ЛИАНА БХАКТИ ЯНВАРЬ 2003 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

Получите милость Кришны

ПРОПОВЕДЬ: Санкиртана - это...

ВИГЬЯНА: Бремя любви

ПИЛИГРИМ: Зовите меня Рагини даси

ВДОХНОВЕНИЕ

 

Получите милость Кришны

 

 

На этом чудеса не закончились. Удовлетворенные усилиями преданных как можно больше в декабрьский марафон распространить книги Шрилы Прабхупады, наши Шри Шри Гаура-Нитай продолжают проливать на нас Свою милость. “До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его” – в ответ на увеличенное в пять раз по сравнению с обычными месяцами распространение книг Они послали к нам Своего преданного. Да непростого, а самого Ачалу Прабху – директора российского ББТ, неутомимого распространителя книг, блистательного рассказчика бесчисленных санкиртана-лил и, в конце концов, искреннего, вдохновленного преданного, столь щедро делящегося своим духовным опытом. Честно признаться, за все время моего нахождения в ИСККОН я чуть ли ни впервые вижу такого радостного, счастливого и открытого человека, обладающего к тому же бесподобным чувством юмора. “Вот человек – на самом деле живой, – думала я, слушая лекцию Ачалы прабху, – я же – одна из ходячих мертвецов. Абсолютная простота и абсолютная простота и абсолютная открытость. Как здорово, что именно такие личности руководят нашим обществом». Его приезд был подобен глотку свежей воды - во всяком случае, большая часть моих так называемых проблем просто испарилась после посещения его лекций. По милости Ачалы прабху мы смогли глубже осознать суть миссии распространения книг, серьезного отношения к садхане и к святому имени. Большая часть преданных, с которыми мне удалось поговорить после этого, уже вовсю начала практиковать улучшение в этих областях своей духовной практики.

Интересно, что сам Ачала прабху и не планировал визит в наш город. Но у Кришны, великого Мистика и Режиссера, был Свой план. «Я собрался ехать к своим родителям, - рассказал Ачала прабху, - и совершенно не собирался ехать через Омск. Но прямого самолета не оказалось. Тогда я решил лететь с пересадкой в Екатеринбурге, но там тоже самолета на Петропавловск не было. И оказалось, что единственный путь - это лететь только через Омск». И таким образом Кришна приготовил для нас тройной подарок - Он послал Своего преданного, да не с пустыми руками, а с только что вышедшей новой книгой ББТ в одной руке, и с бесценными записями семинаров по санкиртане (явно, в дар санкиртанщикам за все их подвиги) - в другой. Сам Ачала прабху с подробностями:

«Для удовлетворения Божеств Шри Шри Гаура-Нитай, для удовлетворения Шрилы Прабхупады и всех преданных я хотел бы представить новую книгу ББТ, которая вышла несколько дней назад. Мы получили первые пять сигнальных экземпляров, которые сделаны вручную. И обычно первый экземпляр мы дарили Бхакти Вигьяне Госвами Махараджу, но его не было - он оказался в Швеции. Второй экземпляр я обычно дарю Шьяму прабху, но Шьям тоже отсутствовал по каким-то делам. И вот так получается, что первый экземпляр пришел в омскую ятру. (Все дружно: «Харибол!») Я хотел бы от нашего коллектива ББТ подарить эту новую книгу вам. Это «Махабхарата» Ади-парва, ее перевел с санскрита Хридаянанда Махарадж. А также я привез запись на CD двух семинаров по санкиртане: один провел на Одесском фестивале Виджай прабху, министр санкиртаны ИСККОН, а второй в Москве - Манидхара прабху. Шрила Прабхупады - ки джай

И как вы, омские преданные, после этого собираетесь спокойно продолжать спать допоздна, как попало читать свои круги и не выходить на санкиртану? Неужели вас совесть, то бишь Параматма, не загрызет после таких знаков внимания со стороны Кришны?

Как бы то ни было, для желающих «проснуться» и откликнуться на зов Кришны, представляем краткий обзор бесценных лекций Ачалы прабху.

 

Кришна приходит к нам на помощь как союзник. Он действует на санкиртане в трех ипостасях. Первая ипостась - это Сам Кришна, который вдохновляет нас выйти на санкиртану, распространить больше книг. Вторая ипостась - это Господь Чайтанья, который вдохновляет заниматься этой миссией, вдохновляет людей брать эти книги, а нас - распространять книги, издавать их. Господь Чайтанья покровительствует всей миссии. И третий наш союзник - это Параматма. Благодаря этим высшим союзникам преданный может творить потрясающие вещи. У нас один преданный в ББТ очень весело книги распространяет: протягивает «Бхагавад-гиту» и говорит человеку: «Держите, а то убежит!» - тот ничего не понимает, но на всякий случай инстинктивно хватает (всеобщий смех). Потом непонимающе смотрит и спрашивает: «А че убежит-то?». «А они необыкновенные, - отвечает преданный, - они живые! Прижмите книгу к сердцу. Чувствуете счастье? Не чувствуете? Придете домой - почувствуете!» И люди с удовольствием берут у него книги.

Шрила Прабхупада не зря назвал это движение санкиртаной. Вообще, Господь Чайтанья впервые ввел этот термин - санкиртана. «Сан» переводится как совместное, а «киртан» - воспевание, санкиртана - совместное воспевание святых имен. Но Шрила Прабхупада сказал, что распространение книг - это тоже санкиртана, тоже воспевание святого имени. Мы можем спросить: «Что это за воспевание святого имени, мы же не ходим и не поем с книгами, а просто их даем?» Я задал этот вопрос Девамрите Махараджу, и он ответил: «В этих книгах записано святое имя. Санкиртана - это когда мы поем о святом имени, а здесь люди читают о святом имени. И то и другое не отлично друг от друга». Когда люди слышат воспевание святого имени, они очищаются, и когда читают книги, они тоже очищаются. Однако Прабхупада говорил, что киртан можно услышать через один-два квартала, а книга может проникнуть куда угодно: в тюрьму, на самолет, на подводную лодку, в военную часть.

У нас есть программа, которая называется «Оазис - 108» - это распространение книг заключенным. Мы выкупаем книги и переправляем их в тюрьмы. Есть одна тюрьма, по-моему, под Вологдой, на острове. В ней находятся те, кто приговорены к смертной казни. Но поскольку несколько лет назад был объявлен мораторий на смертную казнь, заключенные не знают, казнят их или нет. И вот история одного человека. С детства он был очень разочарован в жизни, он чувствовал, что его никто не любит, и он никому не нужен. Это накапливалось и, когда он вырос, однажды вырвалось, - он убил пять человек, а затем хотел покончить жизнь самоубийством, но ему не дали. Его приговорили к смертной казни, но потом был объявлен мораторий. И вот что однажды произошло. Там со смертниками очень грубо обращаются, и как-то раз его хотели побить. В этой драке он схватил одного офицера (а сам по себе он очень крупный), да так, что одно движение - и можно было убить его, переломив ему хрящи. И все это понимали. Наступила мертвая пауза, все застыли - что сейчас будет? И он рассказывает: «Вдруг мне в голову пришла мысль, и я ему сказал на ухо: «А ты не мог бы мне достать что-нибудь по индийской философии?». «Принесу». «Тогда иди». И он его отпустил. Самое интересное, что ему за это ничего не было. Матери этого офицера как-то преданные распространили комплект книг, он взял эти книги и принес ему в камеру. И он начал их изучать, узнал, что нужно вкушать прасад, повторять мантру. Он сделал из бумаги четки, начал поклоняться этим книгам, сделал какой-то алтарь, стал просить, чтобы мяса не приносили. А поскольку в каждой книге есть телефоны и адреса, он начал писать преданным. Так завязалась переписка. Она длилась несколько лет, и, в конце концов, он получил инициацию от Бхакти Викаши Свами, находясь прямо в камере. Его сейчас зовут Прабху дас, или Прабху прабху. Однажды я ездил в Индию, и Випина-пурандара попросил меня привезти маленькие Божества Шри Шри Гоура-Нитай. Я приобрел эти Божества, и оказалось - я привез Их для Прабху. Он установил Их в камере и начал проповедовать. В итоге некоторые заключенные тоже стали читать мантру. И сейчас преданные навещают его, привозят прасад, рассказывают о новостях ИСККОН. Этот человек интересно рассуждает, он говорит: «Я, конечно, понимаю, вам там тяжело. Вам приходится так трудно проповедовать, вам не дают власти и т.д. А мне что - я здесь сижу, меня никто не трогает, у меня времени много - и мантру повторять, и книги читать. А вам там нелегко...» Представляете? Преданные распространили книги в этой тюрьме, и в ней многие заключенные стали повторять мантру, читать книги и очень полюбили прасад. Они с большим нетерпением всегда ждут преданных с прасадом.

Это очень удивительные книги. Некоторые думают, что мы распространяем эти книги, а их просто ставят на полку, они пылятся, и о них забывают. Но как я сам пришел в Сознание Кришны? Один курсант подарил мне «Бхагавад-гиту». Она мне очень понравилась, но показалась слишком сложной: какие-то тексты, перевод, да еще комментарий. Я подумал: «Ладно, потом почитаю». И поставил на полку, корешком вперед. Но сама «Бхагавад-гита» излучает сияние, трансцендентную чистоту, и она меня на самом деле очищала. В какой-то момент я взял ее и развернул обложкой вперед. Мне очень понравилась картинка на обложке, там Кришна очень красивый. И однажды я подумал: «У этого курсанта стипендия в три раза меньше, чем стоимость этой книги (тогда книги были очень дорогие), он затратил такие деньги, подарил мне эту книгу, каждую неделю он спрашивает, прочитал ли я ее или нет, а я за нее и не брался. Какой я все-таки негодяй. Надо начать ее читать». И я решил его обмануть - я решил прочитать одни только шлоки, а сказать, что прочитал всю. Я прочитал все-все шлоки, и... они мне очень понравились. И на следующий день во сне мне явился Шрила Прабхупада. Он был весь в сиянии, держал в руке «Бхагавад-гиту», подошел ко мне, обнял меня, дал ее в руки и на чистом русском языке произнес: «Читай ее, всю и очень внимательно!» Так я получил первое наставление от Шрилы Прабхупады. И тогда со следующего дня я начал читать всю «Гиту» полностью и очень быстро начал повторять мантру. К этому времени я занимался йогой для оздоровления тела, уже соблюдал регулирующие принципы, рано утром вставал, совершал омовение. Все эти привычки у меня уже были, это для меня было просто. Так все и началось.

То есть эти книги действуют удивительным образом - просто находясь в квартире, они очищают ее обитателей. Были и другие интересные случаи. Однажды к нам в Санкт-Петербурге пришла девушка и рассказала свою историю. 10 или 15 лет назад ее бабушке распространили «Гиту», бабушка посмотрела на нее - какая она сложная, и поставила на полку. И так эта книга простояла почти 10 лет. Но в это время подрастала внучка. Ей исполнилось 15 или 16 лет, однажды она увидела эту книгу и решила ее почитать. И все, о чем бы она ни читала в ней, показалось ей до боли знакомым. Она прочитала ее всю, и в конце она вычитала о мантре, о прасаде. Она перестала есть мясо, стала вегетарианкой, сделала самодельные четки и начала повторять мантру. И она пришла к нам, уже будучи преданной. Когда наш Виджай Гопал говорит, что эти книги живые, то это действительно так - они живые. Удивительным образом люди приходят в Сознание Кришны. И Бхакти Тиртха Махарадж, когда был в Москве, и когда мы ему задавали вопросы по санкиртане, сказал: «Ваша проблема в том, что у вас не хватает веры, вы просто даете книгу человеку и все. На самом деле человека, который взял у вас книгу, направил к вам лично Сам Господь Чайтанья. Вы этого не знаете, вы это не цените, но это Сам Господь Чайтанья направил к вам эту душу. Это необычные души». И после этих слов, когда кто-нибудь берет книгу, я сразу говорю: «Мой дорогой Господь Чайтанья, спасибо Тебе большое, что ты спас эту душу».

Шрила Прабхупада настолько милостив - он дал нам эти книги, чтобы мы их распространяли, и потом эти книги спасают людей. Они спасают их от смерти, спасают от адской жизни. Один человек рассказывал свою историю, как он пришел в Сознание Кришны. Он был военным, как и его отец. Отец был уже на пенсии, жил в другом городе. И однажды этот человек получил от отца письмо, где тот писал, что в ближайшее время может оставить тело. И сын, естественно, взял отпуск, прилетел к отцу. Отец был еще жив, и он произнес удивительные слова: «Недавно, буквально перед тем, как я слег, мне какой-то человек продал вот эти две книги, но я так и не успел их прочитать». Сказал это и оставил тело. Представляете - оставил тело, думая о книгах Прабхупады. Но это еще не все. Сыну стало интересно - что это за книги, которые не успел прочитать отец. Для сына это очень серьезно, когда отец говорит: «Я не успел что-то сделать». Он взял эти книги - это были «Жизнь происходит из жизни» и «Источник вечного наслаждения». Он взял «Источник» и открыл ее на первой попавшейся странице. Это была удивительная глава, которая называется «Молитвы олицетворенных Вед». И в первой строчке, которую он прочитал, было написано, что если ты не поклоняешься лотосным стопам Господа, тогда не жди ни удачи, ни процветания, ни просветления, ничего не жди. Он подумал: «Интересно, лотосные стопы Господа». Поставил книгу на полку и забыл про нее. И через некоторое время он начал читать Библию, потом - Коран, учение Будды, но самое удивительное - он рассказывал, что ни в одной из этих книг он не встречал ничего о лотосных стопах Господа. Представляете - он все это время медитировал на них. Так он начал читать книги Прабхупады. И когда он пришел к нам, он уже прочитал несколько книг и уже повторял мантру. Вот так удивительно книги действуют вообще без нашего вмешательства. Стоит людям только дать книгу, и она сама начинает действовать. Не думайте, что эти книги выкинут, не думайте, что их не будут читать, - на каждой книге невидимыми буквами написано имя того, кому она предназначается: Маше, Пете, Васе, Коле. Не нужно об этом думать, не беспокойтесь. Через какое-то время эта книга найдет своего читателя. Одна женщина в поезде рассказала мне историю, как она познакомилась с этими книгами. Она приехала к своим родственникам в Санкт-Петербург, и как раз они наводили порядок. Собрали большую кучу книг, газет и решили все это выкинуть. И она сказала: «Подождите, я хочу посмотреть, что вы хотите выкинуть». Она посмотрела и нашла интересную книгу. На ней было написано «Шри Ишопанишад». Говорит: «Беру». Потом нашла «Науку самоосознания», еще другие книги. Так она выбрала все книги Прабхупады. И начала их читать. И когда мы с ней встретились, она сказала: «Это удивительные книги, они очень помогают в жизни».

Эти истории можно рассказывать бесконечно, но для нас важно понять, что распространение книг влияет на саму нашу жизнь, потому что оно зависит от нашей садханы. И садхана влияет не только на распространение, она влияет на любую нашу деятельность, на любое преданное служение. Недавно приезжал к нам министр санкиртаны ИСККОН Виджай Прабху, он уже 24 года распространяет книги в Америке. И он сказал нам: «А почему вы не повторяете мантру до мангала-арати? Это очень здорово. Я, например, уже 15 лет повторяю все 16 кругов до мангала-арати». А он распространил огромное-огромное количество книг. Представляете, сколько книг можно распространить за 24 года! В первую очередь важно, чтобы преданные очень серьезно относились к своей садхане и к воспеванию святого имени. Если у нас нет хотя бы элементарной садханы, можно сказать, что у нас практически нет духовной жизни. Мангала-арати начинается, как мы знаем, обычно в пол-5-го утра, и чтобы до этого успеть прочитать 16 кругов нужно начать повторять мантру, по крайней мере, в 3 или в пол-3-го утра. И некоторые преданные так делают. Но самое интересное, что Шрила Прабхупада говорит, что если мы читаем мантру до мангала-арати, то круг приравнивается к четырем (но это не значит, что мы можем прочитать 4 круга и все). Если вы хотя бы раз попробуете, вы сразу отметите - какая огромная разница между кругами, которые читаются до мангала-арати, и теми, что после. Действительно, примерно в четыре раза. Там и спать не хочется, и свежесть, и концентрация. Это дает очень большую духовную силу. Когда я начал такую садхану, я занимался нама-хаттами бхакти-врикша в Санкт-Петербурге, и они у нас стали развиваться с огромной скоростью. Причем я лидеров также вдохновлял: «Проводите у себя дома мангала-арати, не читайте мантру поздно утром или рано днем, читайте в часы брахма-мухурты». А многие преданные раньше читали, знаете, как есть «клуб Харидаса Тхакура» - ходят и вечером дочитывают круги. Тогда преданные, особенно лидеры, начали повторять мантру в утреннее время, и у нас все пошло. Мы сразу создали группу - стартовую клетку - и определили срок: «Через два месяца у каждого должно быть по группе». И через два месяца у нас уже было шесть бхакти-врикш, а потом двенадцать. И это благодаря тому, что преданные очень серьезно относились к воспеванию святых имен.

Параллельно я был преподавателем в военном институте и еще занимался каким-то бизнесом - я все успевал, даже сам поражался. И все у меня шло успешно. Я понял, что это благодаря святому имени. Господь доволен, и Он какие-то проблемы просто берет на Себя. Особенно, если мы внимательно повторяем мантру и занимаемся проповедью. Это очень важно. Проповедь - что это значит? Это значит, что мы берем на себя ответственность за других людей. А что делает Господь? Он берет ответственность за нас, Он начинает нам помогать. И таким образом можно прогрессировать очень-очень быстро. Просто очень часто можно видеть, что преданные, будучи в движении уже по 10 лет, находятся на очень низком уровне и даже не выбрали духовного учителя. Они потом приходят к разочарованию и иногда даже покидают наше движение. Но Шрила Прабхупада дал метод вайдхи-садхана-бхакти до уровня освобождения. Однажды Госвами Махарадж сказал: «Если вы без проблем постоянно посещаете все утренние программы, значит 50% анартх уже уничтожено». Если 50% анартх уже уничтожено, то мы можем дышать уже более-менее свободно - на нас не давит материальная энергия, не давят неудачи. Нам становится легче, и мы чувствуем свободу - становится очень легко и приятно заниматься преданным служением, появляется энтузиазм посещать храм, сделать что-то для Господа, поучаствовать в киртане.

Я недавно прочитал в «Нарадия-пуране», что благо, получаемое от совместного воспевания святого имени в 100 раз мощнее, чем чтение джапы. Представьте, мы повторяем один круг, и это все равно, что мы пропели в киртане один раз Харе Кришна. Поэтому, пожалуйста, никогда не пренебрегайте совместным воспеванием. Таким образом святое имя проповедует, а оно не отлично от Самого Господа. Господь есть Святое Имя. И поэтому, когда мы воспеваем свои круги, главное - это вообще ни о чем не думать. Очень важно научиться, чтобы мысли просто уходили, учиться возвращать, возвращать, возвращать свой ум. И, в конце концов, эта тренировка даст свои плоды, и мантру станет читать очень легко - ум будет в равновесии, ум сам будет слушать святое имя и просто купаться в нем. Сатсварупа Махарадж в своей новой книге приводит высказывание Шрилы Прабхупады: «Если вы хотите поработать над улучшением джапы, то первое, с чего нужно начать - это с увеличения кругов». И уже потом приходит качество воспевания. И если у нас есть желание улучшить свое мантру, мы сможем это делать. Но у нас может быть много служения, и мы не можем читать те же 64 круга. И Бхакти Вигьяна Махарадж недавно сказал мне: «Знаешь, как во времена Бхактисиддханты Сарасвати повторяли 64 круга? Те, кто повторял 64 круга, больше ничем не занимались, а другие, которые занимались служением, 16 кругов прочитывали на четках и целый день во время служения просто повторяли вслух». Это тоже очень сильно может улучшить наше воспевание. И Господь в виде святого имени начинает нам помогать, начинает исполнять все желания. Говорится, что святое имя - это чинтамани, оно исполняет все-все желания. Святое имя очень-очень могущественно.

Сейчас закончился марафон. Я смотрю, что у вас он прошел очень успешно. Результаты увеличились в пять раз! Это очень хороший результат, потому что обычно по России в марафон распространяют в 2-3 раза больше книг, чем в обычные месяцы, а у вас в 5 раз. Очень важно, чтобы этот дух сохранялся и дальше. И чем больше мы распространяем книги, тем больший вкус мы получаем. Сначала, как правило, бывает больно на санкиртане. Но это очень хорошо, потому что уходят наши анартхи, и ложное эго разваливается. Я очень вдохновлен энтузиазмом преданных, и думаю, что здесь каждый может распространять книги. Не имеет значения - живет он в храме или дома. Есть очень много методов распространения книг. Например, те, кто живут дома, могут распространять книги своим знакомым. И для начала можно даже не просить у них денег. Купите эту книгу и подарите ему. Главное - вдохновить его хотя бы немножко прочитать. Если он прочитает книгу, можно ему подарить и вторую. Опыт показывает, что после третьей книги они уже спрашивают: «А, может быть, я что-то должен вам дать?» И мы обычно говорим: «Ну, можете что-то, сколько хотите, пожертвовать на издательство «. И можно им еще книг дать.

Иногда случалось даже так, что у тех, кого мы культивируем, есть уже все книги, а у нас самих еще не все. Посмотрите в свои библиотеки. Шрила Прабхупада хотел, чтобы у каждого преданного была полная библиотека. И их нужно обязательно читать. Прабхупада говорил: «Здесь записан мой экстаз». И в какой-то момент мы этот экстаз прочувствуем, этот момент придет, не нужно думать, что их читать скучно. Это очень интересные и удивительные книги. Ту же «Бхагавад-гиту» можно прочитать 1, 2, 3, 10, 20, 100 раз, и она будет открываться, открываться и открываться. Это знание бесконечно, и можно бесконечно читать эти книги. Можно дарить эти книги, можно по квартирам распространять. Я знаю очень много преданных-грихастх, которые именно так и распространяют - по своим знакомым. Некоторым даже целыми комплектами, видят, что у человека есть деньги, и вдохновляют его.

Виджай прабху рассказал на Одесском фестивале, что одному преданному санкиртаны во сне явился Шрила Прабхупада и сказал: «Ты должен рассказать всем преданным: тех, кто распространяет книги, я лично приду и заберу в духовный мир». Шрила Прабхупада - ки джай! Санкиртана-ягья - ки джай! Марафон Шрилы Прабхупады - ки джай!

Подготовила Сарванга Сундари даси

 

 

ПРОПОВЕДЬ

Санкиртана - это...

 

 

К счастью, в нашем городе также есть достойные примеры для подражания – те преданные, что сделали исполнение воли Шрилы Прабхупады сутью своей жизни. Предлагаем вашему вниманию интервью с Ванамали прабху, лидером ашрама санкиртаны и главным вдохновителем горящих энтузиазмом брахмачари-распространителей книг. Он поделится с нами глубоким пониманием важности проповеди, своими реализациями и “особенностями омской санкиртаны”.

 

Корр.: Ванамали прабху, расскажите, пожалуйста, как у нас в ятре началось возрождение санкиртаны.

В.: У нас уже много лет не было постоянных распространителей книг. Еще с тех времен, когда все этим занимались. Но даже тогда только Гаурачандра прабху выходил более-менее постоянно, и я. И мы оставались поодиночке, так как я распространял по улицам, а он по квартирам. Но потом это все по тем или иным причинам закончилось, и не было вообще никого. Но вот когда Гена пришел как брахмачари (а он был всегда склонен распространять книги, хотя у него было много служения в храме), я все ждал – когда кто-то еще появится, потому что “один в поле не воин”. И когда появился второй – Слава, и когда у него два раза подряд ушло по восемь маха-книг, я понял, что время пришло. И я стал говорить им и остальным преданным, что у нас возрождается ашрам санкиртаны. Я стал тогда медитировать на это очень глубоко: что делать и как все организовать. И стала происходить просто мистика – Божества сразу же отозвались.

Я рассказывал обо всем Шикшаштаке пр., а он поехал на Национальный Совет и стал там сразу же (вы знаете Шикшаштаку) рассказывать, что у нас тут возрождение санкиртаны. И там он договорился с Кришна-Баларамом прабху... Этот преданный, Кришна-Баларам, занял за прошлый год второе место в мире. Он уступил какому-то итальянцу только потому, что распространял ВКИ, которые на западе считаются как один балл, а у нас как полтора. И только поэтому он переместился на второе место. И вот он пообещал, что из Новосибирска заедет к нам в Омск. Человек, у которого одна книга за другой уходит, и от которого невозможно не вдохновиться.

И тут как раз студенты из Москвы приехали, еще кто-то, и создалась группа, как раз к приезду Кришна-Баларама. И я тоже уже давно хотел начать выходить на распространение, это была моя давнишняя мечта, потому что это нектар. Все об этом знают, кто распространял.

Корр.: Знают, но забывают почему-то об этом.

В.: Да, это забывается, потому что майа так действует.

Ну, вот так и возродилась санкиртана. А следующим шагом был звонок из Новосибирска – нам жертвуют микроавтобус. Там создалась такая ситуация, что они не могли использовать микроавтобус, который пожертвовал для санкиртаны Дима Тихонский. Он спросил у Прабхавишну Свами, что с ним делать, а Махарадж говорит: “Пожертвуй его в Омск, и все”.

Таким образом, все стало происходить очень быстро …

И я еще присоединился. Я просто стоял и смотрел на Кришна-Баларама, на то, как он распространяет. Я долго стоял, наверное, минут тридцать-сорок, и после этого я пошел, просто ноги сами пошли, и стал распространять. После этого я стал каждый день выходить.

 Корр.: Я также слышала, что тот же Дима Тихонский обещал наградить победителя по распространению книг поездкой в Индию.

В.: Да, это так и будет. Единственное, что есть вероятность того, что даже двоих туда можно будет отправить (это будет по итогам года), и также поездка на Майапурский фестиваль.

Корр.: Какой распорядок дня у санкиртанщиков?

В.: Они выходят два раза в день, утром и вечером, на три и два часа. Вначале было больше, но потом пришло понимание, что это тяжеловато, и что можно начать просто автоматически распространять книги – просто делать это, но умом и эмоциями не быть погруженными в процесс. Это как с воспеванием. А для того, чтобы быть умом погруженными в этот процесс, нужно практически каждый вечер собираться и проводить санкиртана- или кришна-катху. Это то же самое, что и с воспеванием. Если мы не ведем катху о Святом Имени, если не читаем книги о Святом Имени, о Кришне, если у нас нет этого в уме, мы произносим Имя просто как буквы, не имея никаких эмоций. А эмоции должны быть. Я недавно читал, как Гоур Говинда Махарадж говорит, что качество нашего воспевания в том, какие эмоции мы вкладываем в Святое Имя, как мы произносим “Харе”, “Кришна”. Так вот, эта подпитка идет извне: от общения с преданными, когда мы проводим катху, и от чтения книг. И вот для санкиртанщиков это очень важно, потому что это очень тяжелое служение, и оно может превратиться в автоматизм. При этом человек даже может быть удовлетворен – внешними результатами, а санкиртана-ягьи там уже может и не быть. Это опасно. Я сейчас хочу, чтобы они больше читали и т.д. Тогда, может быть, выход будет менее продолжителен по количеству часов, зато более качественен – “я действительно в экстазе распространяю, потому что знаю, что в этих книгах, и действительно хочу их дать людям”. В противном случае это опасно. В этом служении это особенно чувствительно, потому что само по себе это служение аскетично и считается самым сложным – и физически, и психологически.

Корр.: Как вы думаете, в чем причина успеха в распространении книг? Потому что тот же Гена, я помню, поначалу вообще плохо распространял, а сейчас – такие огромные количества.

В.: Это, в основном, зависит от желания, и от того, что преданные вдохновляют, подбадривают друг друга. Это положительный настрой преданных, это дух семьи, совместной взаимопомощи. Если говорить об этом более серьезно, то санкиртану как таковую нужно проявить, потому что каждый склонен оставаться сам по себе. И даже когда люди вместе выезжают, если у них нет этой расположенности как-то позаботиться друг о друге, то они могут оставаться сами по себе – молча сели, молча разошлись. И поэтому, когда будет живое ядро санкиртаны – из тех людей, кто склонен открывать друг другу сердце – то тогда остальные будут такими же. Я буду стараться над этим работать, и Шикшаштака пр. благословил меня этим заниматься.

Корр.: Я про себя могу сказать, что потеряла вкус к санкиртане только потому, что не было коллектива, который бы поддерживал, потому что одному очень трудно долго продержаться.

В.: Я два года распространял книги один, и молился Кришне такими словами: “Пошли мне, Господь, второго (или другого)”. И что-то… так я и не дождался. Потому что мне, видимо, было не суждено. И, в конце концов, я стал просто “сгорать” на этом деле. А в то время не было даже такого знания, что кто-то может “сгореть”. Тогда было “Просто продолжай” – девиз такой нектарный, очень известный тогда, помните? Надо просто продолжать, и все пройдет, все это испытание майи. Так потом человек и “сгорает”.

Корр.: Вы ведь в свое время испытывали и позитивные эмоции на санкиртане. Испытали ли вы те же самые глубокие ощущения, как раньше, когда вы распространяли книги в этот раз?

В.: Они у меня были более возвышенные. Сначала Кришна дал экстаз: “Давай, заходи. Смотри – книги уходят, даже лучше, чем раньше”. Потом была трудность, а когда я через нее перешагнул, то тогда пришли ощущения… Начинаешь чувствовать себя действительно личностью. Потому что – я вам открою секрет – мы не ощущаем себя личностями. Мы, конечно, эгоцентричны, но личности нет. Потому что мы себя отождествляем с телом, или с умом. А когда приходит ощущение личности, то страх сразу же уходит. Я это также реализовал: то, что мы постоянно пребываем в страхе. Хотя мы этого и не замечаем, это “гудение” всегда сохраняется – потому мы и не можем быть счастливыми и открытыми. Этот страх уходит, и неважно – кто к тебе подходит: какие-то бандиты или милиционеры. Они подойдут, а ты можешь им просто улыбаться. Потому что ты очень уверен, ты ощущаешь себя личностью, причем частичкой Господа. Вот такое у меня было откровение. И оно может укрепляться и укрепляться, если этим продолжать заниматься, потому что это очень сильный очистительный процесс. Все служения ценны, но этот процесс сильный. Он снимает “стружку” огромными слоями, как рубанок. Именно поэтому он болезненный. Хотя там есть и физическая усталость, но в основном это умственное напряжение. Потому что там все постоянно на грани риска, и могут происходить разные вещи, как вот у меня, например, – пьяный человек с ножом. Он говорит: “Про Гитлера есть что-нибудь?”. Я отвечаю: “Вот, есть про Прабхупаду”. Он взял под мышку и пошел. Я за ним: “Это за пожертвование”. А он разворачивается, и так как он пьяный, достает нож-выкидуху, и когда лезвие выскочило, он спрашивает: “Тебе сейчас пожертвовать или попозже?” Я сказал: “Нет, ты просто книжку отдай”. Он: “А то Бог накажет, да?” Я говорю: “Да, обязательно накажет”. И он отдал книгу.

Я даже не успел испугаться. Но когда я отошел, тогда и пришел этот испуг, потому что я был на грани. Я почувствовал, что это Кришна все устроил. Был какой-то момент, до которого Он меня довел, а после этого он раз – и отдал. У меня уже было такое несколько раз. К тому же я мог начать полагаться на свои силы, а не на Кришну. Т.е. молитвенное состояние может пропадать.

Потом очень много другого Он стал мне показывать… Т.е. санкиртана – это реальность. Мы становимся реалистами по отношению к себе. Мы можем думать: “Я уже столько лет преданный, и уже продвинулся”, – но тут начинаешь видеть, кто ты есть на самом деле. Однажды я распространял книги на рынке, и там была одна девушка шумная, валютой торговала, и она говорит мне: “Иди отсюда, чего тут расходился? Иди вон там ходи”. Я отвечаю: “Я вам сейчас уйду. Где хочу, там и хожу”. Я, понимаешь, «директором» был, книжки Прабхупады вышел распространять, а она, мол, здесь кто такая? И когда у меня поднялся этот гнев на нее, я подумал: “Господи, что это?” Потому что с преданными мы можем быть “смиренными”, а то “что о нас подумают”, а там расслабляешься и становишься самим собой. Поэтому, если кто-то хочет узнать о себе правду, – пожалуйста, можно взять книги и выйти распространять.

Корр.: Вы реально почувствовали, что очищение произошло? Я вижу, вы как-то изменились, стали легче…

В.: Просто нужно иногда задумываться над тем, что мы здесь делаем. Если я действительно пришел очищаться, то надо быть готовым к трудностям. Потому что когда приходят трудности, мы становимся реалистами. А иначе мы будем лицемерами, сами этого даже не подозревая. Без трудностей невозможно. В трудностях мы начинаем понимать – кто я. И это будет координацией нашего правильного движения. А если этого нет…

Санкиртана – это одна из таких сознательных трудностей. Вот повыходи пять дней подряд, а в субботу-воскресенье отдохнешь. Это ведь болезненно для ложного эго. А когда болезненно, тогда ты и начинаешь видеть себя. И это трудно, потому что начинаешь видеть такие вещи, какие бы ты не хотел в себе видеть. Но если мы действительно серьезны, то должны идти на эти испытания

Или еще один пример. Например, у нас с кем-нибудь трудные отношения, и мы уходим от этих отношений. А это имперсонализм. Имперсоналисты – это те люди, которые поняли, что отношения с людьми – это боль, и потому все, что болезненно, нужно избегать. Но нужно понять, что если мы будем избегать этих трудностей, то тогда мы не будем прогрессировать.

Корр.: В чем заключается проповедь во время санкиртаны, если подчас это похоже на торговлю? У меня даже возникало ощущение, что мы ходим больше из-за себя, а не из-за этих людей.

В.: Просто вы поймите, что здесь не так, что я общаюсь с людьми, проповедую им и от этого получаю удовлетворение. Я просто говорю: “Вот, возьмите, хорошая книга”, а некоторым и это говорить не надо, они просто берут и покупают. А как я проповедую тогда?

Так вот само это состояние проповеди заключается в том, что мы устанавливаем контакт с Кришной. Эта деятельность, которая помогает установить этот очень сильный контакт. Представьте себе, на протяжении трех часов преданный ходит, и каждые две-три секунды – человек, две-три секунды – человек. И каждый тебе говорит: “Нет…Нет…Нет…Нет”. И как это на ложное эго влияет. И ты начинаешь сдуваться, сдуваться, сдуваться. Особенно, если есть такое гордое состояние, то Кришна сразу же устраивает такую ситуацию. И вроде бы ты так хорошо джапу прочитал, так был настроен, так уверен. Но после таких “нет”, “нет”, “нет” ты сдуваешься и становишься таким беспомощным. И только потом ты вспоминаешь: “О, так к Кришне надо же обратиться!” И ты начинаешь плаксивым голосом: “Кришна, ну, Ты что? Я тут уже целый час хожу”. Все. Это ум становится смиренным. Потому что только на грани опасности человек становится искренним. И Кришна еще немного выждет, чтобы ты еще более искренним стал. И тогда Он раз – и дает: один человек возьмет две книги сразу, и тогда такой подъем, такое ликование, что Кришна меня услышал, что Кришна отозвался. Это связь, это эмоции, которых нам зачастую не хватает в повседневной жизни. И вот эта связь с Богом так реальна, нежели здесь просто в повседневной суете в твоей голове непонятно что. И после такого опыта ты просто приходишь удовлетворенный, даже независимо от результатов. Я делал попытки, и Кришна принял. Причем здесь результат?

Корр.: Не зря же говорится, что это служение относится к рагануга-бхакти.

В.: Да, надо выходить, заставлять себя это делать. Кто серьезен, тот все равно созреет и придет к этому. Но, если будет пример…

Вот у нас есть идея, чтобы раз в неделю в обычные дни был бы день санкиртаны, в который все желающие могли бы выходить. Если бы кто-то выходил еще, то можно было бы собирать митинг санкиртаны, чтобы другие могли также вдохновляться. Просто нужно дождаться этого момента.

Корр.: Собираете ли вы адреса интересующихся?

В.: Да, мы собираем телефоны, потом этим занимается Вамшидхара пр. Некоторым мы оставляем визитки.

Многие уже стали приходить. Должна подойти одна матаджи, которую уже и я, и Гена встречали. Она скупила уже все книги, у нее в блокноте они все записаны. Она студентка, видно, что явно неравнодушная, но здесь какой-то социум совершенно новый для нее и она пока не решается (речь идет о матаджи Ирине, которая уже решилась и пришла в храм – прим. ред.).

Корр.: Ну, все, Ванамали прабху, мы скоро к вам присоединимся, если хотя бы раз в неделю будет выезд.

В.: Конечно, давайте.

(Голосом Кришна-Баларама пр.) Давайте выйдем на улицы города как истинные санкиртанисты, чтобы принести удовлетворение Шриле Прабхупаде и Гуру!

 

Беседовала Сарванга-сундари даси

 

 

ВИГЬЯНА

Бремя любви

 

 

Вопрос: Все знают, что управление или менеджмент связаны с разными неприятными вещами, такими как проблемы, финансы, внешние отношения. Почему зачастую практически невозможно найти менеджера или ответственного человека даже в среде активно практикующих преданных, которые погружаются в слушание, в обсуждение, в процесс осознания Кришны? Чем больше они погружаются, тем меньше хотят иметь дел с этими внешними вещами, брать на себя этот груз, рисковать своей духовной жизнью. Почему это происходит? Почему так трудно найти людей, которые возьмут на себя ответственность быть вовлеченными в эти внешние дела?

Ответ: Менеджмент – это всегда головная боль. Он может стать очень большой головной болью. Но я расскажу причину, почему я беру такое бремя ответственности вот уже многие годы. Это происходит потому, что я вижу, как это связано со служением миссии Шрилы Прабхупады. Потому что я на сто процентов убежден, что Прабхупада хотел, чтобы у нас была организация. Организация означает головные боли. Невозможно это обойти. Я видел, как Прабхупада брал на себя эти головные боли. Я видел, как многие другие лидеры под руководством Шрилы Прабхупады соглашались на это. Даже сейчас, спустя 25 лет после ухода Прабхупады, я вижу, как много моих духовных братьев берут на себя эту головную боль по одной единственной причине. Это бремя любви! Это единственная причина. Это бремя любви к духовному учителю. Поскольку Шрила Прабхупада хотел, чтобы сознание Кришны распространялось через организацию. Откуда было у него такое видение? От Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ясное наставление своим ученикам сформировать Джи Би Си после его ухода, но Шрила Прабхупада написал в своих книгах, что произошло на самом деле. У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура было много возвышенных последователей, но они пренебрегли кое-чем. Тем, чем Шрила Прабхупада не пренебрег.

Мы слышим об этом все время. Но если мы хотим на самом деле оценить и осознать то, что Шрила Прабхупада сделал в полной славе, тогда нам надо принять на себя это бремя любви. Вы получили этот нектар. Это единственное, что мы должны оценить – что у вас есть этот нектар. Другие преданные могут никогда не оценить это. Они могут оценить много других даров, которые дал нам Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада дал нам Святое Имя, общение с вайшнавами, много других замечательных вещей. Но особый дар всему миру, который кроме Шрилы Прабхупады никто не дал - он оставил после себя организацию. И он попросил своих последователей, чтобы они смогли, по крайней мере, хотя бы поддерживать ее после его ухода. Шрила Прабхупада оставил после себя это бремя любви. И любой преданный, кому очень повезло разделить это бремя, получает очень сладкий нектар. Он получает милость Шрилы Прабхупады. Поэтому необходимо, чтобы преданные понимали это. Шрила Прабхупада не был так сильно вдохновлен, когда видел, как преданные уходили в леса и там воспевали Святое Имя. Он говорил об этом много раз. Есть много тому примеров. Один известный бхакта отправился на Радха Кунд. Он решил стать последователем бабаджи на Радха Кунде, воспевая 64 круга маха-мантры и более в день. Его имя было бхакта Ричард. Шрила Прабхупада сказал: «В один прекрасный день бхакта Ричард, когда он станет достаточно продвинут, вернется в наше движение и будет проповедовать вместе с нами». Шрила Прабхупада сказал «когда он достаточно продвинется». Преданным необходимо слушать об этих вещах. Им нужно вдохновение. Преданный, который хочет получить милость Шрилы Прабхупады, должен принять на себя какую-то ответственность в его миссии.

Я никогда не забуду время, когда я был распространителем книг в течение многих лет. Я принимал участие в выездной санкиртане. Прабхупада сделал утверждение. Он сказал: «Преданные, которые путешествуют в микроавтобусах и распространяют мои книги, получают от меня сверх-особую милость». Я уже путешествовал и распространял книги. В те годы мы распространяли по 10 часов в день. И когда я услышал о том, что Прабхупада может дать сверхо-собую милость, я подумал: «Я уже получаю столько милости сейчас. Что же это значит сверх и еще особая милость». Он нас просто немного сводил с ума. Преданные начали говорить: «Где это особая милость?» И они решили, что 10 часов недостаточно. «Мы хотим получить сверх-особую милость!» Когда мы услышали, что Прабхупада готов дать дополнительную особую милость распространителям книг, то все захотели ее получить.

Прабхупада учил своим собственным примером. Он брал на себя головные боли. Он принимал большие головные боли. Он руководил целым движением. Все проблемы, которые возникали в ИСККОН, доходили до Шрилы Прабхупады, и Шрила Прабхупада разбирал их. Он переводил Бхагаватам, каждый день давал лекцию и решал все проблемы всего движения. И когда все видели, сколько Шрила Прабхупада для них делает, то они сами подходили к Прабхупаде и спрашивали его: «Что я могу сделать, чтобы избавить вас от этого бремени?» Это естественно. Если кто-то берет на себя это бремя любви, то это показывает, что эта личность таким образом заботится о других. Естественно, что окружающие захотят чем-то ему помочь. Бвает, что преданные не хотят помогать, но тогда они упускают милость.

Тем не менее, нельзя жертвовать садханой ради этих обязанностей. Шрила Прабхупада не хотел этого. Некоторые вещи могут и не получиться, но надо быть убежденным, что если я буду сознающим Кришну, то всё, в конце концов, получится даже гораздо лучше, чем если я буду бегать как курица, которой отрезали голову. Это ни к чему хорошему на самом деле не приводит, если мы думаем: «Столько дел, столько дел. Сколько я переворачиваю вокруг себя». Всегда будут еще какие-то дела. Всегда будут возникать какие-то проблемы. Не беспокойтесь. Все дела не переделаете. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы взяли на себя бремя любви, но он не хотел, чтобы мы жертвовали своей духовной жизнью. Он всегда был рядом, как любящий отец. Когда он видел, что какой-то его сын или дочь перегружены, он вел себя как любящий отец. И они понимали это.

(Отрывок из беседы Е.С. Шрилы Ниранджаны Свами с лидерами ИСККОН России, Сочи 10.06.02)

 

 

ПИЛИГРИМ

Зовите меня Рагини даси

 

 

– Когда мы, омские преданные, возвращались с дивноморского фестиваля “Садху-санга”, – начала рассказ Ольга Пышкова, – мы познакомились в поезде с одной удивительной матаджи. Она назвала себя Рагини даси, и впоследствии каждый раз, когда ее кто-то называл “матаджи Рагини”, она поправляла: “Пожалуйста, зовите меня Рагини даси”. Я сразу обратила внимание на эту матаджи лет сорока пяти – хотя вся ее внешность была очень простой, ее лицо привлекало покоем, умиротворенностью и счастьем.

– Казалось, что от нее исходил какой-то необыкновенный свет, – вступает в разговор Никунджа-нивасини. – Точнее, не казалось – он был действительно осязаем.

– Что бы она ни делала, она была погружена в себя и, казалось, хранила какую-то тайну. Каждый раз, когда я проходила мимо, мой взгляд приковывался к ней, и у меня появлялось сильное желание познакомится с ней. Она почти все время была одна, но я не чувствовала ни тени одиночества в ее взгляде и поведении. Со всеми она была приветлива и внимательна.

– Как-то раз в обеденное время, когда преданные суетились с прасадом, – Никунджа-нивасини рассказывает интересный эпизод, – я проходила мимо её купе и заметила на ее столике посуду с рисом. Он показался мне таким аппетитным! Особенно если учесть, что за время пути нам всем уже поднадоели эти примитивные чойсы. Я даже не успела чётко зафиксировать промелькнувшую мысль, как буквально через минут пять к нашему столику подходит Рагини даси и со сложенными ладонями, почти кланяясь, предлагает: “Пожалуйста, примите этот рис – маха-прасад от Божества Нрисимхи”. Это настолько поразило меня – только очень чистое сознание может читать мысли других людей и слышать Параматму из сердца.

– И Кришна так устроил, что мы все-таки познакомились.продолжает Ольга. – Она рассказала мне о там, что едет домой, в Новосибирск, к мужу и сыну, о том, что четыре года назад у нее обнаружили рак, о том, как она три года подряд посещала Индию. И о том, что сейчас она чувствует себя абсолютно здоровой, что и подтвердили анализы. Я попросила ее рассказать преданным поподробнее об этой истории, об Индии, и она согласилась. Вот что она нам рассказала:

“Вы не думайте, что я какая-то особенная. К тому же у меня скверный характер. Из-за него я долго не могла получить инициацию. Мой Гуру Махарадж, Индрадьюмна Свами, сказал мне: “Ты знаешь, почему ты не можешь получить инициацию? Потому что у тебя нет милости преданных”.

После этих слов Гуру Махараджа я стала просить прощения за оскорбления у всех преданных в храме на Беговой, где жила в то время, просила благословений, а также больше старалась им служить. Вскоре я получила инициацию, и Гуру Махарадж, видимо, предвидя мои трудности, подарил мне Божество Нрисимхи.

Я в то время работала ассиситентом у Константина Павловича Бутейко, известного ученого и врача, автора эффективной методики лечения самых разных заболеваний. Он, будучи знаком с философией Сознания Кришны и зная мой диагноз, сказал: “Метод, конечно, работает, но не даёт бессмертия. В чём проблема? Езжай в святые места на родину своей религии и меняй одну фуфайку на другую”. Получив такие наставления и поддержку мужа и сына, я поставила для себя задачу – попасть в Индию, чтобы оставить там тело.

Но чтобы попасть в Индию, нужны были средства. Таких денег у нас с мужем не было. И хотя моё состояние здоровья не позволяло думать о больших заработках, по совету мужа я решила поехать в Москву, где за короткое время можно было заработать нужную сумму (учитывая уровень заработков в Москве и мою квалификацию опытного ассистента известного врача-учёного). Надо сказать, этим планам не суждено было сбыться. По воле Господа мне была уготована совсем иная участь: скитание из храма в храм, безденежье, неустроенность. И хотя я старалась браться за любое служение, точнее за самое незавидное служение, меня не могли приютить практически нигде. Узнавая о моих трудностях, где-то прямо говорили :“Матаджи, у нас храм, а не богодельня”, где-то более мягко успокаивали: “Мы вас не выгоняем, но и не оставляем”. Было время, что, переезжая из одного города в другой, приходилось и голодать, и замерзать. Часть моих вещей была у одних преданных, остальная – у других. Одна матаджи просто сожгла несколько моих сари. Труднее всего было в то время не обижаться ни на кого. Но то была милость Господа – Он учил меня расставаться со всеми привязанностями, лечил меня, уменьшая моё ложное эго.

Тем временем вскоре образовалась группа преданных, которые решили самостоятельно поехать в паломничество по Индии. Ниранджана Свами из сострадания к российским преданным, которые не понимали всей серьезности этого мероприятия, помог организовать для этой группы все необходимое, чтобы они смогли получить наибольшее благо из своей поездки. По милости Господа я попала в эту группу.

Мне часто говорили, что меня с моим характером в Индию не пустят. К тому же я слышала, что преданные, которые едут во Вриндаван в неправильном умонастроении, не могут там оставаться долго, поэтому перед поездкой я очень сильно молилась Господу: “О, Господь, раз уж ты дал мне денег на эту поездку, пожалуйста, дай мне то настроение, в котором я смогу пребывать в святой дхаме до конца”.

Наверно, благодаря этой молитве со мной не происходило никаких инцидентов. Хотя с другими паломниками из нашей группы случались неприятные происшествия. Я могу рассказать случай, который произошел с одной матаджи из Москвы. Эта матаджи, одетая в богатое, вышитое бисером сари, будучи в Индии, наняла рикшу. И когда настало время расплачиваться, хозяин рикши, глядя на богато одетую женщину, попросил с нее боле высокую плату, чем обычно. Она стала возмущаться. Вокруг собралась толпа прохожих. В толпе с ней рядом оказался большой хряк, который начал незаметно жевать конец ее сари. Она его заметила лишь тогда, когда он съел сари настолько, что уже начал его с нее стаскивать. Она громко завизжала. Хряк тащил сари к себе, а она, в испуге, кричала и тащила сари к себе. В конце концов, пришлось разорвать сари. Этот случай тогда заставил меня глубоко задуматься. Внутренний голос говорил мне: “Ты здесь только гостья. Приехала и уехала. А они, в том числе и этот хряк, жители святой дхамы. Не забывай об этом и относись к ним с большим почтением”.

Что касается меня, то мне казалось, что я ничего не соображаю. Кришна по Своей милости забрал у меня способность ума оценивать события. Я чувствовала себя ребенком, который радуется всему происходящему вокруг. Я смотрела на восходящее солнце и радовалась: “Солнце всходит!” Я брала песок, пересыпала его из ладони в ладонь, и радовалась: “Какой мягкий и теплый песок!” Однажды я была в лесу Вриндавана и услышала, как поют птицы. Я подумала: “Интересно, о чем они поют?” Я стала внимательно слушать. Знаете, что я услышала? Они пели: “Радхе-Радхе, Радхе-Радхе…” Я так удивилась: “Здесь даже птицы поют о Радхе”.

Я также удивлялась, с каким почтением местные жители относятся к паломникам. Когда они видели проходящих паломников, они кланялись им со сложенными ладонями, также произнося: “Радхе-Радхе”. Когда я поначалу попробовала говорить при встрече кому-нибудь: “Радхе-Радхе”, у меня ничего не получалось. Я не могла так легко и естественно произносить “Радхе”. Звук получался грубым и искусственным. Я подумала: “Это – моя гордость”. И я чувствовала, насколько она большая и широкая, моя гордость. Хотя, может быть, внутри она была пустая, так как гордиться было нечем, но размеры у нее были большие, и она мешала мне. Я стала думать, как это исправить. И решила, что перед каждым, кто мне будет встречаться, я буду смиренно склонять голову и со сложенными ладонями говорить: “Харе Кришна”. Через некоторое время такой практики я стала с легкостью и радостью в сердце всем подряд говорить: “Радхе-Радхе”.

Мы жили в палатке вместе с несколькими русскими матаджи. По приезду в святую дхаму я сразу же попросила у них прощения и сказала, что не буду с ними разговаривать, пока мы будем находиться здесь, т.к. знаю, что в святой дхаме начинается сильное очищение и грязь в виде раздражения и недовольства может полезть наружу. А так как я не умею контролировать свои чувства, то боюсь, что совершу много оскорблений, поэтому я лучше буду молчать. Сначала они косились на меня, но потом, когда началось “очищение”, они поняли, что я была права. В нашей палатке часто спорили, ругались, выясняли отношения. Очень скоро нас вежливо попросили отодвинуть нашу палатку подальше от других палаток.

Русские славятся за границей не очень хорошим поведением. Часто во время прасада опоздавший русский преданный мог начать кричать: “Прабху, прабху!”, – и махать руками. – “Положите сюда прасад!” Кто-нибудь из наблюдавших говорил: “Да, он просто не умеет себя вести!” Ему отвечали: “Не обращайте внимания, это – русский”.

“Но вы не расстраивайтесь” – обратилась к нам Рагини даси. – “Зато такого искренного стремления к Кришне нет ни у кого”.

Матушка Рагини продолжала:

“В первый год, когда я приехала в Индию на полтора месяца, мне было физически очень тяжело. Особенно было тяжело на Враджа-мандала-парикраме. Кто-то говорил, что нужно было обязательно пройти парикраму босиком. Я со своей болезнью не ставила перед собой такой сверхзадачи. Моей задачей было дойти до конца парикрамы хоть как-нибудь.

Сильная слабость, невыносимое солнце. Когда я чувствовала, что просто не могу больше идти, то шедший впереди Махарадж, который отвечал за нашу группу в парикраме, начинал отставать и оказывался почти рядом со мной. Я чувствовала, как его близкое присутствие питает меня силами, и я становлюсь способной идти дальше. И так он делал каждый раз, когда мне становилось очень тяжело. Только благодаря его помощи я смогла дойти до конца парикрамы.

Т.к. средства для поездки мне пожертвовала одна преданная, от неё я полностью зависела в ту первую поездку. Мне выдавалось 20 рупий в день, а это стоимость обеденного прасада, который состоял из риса, дала и чапати (их можно было брать много). Это было все моё питание, поэтому я часто была просто голодной. Как-то раз меня окликнул один преданный: “Матаджи, у вас такой печальный вид. Разве можно быть в таком настроении во Вриндаване, где повсюду Кришна?” И мне было стыдно, что в таком месте я не чувствую повсюду Кришну, а думаю, где бы раздобыть бесплатный прасад. Я сказала ему об этом. Через пару дней этот преданный подошёл ко мне и протянул купюру в 50$. Так Кришна позаботился обо мне: стало что поесть и даже на что купить себе новое сари. Я повеселела, и думалось мне теперь только о Кришне!” – рассмеялась Рагини даси, и нас восхитило откровенное признание этой матаджи в своей обусловленности.

“Когда я вернулась из Вриндавана домой в первый раз, состояние мое было по-прежнему плохое. К тому же я чувствовала сильную боль от разлуки с Вриндаваном. Мне очень хотелось вернуться.

Когда я поехала в Индию на следующий год, то почувствовала себя немного легче. Когда же приехала на третий год в Индию, то прожила там полгода в течение осени и зимы. Я уже чувствовала себя здоровым человеком. И с легкостью проводила ночи напролет на ночных киртанах, не чувствовав наутро сильной усталости. От болезни не осталось и следа”.

В своем фотоальбоме Рагини даси показала нам фотографию своего сына – мальчика лет тринадцати в мушкетерском костюме – и рисунок с одиноко летящим лебедем и надписью на нём: “Мамочка, не умирай!” Также она показала фотографию своего Божества Нрисимхи, духовного учителя, Индрадьюмны Свами, большой перекидной календарь с фотографиями из жизни детей Индии.

“Этот календарь я всегда вожу с собой, и где бы ни останавливалась, всегда расклеиваю картины по стенам и таким образом всегда оказываюсь в Индии”, – говорит она и смеется.

Когда матушка заканчивала свой рассказ, наш поезд подъезжал к Омску. Омские преданные поблагодарили ее за такую удивительную историю. Мы все обнялись и выразили надежду на новую встречу. А матаджи Рагини даси, щедро поделившись с нами теплотой своего сердца, поехала домой в Новосибирск.

Никунджа Нивасини д.д.,

Ольга Пышкова

 

 

ВДОХНОВЕНИЕ

 

* * *

О, мой Господь, возьми меня к себе –

в Твою обитель, где не будет боли,

я растворюсь в служении Тебе

в бездумной неге, без крупицы воли.

 

Дай мне испить хоть капельку воды,

той, что Твои омоют стопы,

забыть желаний горькие плоды,

грехов моих извилистые тропы.

 

Моя душа замерзла на снегу

и превратились в лед немые слезы.

Я на крутом пустынном берегу

со сломанными ветками береза.

 

Татьяна Альбертовна Нуртазина

 

Время давать больше

 

Сегодня во время утренней лекции я думал о том,

Насколько глубоко я проникся желанием помогать другим…

И где предел моей погруженности в эгоистичные мысли о себе самом,

            Насколько глубоко я озабочен духовным развитием

            Других преданных и обусловленных душ…

            И насколько я пекусь о том, чтобы спастись самому,

Насколько я готов не только брать, но и давать?

Шрила Прабхупада все отдал:

Свое время, силы, покой и, наконец, свою жизнь.

            Люди в разной степени наделены способностью давать.

            Разные возможности, разный склад ума.

            Я должен быть предельно честен, чтобы все отдать.

            Мой долг – помогать менее удачливым живым существам.

Желание уйти в себя и наслаждаться припрятанными там священными

дарами не так легко изжить. Но духовная радость становится

неизмеримо слаще от того, что ею поделился с другими.

            Шрила Прабхупада и Шрила Бхактивинода были столь великодушны,

            что отдавали себя другим без остатка.

            Бабаджи и баджанананди все хранят внутри,

            не слишком утруждаясь заботой о других.

Я хочу снискать милость Шрилы Прабхупады,

и существует единственный для этого способ:

впитать его настроение и проповедовать всем и каждому.

 

Партха Саратхи Прабху

Hosted by uCoz