувствовать?». Прошло какое-то время, и в течение этого времени тема подобных переживаний, связанных с отношениями с преданными, всплывала в разговорах. Но меня эта тема не касалась, потому что я этого не испытывала, и для меня это было далеко. Хотя мне очень многие говорили, что я эгоистка, и что думаю только о себе. Но я этого не замечала, пока… я очень сильно не заболела. И человек во время болезни, вы знаете, как правило, хочет, чтобы о нем позаботились, что-то ему сказали. Но так получилось, что я находилась абсолютно одна несколько дней подряд, и никто из преданных даже не позвонил, не спросил. И я помню, что такое у меня было состояние – очень сильное чувство горечи, я очень сильно плакала. И вдруг я начала понимать: «А почему я от кого-то требую, чтобы ко мне начали относиться с участием и заботой?» Потому что я вдруг вспомнила всех тех многочисленных личностей, которых я в определенный момент своей жизни просто «кинула». Что греха таить, были такие люди, и мне говорили впоследствии, что «вот, Расалика, ты тут неправильно поступила, почему ты про эту матаджи забыла, почему про ту забыла?». Но у меня в то время было в голове что-то свое, и я вообще об этом не думала. И тут вдруг я начинаю все это понимать. Я подумала: «А почему я требую, чтобы ко мне проявляли какое-то участие, когда я сама очень много раз поступала достаточно некрасиво, хотя наверняка те люди что-то ожидали от меня?». И после этой болезни я поняла, что нужно делать что-то для других, и это не обязательно должно быть в глобальных масштабах, это может быть что-то по чуть-чуть, да хотя бы просто поговорить с человеком. И я начала пытаться это делать, буквально муравьиными шажочками: что-то кому-то принести, как-то помочь, либо просто выслушать человека, либо просто позвонить тому, о ком я давно забыла. И я вдруг ощутила (я не знаю, конечно, какую радость испытывала та матаджи), но какие-то проблески начали приходить. Такое, понимаете, в душе появляется – ты просто летишь потом, ты летишь и хочешь еще что-то сделать, но уже и для кого-то другого. И я поняла то, когда говорят, что в духовном мире наслаждение постоянно расширяется, так вот это чувство началось с маленьких шажочков и теперь оно расширяется, расширяется и расширяется. И я вдруг поняла, как это здорово – например, просто что-то человеку подарить, то, что человек хочет, то, что он ждет, как-то его порадовать. И я вдруг увидела, что преданные стали и ко мне как-то более-менее относиться (смеется). Я, конечно, благодарна очень Кришне. Потому что каждый, наверное, по-разному опыт получает, я почему-то получаю опыт через большие испытания, уж не знаю почему. И вот этот опыт, что надо заботиться о ком-то, пришел именно через испытания. Я сама попала в такую ситуацию и поняла, что чувствует человек, когда он остается один, когда он нуждается, и никого нет – это ужасное состояние. Я не хотела бы, чтобы кто-то у нас в обществе испытывал подобное состояние. И никто не будет испытывать такого, если мы все будем более-менее участливо друг к другу относиться.

Подготовила Сарванга Сундари д.д.

 

 

ВАЙШНАВА-СЕВА

 

В качестве итога мы хотим привести цитаты Антарикшы прабху из г. Заволжья, «высокого специалиста» в вайшнава-севе, а также стихотворение Наты прабху, создавшего своим недолгим присутствием в нашем городе незабываемую теплую атмосферу вайшнавских отношений.

 

«Все мы ищем нектара, но этот нектар ходит рядом с нами – это преданные. Очень простая философия: я удовлетворяю преданных, Господь удовлетворен, и мое сердце начинает раскрываться. Та радость, которую мы ищем в этом мире, находится не во внешнем мире, а у нас в сердцах. И благодаря преданным она раскрывается. Это состояние нельзя купить ни за какие деньги, ни за какое положение. Каждый преданный дорог Господу, но иногда мы проходим мимо, думаем, что увидим гуру, повесим на него гирлянду, – он тот, кто даст мне милость. Но милость ходит рядом с вами – это  слуги Господа. На самом деле сознание Кришны – это когда мы просто хотим быть слугами этих слуг. Только в этом случае человек осознает Бога».

«Преданный – не тот, кто одевается как преданный, кто говорит, что он преданный Бога, преданного можно определить по тому, сколько он сделал для других преданных, как он служит им и насколько отдается этим преданным».

Антарикша д.

 

Когда-то я, друзья, работал медным краном,

Через меня текла чистейшая вода,

Я был открыт для всех, я всем служил исправно,

И честно вам скажу, я счастлив был тогда.

 

Но время шло, и я немного возгордился,

И пожелал наград за долгие труды,

И словно заржавел, и для людей закрылся –

Я посчитал себя источником воды.

 

Я думал, что меня должны любить и гладить,

И пользоваться мной, когда желаю я,

И ленточку на мне для красоты приладить,

Ведь я не просто кран, ведь вся воды – моя.

 

И вот тогда меня немедленно свинтили,

И бросили в чулан, где крысы, грязь и смрад,

И новый медный кран взамен установили,

Он был открыт для всех, и этим очень рад.

 

В чулане я лежал, покрытый слоем пыли,

Среди других вещей, гордившихся собой,

Во мраке лишь они самих себя любили,

Я свой делил досуг со ржавой кочергой.

 

Она мне обо всех немного рассказала,

И был я поражен: судьба у всех одна,

Нас гордость подвела, скрутила и сломала,

Нас всех терзает страх и иногда вина.

 

Я высох, потускнел, и мне немножко странно,

Что в сердце до сих пор желание живет,

Работать как тогда обычным медным краном

И пусть через меня вода для всех течет.

Ната дас

 

 

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ

 

Мира

 

 

Наш путь к Сознанию Кришны пролегал через разные тропы, но стимул поиска такого общества был, как правило, один – чувство внутренней неудовлетворенности от предлагаемых внешним миром «источников счастья». На этот раз мы знакомим вас с проникновенной историей матаджи Миры Санниковой, в которой раскрываются глубокие переживания ищущий души. Эта преданная как-то сразу влилась в общество вайшнавов и до сих пор не перестает удивлять всех своей учтивостью, интеллигентностью и желанием послужить. Пошлем же ей все благословения для достижения успеха на духовном пути.

 

Если попытаться рассмотреть сверху путь пройденной жизни, то видно, что случилось довольно много событий. Имеется семья, дети, дом, работа. К чему стремиться теперь, ведь то, что ты хотела, у тебя есть?

Как только возникли эти вопросы, начались потери, одновременно начали приходить ответы, что все не случайно, что есть знания, которые могут облегчить жизнь. Эти знания дали понимание, что до этого жизни не было (о, ужас!), а был просто сон.

Прочитано много книг, были интересные встречи, огромное желание изменить себя и все вокруг. Энтузиазм давал силы жить. Но, постепенно, несмотря на то, что, конечно, я обладаю относительными знаниями, я понимаю, что больше я сама ничего не знаю, не могу, что я просто умру без духовного руководства.

Не знаю и не могу.

Когда я чего-то хочу, я думаю,

Может кто-то хочет сильнее?

Когда я знаю, -

Не знает ли кто-то еще тверже?

Когда я могу, -

Не может ли кто-то лучше и глубже?

И вот я не знаю и не могу.

Ты, в тишине приходящий безмолвно,

Скажи, что я в жизни хотел, и что же

достигнуто мною?

Возложи на меня Свою руку, -

Буду я снова мочь и желать,

И желанное ночью вспомнится утром.

Будучи в таком состоянии трудно что-либо читать и еще труднее рассказывать. Я понимала, что все, что я когда-то изучала – буддизм, христианство, древний Египет, я не считала своим путем. Но какой он – мой путь?

Однажды одна девушка-христианка сказала мне, что я не люблю Бога. Начав размышлять над ее словами, мне стало понятно, что все знания я приобретала для себя, не для Него. Но как научиться любить Того, кого не знаешь? Что нужно делать для Него? Какие должны быть отношения между Ним и мною? Многие недели внутри был постоянный диалог – вопросы и ответы. И, наконец, остался только один ответ: я лишь хочу служить Ему. Тогда я еще не знала, что преданные именно этим и занимаются.

Я часто плакала, прося Господа о возможности приблизиться к Нему, ощущая свое одиночество. И, видимо, Он услышал. По телевидению была показана реклама о том, что в выставочном центре открывается выставка Индийской миниатюры. Когда я зашла туда, меня поразила красота девушек в сари, их спокойствие, уверенность. Мне стало понятно, что внешние проявления являются отражением внутреннего состояния. И хотя поверхностное сопротивление чему-то новому было, глубоко внутри появилась уверенность, что это именно те люди, у которых я могу учиться. Я стала спрашивать у одной девушки, ездят ли они в Индию. Она ответила, что ездят и не только в Индию, а скоро группа уезжает в Дивноморск на фестиваль. В течение двух дней у меня появились деньги, чтобы уехать туда, и с тех пор я в «Харе Кришна».

 

 

УЛЫБКА

 

Дети пишут Богу

 

 

История такова: учителя разрешили детям 1-4 классов задать всего один вопрос или послать одну свою просьбу Богу. И вот что из этого получилось.

 

Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье? Женя, 2 кл.

Господи, а вообще-то Ты есть? Александр. 2 кл.

Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо? Зина, 3 кл.

А другие страны Ты обслуживаешь? Толик, 3 кл.

Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй. Лена. 3 кл.

Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего? Зоя, 3 кл.

Вот говорят: «Все там будем!» Это что – опять всем вместе? Рустам, 2 кл.

Зачем человека растили годами, а потом бац – и он уже мертв? Вася, 2 кл.

За что мы стареем? Сергей, 2 кл.

Что Тебе сделал мой папа, что ему так не везет? Вита, 2 кл.

Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать? Наташа, 2 кл.

Боже! Ну, что?! Наши опять проиграли! Чем Ты там занимался в это время?! Нельзя же так! А еще говорят, что Ты все видишь! Игорь, 4 кл.

Я долго думала, что попросить у Тебя. Может, собаку? Потом решила, зачем Тебя беспокоить по пустякам. Так вот, хочу, чтобы мама приходила с работы всегда добрая и веселая. Катя, 4 кл.

Покажи мне тихонечко хоть одного ангела. Рая, 2 кл.

Ну что, Светку вме-таки перевели в другую школу?! Теперь Ты доволен?! А я 17 раз молился Тебе… Свечку в церкви поставил, даже зубы на ночь чистил. А Тебе было все по фиг. Кукуй теперь там без меня! Серега, класс сам знаешь какой.

Можно мне не умирать, а? Юля, 1 кл.

Если Ты найдешь мою варежку – прошу вернуть. Только честно. Аня, 3 кл.

А вот свечи в церкви продают – это Твой бизнес? Толик, 2 кл.

Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и зания наши пропадут. Федя, 4 кл.

Меня все время натаскивают на Твой светлый облик – смотри, не разочаруй. Андрон, 4 кл.

Была в деревне и увидела небольшую церковь. Беленькая, чистенькая. За ней березы, речка, а вдали большой зеленый лес. Это Твоя дача? Наташа, 4 кл.

Пойду ли я когда-нибудь по тучам и облакам? Лена, 2 кл.

Для чего нужна жизнь, а если она нужна, зачем люди умирают? Костя, 2 кл.

А если все люди попадут в рай, места там всем хватит? Андрей, 2 кл.

Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут? Андрей, 4 кл.

Господи, я знаю, что надо подставить лругую щеку. Ну и что? Подставил, Олег мне еще раз врезал. И вот, я теперь в классе трус. Спасибо. Эдик, 3 кл.

Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение? Нада, 3 кл.

Зачем мы приходим в эту жизнь из другой жизни? Руслан, 2 кл.

Ты не знаешь, помирятся ли мои родители? Катя, 2 кл.

Ну, пришли мне мешок денег. Ведь заповедь гласит: возлюби ближнего своего, оно тебе вернется во сто крат. Подсчитай, сколько Ты на этом заработаешь. Шурик, 4 кл.

Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже? Радик, 4 кл.

Ну, хорошо, Господи, меня родителям принес аист, а для него кто делает нас? Олег, 3 кл.

С какого момента можно считать человека взрослым? Когда он не боится уколов или когда ему нравится Светка? Марик, 3 кл.

Как это: на все божья воля? И на лето, и на мамину болезнь, и на войну? Марат, 2 кл.

Тебе нравится, что творится на Земле? Андрей, 4 кл.

Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое? Руслан, 1 кл.

Почему нищие просят милостыню около церкви, чтоб Ты отмечал, кто дает? Ира, 2 кл.

Почему Ты одним помогаешь, а мне нет? Алик, 2 кл.

Когда я Тебя увижу в первый раз, Господь, то ничего просить не буду. Ты подумаешь: «Какой скромный мальчик» и подаришь мне «Мерседес». Антон, 4 кл.

Вот этот мир кончится и начнется другой? Гарик, 3 кл.

Почему Ты такой – сначала плохой, а на другой день – замечательный? Оля,2 кл.

Как Ты думаешь – будет у нас нормальный мир или нет? Света, 3 кл.

Как это – до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было? Настя, 1 кл.

Ты можешь сделать, чтоб у людей не было несчастных случаев? Лада,2 кл.

Почему Ты на Земле все допускаешь? Адик, 4 кл.

Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? Лиза, 2 кл.

В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фотокарточку, хотя бы допотопную. Рая, 3 кл.

Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий. Андрей, 4 кл.

Ты не знаешь, когда я стану большой, я буду хорошей девочкой или нет? Катя, 3 кл.

Почему Ты людям все прощаешь, а учителя – нет? Костя, 2 кл.

Вот когда меня еще не было, Ты знал, что я буду? Леня, 4 кл.

А нельзя не рождаться? Света, 2 кл.

Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? Гога, 4 кл.

Человека Ты создал по образу своему и подобию, а инопланетянина? Зоя, 4 кл.

Сделай так, чтоб лето пришло навсегда. Жора, 4 кл.

Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты. Тоня, 2 кл.

Дай мне палочку-выручалочку и я от Тебя отстану. Гарик, 2 кл.

Устрой мне жизнь долгую и смешную. Ольга, 2 кл.

Когда я умру, хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. Вера, 3 кл.

Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается. Артур, 2 кл.

Сделай так, чтоб исчезли мои канапушки. Галя, 3 кл.

Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую. Рома, 3 кл.

Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем. Павлик, 3 кл.

Усынови меня, а когда Ты будешь стареньким, я подам Тебе стакан воды. Олег, 2 кл.

Я бы хотела, чтобы у всех живых существ, у природы и даже у меня был хороший характер. Аня, 1 кл.

Слушай, а кем я был в прошлой жизни, может, зря Ты меня перевел в человеки? Сеня, 3 кл.

Ну, Господи, уж себе Ты бы мог провести телефон! Яша, 3 кл.

Господи, вот Ты придумал деньги, а у нас дома их нет. Шурик, 3 кл.

Ну, почему Ты так часто пьешь с моим папой? Он всегда, когда поднимает рюмку, вскрикивает: «Ну,  с богом!» Саша, 2 кл.

Когда же придет во второй раз Иисус Христос? Надо же, чтоб люди подготовились, а то получится, как в первый его приход. Алина, 4 кл.

Боженька, приглашаю Тебя на мой день рождения, который состоится 4 августа в 14 часов. Буду ждать. Если нет денег, приходи без подарка. Миша, 2 кл.

Почему Ты бываешь такой неопределенный: один день холодно, другой – жарко, а еще Ты бываешь такой ветреный? Соня, 2 кл.

Цветы у Тебя получились лучше, чем человек. Галя, 4 кл.

Господи, в те разы, когда я не молюсь, не сердись – я весь в любви. Яша, 4 кл.

Эх, мне бы Твои возможности! Олег, 2 кл.

Зачем Ты допускаешь разводы – это не по-божески. Галя, 3 кл.

Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. Ева, 3 кл.

А я ведь Тебе тоже многое прощаю. Натан, 4 кл.

Я не хочу в мир взрослых – там все неправда. Андрей, 4 кл.

Я пишу Тебе, а ответа все нет. Ленив Ты. Ларик, 2 кл.

 

Таковы взаимоотношения обычных детей с Богом. Весьма занятно, не правда ли? Да к тому же, есть над чем задуматься.

Интересно, а какие бы вопросы и просьбы обратили к Кришне наши дети? Предлагаем на досуге выяснить.

Подготовил Александр Потиевский

 

Hosted by uCoz