ОКТЯБРЬ  ЛИАНА БХАКТИ  НОЯБРЬ 2004 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

Говардхана-пуджа

Месяц Карттика

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ: Преданный ответственен за неудовлетворенность других

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ: У нас больше нет президента...

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ: Лариса Воробьева

ПИЛИГРИМ: Бенгальский тур

 

 

Говардхана-пуджа

 

 

Месяц Карттика (обычно выпадающий на вторую половину октября – начало ноября) – один из самых священных месяцев в Индии, время почитания Господа Дамодары и Его Божественных детских лил. В этот период отмечают праздник огней Дипавали или Дивали, символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Посвящается он Богине богатства и удачи Лакшми, а на юге Индии празднуют победу Господа Кришны над демоном Наракасурой. А сам праздник огней связан с коронованием Господа Рамы на царство в Айодхье, по случаю которого по всей стране зажигаются мириады огней…

Но самым красочным и сокровенным праздником является Говардхана-пуджа или поклонение холму Говардхане. Начало этому поклонению положил Господь Кришна 5000 лет назад в месте под названием Аннакута-кшетра. Как правильно нужно  проводить такое поклонение? Вот что об этом говорит Сам Господь Кришна:

«Холм Говардхана – царь всех повелителей гор. Он родился прямо из груди Господа. Просто созерцая Говардхану, человек освобождается от необходимости рождаться вновь. Поэтому вместо поклонения Индре лучше всего устроить поклонение холму Говардхане и коровам.

Человек, контролирующий свои чувства и занятый преданным служением Богу, должен тщательно собрать все необходимое для церемонии поклонения.

Затем нужно помазать место перед холмом коровьим навозом и, повторяя мантру во славу тысячеголового Пуруши, вместе с другими брахманами омывать Говардхану водами Ганги и Ямуны. Еще его полагается омыть молоком белой коровы, панчамритой – смесью молока, творога, сахара, топленного масла и меда, осыпать цветами, а затем опять омыть водой Ямуны. Нужно преподнести кесар, кастури, изысканные благовония, зажженные светильники, роскошные новые одежды, огромный трон, множество гирлянд, украшений. Обойдя вокруг холма, поклониться и произнести следующую мантру: «Я склоняюсь перед тобой, о холм Говардхана, ты – зонтик Верховной Личности Бога, ты – венец Голоки и ложе леса Вриндаваны». После этого нужно предложить пригоршню цветочных лепестков и под плавные звуки мриданг и каратал провести арати, церемонию подношения священных предметов. Затем, повторяя мантры, соорудить перед холмом гору из 64 вкусных яств из разных зерновых, принести несколько чашек воды Ганги и Ямуны с листиками туласи.

С умиротворенным сердцем Говардхану следует накормить, преподнести благоуханные цветы полубогам, коровам и брахманам. Угостив вначале почтенных брахманов изысканной пищей, нужно раздать блюда и всем остальным, не пренебрегая даже низшими из людей. Далее пусть пастухи и пастушки танцуют между коровами, радостно восклицая: «Джая! Слава! Слава!» Так должен проходить праздник в честь Говардханы.

Теперь Я расскажу, как проводить поклонение, если живешь далеко. Нужно сделать холмик из коровьего навоза, украсить цветами, побегами травы и пышными лианами и совершить описанное Мной поклонение. Тот, кто будет устраивать такие церемонии ежегодно, несомненно, достигнет и удовлетворения чувств, и освобождения».

Историям о холме Говардхане нет конца. Одна из них связана с Господом Гаурангой и Божеством Гопаладжи.

Известно, что Шри Чайтанйа Махапрабху никогда не ступал на холм Говардхану, так как смиренно считал себя недостойным ходить по священным камням самого сокровенного слуги Кришны. При этом Гауранга страстно мечтал поклониться Божеству Гопала, находившемуся в храме на холме. И тогда Гопал, зная о желании Шри Чайтанйи, Сам спустился с Говардхана.

Однажды в деревню, где стоял храм Гопаладжи, пришел незнакомец и объявил, что в деревню направляются мусульмане: «Бегите из деревни сегодня же! Возьмите Божество Гопала и быстрее уходите!»

В деревне поднялся страшный переполох, и в первую очередь нужно было спасать Божество. Гопала осторожно вынесли из храма и спустились с холма Говардхан, чтобы спрятать дорогого Гопаладжи в доме у почтенного брахмана.

На следующее утро Господь Чайтанйа совершал омовение в озере Манаса-Ганга, а потом обошел холм Говардхан. Гауранга пел и танцевал, переполненный любовью к Кришне, и повторял известный стих. «Среди всех преданных Говардхан – наилучший. О друзья мои, холм этот давал Кришне и Балараме, их телятам и друзьям-пастушкам все, что им было нужно, – вкусную воду, мягкую траву, пещеры для игр, фрукты, овощи и цветы – выражая почтение Господу. Холм Говардхан чувствовал ликование, потому что к нему прикасались стопы Кришны и Баларамы».

В таком настроении Господь Чайтанйа встретил новость о том, что Гопал спустился с Говардхана. Три дня Шри Чайтанйа наслаждался красотой Гопала, а на четвертый Гопал вернулся домой, на холм Говардхана. Так Божество иногда являет Свою милость тем возвышенным преданным, что страстно желают получить Его даршан, но не смеют взойти на Говардхан. С помощью такой же хитрости Гопал спускался и к шести Госвами Вриндавана.

 

 

Месяц Карттика

 

В священных писаниях, в книге «Карттика-махатмья» прославляется этот месяц, там говорится, что он обладает особым могуществом, и любые благочестивые, религиозные действия, совершенные с шуддха-бхакти, то есть с проявлением чистой преданности Господу Кришне, приносят более глубокие и значительные результаты, чем в любое другое время. Бхактивинода Тхакур объясняет, что периодически отмечающиеся праздники и праздничные периоды – все это в ведической традиции является способом задействовать время в служении Кришне. Все это необходимо, чтобы еще раз напомнить нам, что мы должны каждое мгновение своей жизни служить Верховному Господу, всегда помнить о Нем и никогда не забывать. Обусловленная душа по природе своей забывчива, и праздничные церемонии– это возможность напомнить обусловленным душам о Кришне. Возможность вызвать в нашем сердце новый порыв энтузиазма и посвятить свою жизнь служению Верховной Личности Бога. Месяц Карттика – последний  в периоде Чатурмасьи, и он всецело посвящен Шримати Радхарани. Она является богиней-покровительницей этого месяца, и потому все, что делается в этот месяц, особенно в преданном служении, обладает особой силой и могуществом. Так как именно Шримати Радхарани является покровительницей этого месяца, то по традиции преданные-вайшнавы со всех концов Индии приезжали в этот месяц в Матхуру, во Вриндаван, соблюдая особые обеты. Тот, кто проведет даже неделю или несколько ночей там, получает бесконечное благо, и священные писания гарантируют такому человеку возвращение домой, обратно к Богу. Благодаря Шриле Прабхупаде сейчас той же традиции следуют и многочисленные преданные с Запада.

Сама по себе традиция Чатурмасьи очень интересна. Чатурмасья – сезон дождей, когда на протяжении четырех месяцев передвижение странников затруднено. Поэтому странствующие санньяси, чьей обязанностью было ходить от дома к дому и под предлогом милостыни духовно просвещать домохозяев, остаются в одном месте, общаются друг с другом, посвящают свое время шастра-севе – изучению священных писаний. Из четырех месяцев Дамодара – самый последний, но самый удивительный и прекрасный. В этот месяц произошло много удивительных событий: танец раса – лила Господа Кришны, шарат-пурнима или Дамодара-лила, когда Яшода привязала маленького Кришну к ступе. В это время произошла Говардхана-лила и Говардхана-пуджа. И в этот же месяц ушел из жизни Его Божественная Милость Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада. Поэтому, особенно для Гаудия вайшнавов, месяц Карттика очень и очень дорог. И тем, у кого есть счастливая возможность провести этот месяц или какое-нибудь время в течение этого месяца во Вриндаване, очень повезло.

Чатурмасья – время обетов. Обеты очень важны для формирования личности, характера человека. Если человек дает какой-то обет и исполняет его, то он обретает при этом силу. Эта сила может быть материальной или духовной, в зависимости от того, какие обеты он дал и какие цели преследовал. Вайшнавов называют дридха-врата – твердый в своих обетах. В «Мадхурья кадамбини» Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что по мере того, как бхакты крепнут сердцем, оно позволяет обрести твердость в обетах. Твердость в соблюдении обетов нужна для того, чтобы мы формировались как люди, вайшнавы, как преданные Господа Кришны. Когда человек дает какой-то обет и соблюдает его, то он приближается при этом к Богу, если этот обет имеет духовную природу.

Традиционно в последний месяц Чатурмасьи накладываются ограничения на употребление урад дала, некоторых других сортов дала, сои, белковой пищи. В зависимости от своих возможностей преданные в это время дают дополнительные обеты. Например, читать больше кругов, или петь определенные бхаджаны, как во Вриндаване поют бхаджан, сочиненный Господом Шивой, в котором прославляется Шримати Радхарани. Припев этого бхаджана: «Когда же Ты бросишь на меня искоса Свой милостивый взгляд, Шримати Радхарани?» Каждый может определить для себя вид обетов, соответствующий его возможностям.

Исполнение обетов может существенно изменить умонастроение преданного. Наши главные обеты при дикша-инициации – это соблюдение четырех регулирующих принципов, повторение на четках 16 кругов маха-мантры. Это важный шаг в жизни человека. Соблюдая данные обеты, искренне стараясь это делать, человек получает силу исполнять обеты на протяжении всей жизни. Иногда считают, что обеты при инициации сложны для выполнения. Да, если человек изначально притворяется, обманывает только для того, чтобы обманом получить духовное имя, то такие обеты покажутся сложными и никак не смогут изменить умонастроение человека.

В «Бхагавад-гите» Кришна, описывая махатм, упоминает выражение: сататам киртаянто мам. Первое отличительное качество великих душ заключается в том, что они постоянно воспевают славу Господа Кришны. И второе качество, дридха-вратах, – то, что они неуклонны в своих обетах. Это качество по-настоящему искреннего, сильного человека. Слабый будет ловчить, юлить, а сильный человек дает обет и следует ему всю свою жизнь. Такой человек может уважать себя

Шрила Прабхупада очень часто говорил о важности соблюдения обетов. Прежде всего, обетов, которые мы дали во время инициации. И мы знаем, к каким печальным последствиям приводит невыполнение обетов. Прежде всего, уважение к самому себе у человека снижается. Пообещал – и не сдержал своего слова.

Многие священные писания говорят нам о важности соблюдения обетов. Например, «Махабхарата» пестрит такими примерами. Пандавы обладали именно такими качествами. Все знали, что если они дают какой-либо обет, если они обещают что-то, то это наверняка сбудется. Когда человек всегда исполняет свои обеты, его слова начинают обладать удивительной силой. Все, что он говорит, становится реальностью.

Бхакти Вигьяна Госвами

 

 

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ

 

Преданный ответственен за

 

 

неудовлетворенность других

 

 

О том, что каждому преданному стоит призадуматься о развитии нашей общины, говорит уже тот факт, что мы остались без помещения для проведения воскресных программ, и праздник Говардхана-пуджи проходит в нама-хаттах. Можно, конечно, как всегда, обвинить в этом руководство, но разумные преданные, думаю, поймут, что все это - лишь следствие нашего эгоизма, выражено ли оно в нежелании брать ответственность за своих детей, портящих имущество в помещениях, или в общем духе наслаждения, а не служения, царящего на наших собраниях. О необходимости развития общины и о важных событиях в ее жизни мы поговорили с Шикшаштакой прабху и Ванамали прабху.

 

Корр.: Шикшаштака прабху, расскажите, пожалуйста, о новостях в регионе, который Вы курируете, о важных событиях в российском ИСККОН и в ИСККОН по всему миру.

Шикшаштака пр.: Как уже я уже говорил раньше, в России набрало силу и вес определенное собрание вайшнавов – это президенты некоторых храмов и региональные руководители, которые пожелали реформировать российский ИСККОН, на совместных встречах увидели, как это сделать, и предложили свою программу всем другим руководителям российского ИСККОН и Джи-Би-Си. Эта программа в целом была одобрена, и старшие вайшнавы решили, что необходим совместный орган управления в России, куда входили бы эта инициативная группа и духовные учителя, представители Джи-Би-Си в России. Созданный комитет получил название RGB – это совет, в который входят несколько санньяси, некоторые президенты храмов и региональные секретари. Этот совет сейчас является руководящим органом в России. Он и будет решать все вопросы стратегического плана, которые стоят перед российским ИСККОН. Этот совет создаст авторитетную ревизионную комиссию, которая будет выезжать в места, где существуют какие-то отклонения, нарушения, будет тщательным образом расследовать все эти ситуации и выносить решения. Поскольку, как считают старшие преданные, эта инициативная группа состоит из достаточно квалифицированных и зрелых преданных, чтобы заниматься такой деятельностью. И вот это основная новость для тех, кто интересуется развитием нашей организации в России, кто не любит хаос, невежество, кто хочет, чтобы был порядок, дисциплина, организация и ответственность. Я думаю, такие преданные с радостью воспримут эту информацию.

Корр.: Это решение насчет нового совета было принято во время проведения Дивноморского фестиваля?

Ш.пр.: Да, это решение было принято на Дивноморском фестивале. Там была проведена конференция российских Джи-Би-Си и преданных из разных регионов, имеющих отношение к руководству. Это был обмен мнениями тех, кто более опытен и достиг определенных результатов.

В нашем же регионе ничего особенного не происходит, просто своим ходом растет и развивается каждая община, в соответствии с тем, насколько там опытны и зрелы лидеры, насколько там люди консолидированы. Везде все по-разному идет. Можно выделить лишь только то, что в маленьких городах, где небольшие общины, все развивается лучше, нежели в больших городах, где большие общины.

Корр.: Почему?

Ш.пр.: Именно по той простой причине, что в маленьких местах люди лучше друг друга знают, у них более тесные и близкие отношения, они более сплочены. А в больших городах люди имперсональны, они более разбросаны. И в наших уральских городах сейчас нет такого единого сплоченного руководства – ни в единственном числе, ни в коллегиальном плане – которое бы четко, придерживаясь определенной стратегии, развивало общину. В данном случае это большая проблема, что ни в Екатеринбурге, ни в Перми, ни в Челябинске сейчас пока нет таких сил. Но мы работаем над тем, чтобы они появились со временем.

Корр.: Звучит так, что в нашей омской общине дела обстоят значительно лучше, так ли это? Как, на Ваш взгляд, у нас тут все происходит? И какие Вы видите перспективы развития нашей общины?

Ш.пр.: Ну, омская община – это тоже не лучший вариант того, как могут развиваться общины. Но она близка к тому, чтобы стать на путь формирования очень хорошей общины. Здесь уникальная ситуация в том смысле, что есть команда руководителей, которая достаточно хорошо друг друга понимает и сотрудничает друг с другом. Здесь есть много опытных зрелых вайшнавов, семейных людей, есть храм и есть брахмачари, которые живут по строгим законам. И между всеми этими людьми существует достаточно хорошие взаимоотношения: между брахмачарьями, руководством и всей общиной.

Корр.: В эти слова трудно поверить (смеется). Потому что прихожане одно время были в некоторых обидах. Сейчас, может быть, уже как-то все сглаживается…

Ш.пр.: Да, несомненно, это пережили многие общины, что существовала определенная граница между людьми, которые все свое время посвящают духовной практике, и общиной вайшнавов. И это происходит из-за незрелости, из-за неопытности, из-за фанатизма, из-за категоричности, из-за нечистоты как тех, так и других. Вот почему возникают какие-то шероховатости… Но по мере того, как зрелость возникает, проникает в сердца и умы преданных, эти противоречия начинают исчезать. И мне радостно видеть, что в Омске эти противоречия проявлены в минимуме. И когда я обсуждал вопрос с Чайтаньей Чандрой Чараном Прабху, действительно ли он хочет в Омске, я слышал, оставаться, то он мне сказал, что Омск – это очень интересное место, что здесь удивительным образом проявлен симбиоз: есть и ашрам брахмачари, и община, и между ними существует контакт.

Корр.: Есть некоторая склонность идти на уступки по отношению друг к другу…

Ш.пр.: Да. В то время как в других успешных местах, таких как, например, Барнаул или Томск, есть только община, а брахмачари-ашрама нет. А здесь есть и то, и другое. И я надеюсь, что со временем здесь произойдут большие перемены в сознании преданных, и возникнут в действительности очень теплые, дружеские и любовные отношения между всеми преданными общины. И современное руководство понимает эту задачу и работает над тем, чтобы это произошло.

Корр.: Нужно научиться заботиться не только о тех, кто находится под твоим непосредственным руководством, или в твоем близком окружении, но и вообще обо всех преданных общины – иметь такое настроение заботы обо всех...

Ш.пр.: Да, да, да…

Корр.: И тогда преданные, чувствуя эту заботу, будут вдохновлены отвечать тем же и учиться уступать. А не так, что каждый сидит в своей «конуре», и недоволен, что другие – будь то старшие преданные, жители храма или прихожане – не выказывают должной заботы. Слава Богу, я увидела перемены к лучшему, и это уже вдохновляет.

Ш.пр.: Дело в том, что нельзя начать искусственно заботиться о людях. Либо это вследствие прошлого благочестия в человеке заложено такое понимание жизни, что он просто уважает других людей и, видя их нужды, имеет естественное стремление помочь им. Это большая редкость – такие люди в этом мире. А каких-то других причин, по которым бы люди так себя вели, нет. Кроме сострадания. И в нашем случае сострадание начинает развиваться как следствие правильной духовной практики, когда человек постепенно совершенствуется в воспевании святого имени, и в процессе преданного служения начинает чувствовать вкус гуны благости, вкус духовного понимания. Он начинает чувствовать, как Кришна входит в его жизнь. И когда человек это чувствует,  он начинает острее воспринимать неудовлетворенность других людей. Потому что на самом деле без духовного вкуса никто не может быть удовлетворен, ни один человек. Можно носить маски, можно на какое-то время от чего-то испытывать радость, но здесь все чапала-сукха, все временно, очень временные наслаждения, потому в основном люди неудовлетворенны. Но тот, кто начинает чувствовать вкус от духовной жизни, постоянно удовлетворен. И как следствие этого вкуса он начинает чувствовать, что он ответственен за неудовлетворенность других. Так начинает проявляться сострадание в сердце. Он начинает думать – как помочь этим людям, как сделать так, чтобы они через духовную жизнь так же начали ощущать эти вкусы. И он видит – как это сделать, потому что он сам проделал этот путь, и знает, благодаря чему с ним это произошло. И  из сострадания такой человек очень внимательно начинает относиться к людям, он не просто берет и с потолка рубит: вот так, так или так. А он именно медитирует, что вот этому человеку нужно так сказать, а этому – вот так, чтобы люди захотели это слушать и принять. И он таким образом заботится об этих людях, чтобы они, постепенно проделав этот путь – аништхита-бхаджана-крийа, анартха-нивритти – вышли на уровень, когда анартх уже мало и появляется вкус к духовной жизни, к духовным отношениям, к святому имени. Это реально происходит во многих местах, где появляются такие зрелые преданные, кто очистился благодаря духовной практике. Забота потому ниоткуда не возьмется, она берется из определенного духовного уровня, либо из большого благочестия.

Корр.: О чем бы Вы еще хотели сказать нашим читателям?

Ш пр.: Я хотел бы сказать, что сейчас мне встречаются благодаря поездкам разные удивительные преданные, которые очень самозабвенно и искренне служат миссии Господа Чайтаньи. Так я, конечно же, сам проповедовал в разных местах эту идею, что важно в летнее время года активно проповедовать на улицах, воспевать святое имя, распространять газеты, книги и раздавать прасад. Приглашал разных преданных из разных городов, чтобы они приезжали к нам в Омск летом, пожили здесь, пообщались, вдохновились. И к нам приезжали преданные из Магнитогорска, из Ижевска, из Чайковского, из Челябинска. И я увидел, что эта поездка очень сильно повлияла на их сознание. Они очень вдохновились и в своих местах стали весьма активно проповедовать. Я увидел, что если в Омске продолжать развивать проповедь правильным образом и показывать другим наш опыт, то преданные, желающие проповедовать, сразу же с радостью впитывают этот опыт и начинают применять у себя. Так в Магнитогорске преданные все лето прораздавали на харинамах такие же конфеты, как у нас, и пропели все лето по два раза в неделю. В Ижевске преданные два раза в неделю пели на харинамах все лето, и весь сентябрь в том числе. С большим энтузиазмом до 20-ти человек у них участвовало в этом. В Чайковском одна матаджи играет на аккардеоне, так вот она одна выходит и стоит с аккардеоном, поет Харе Кришна возле рынков, еще в каких-то местах. И пораженные люди что-то жертвуют. А ее очень красивый 10-летний сын людям раздает конфеты. В Челябинске Шанкара прабху тоже стал конфеты наши делать, и даже довел их до совершенства: стал внутрь орешек класть, сверху – какие-то лепестки декоративные.  И вот эти конфеты преданные красиво пакуют и разносят разным людям в телекомпании, в инстанции, в администрацию, раздают на харинамах.

Да, это очень вдохновляет. Если преданные участвуют в миссии Господа Чайтаньи, они реально растут, обретают зрелость и опыт, преодолевают страх и сомнения, сплачиваются друг с другом, и это способствует тому, чтобы, в конце концов, правильно развивалась община.

Корр.: А когда Вы сказали, что наша община не совсем идеальна, что Вы имели в виду?

Ш.пр.: Ну, она очень имперсональная община. Например, большинство преданных, которые даже на нама-хатты ходят, ограничены в своем сознании только этой группой, и они, как правило, не думают, что такое община и какие дела, проблемы у общины. Люди не живут общинным духом, они живут духом маленькой группы какой-то. И поэтому тут еще очень много нужно работать, чтобы все люди в общине почувствовали себя членами одной большой семьи. И были бы тесные взаимоотношения, взаимосвязи, чтобы разные преданные из разных нама-хатт могли бы, например, друг к другу в гости ходить, вместе пировать, потом, например, встречались вместе 4 нама-хатты, провели вместе праздник. И нужно, чтобы таких встреч было больше, чтобы преданные больше разными группами общались между собой, больше друг друга узнавали, совместно на природу летом выезжали. Чтобы все начинали делать какой-то вклад свой соразмерный.

Корр.: И каждый стал думать о благе общины, 

Ш.пр.: Да, чтобы постепенно этот имперсонализм, когда каждый думает только о себе, начинал разрушаться. Например, они стали бы думать о каком-то своем доброжелателе, который им помогает в духовной жизни, потом стали бы думать о группе, в которую они попали, и чтобы, в конце концов, они начинали думать о всей омской общине. А потом – и о всем регионе, где есть другие вайшнавы, и служили этим вайшнавам, когда они к нам приезжают чему-то учиться, чтобы все мы были очень рады таким приезжающим преданным и заботились о них. Это было бы великолепно, если бы у каждого из наших преданных было бы сознание такое, сознание региона, а потом постепенно оно формировалось бы в сознание Российского ИСККОН всего, чтобы мы были рады всем преданным со всей России и всем бы служили. А потом, глядишь, и для всего мира у нас расширилось бы сознание, всем вайшнавам со всего мира служить, а потом – до всей вселенной. А сейчас пока это ограничено только лишь маленькой группкой -  в лучшем случае, а в основном у многих просто свои личные интересы.

Корр.: И получается, что лишь единицы берут на себя ответственность за жизнь общины.   

Ш.пр.: Да, это весьма распространено, что весь груз основных обязанностей за дела общины лежит на нескольких людях. Но подразумевается, что в общине, где развитые отношения, там каждый болеет за общину и каждый что-то делает для того, чтобы организация развивалась, и все в ней было правильно. И вот сейчас очень вдохновляет, что Рифхат пр. инициировал появление службы безопасности в Омской общине. Откликнулись какие-то преданные, которые хотели бы такое служение Кришне оказывать, охранять территорию в дневное и ночное время, следить за порядком на этой территории. И это как раз пример человека, берущего на себя ответственность, что очень вдохновляет.

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

 

ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ

 

У нас больше нет

 

 

президента...

 

 

Корр.: Ванамали прабху, в недавнем интервью нашей газете Вы рассказывали о необходимости представительства нашей общины. Расскажите, пожалуйста, как развиваются дела в этом направлении?

Ванамали прабху: Да, был такой план. И он начал продвигаться, но на определенном этапе преданные, которые занимались этим, поняли, что это не совсем реальный проект. Во-первых, по ряду причин (по упорству некоторых людей, по каким-то непредвиденным обстоятельствам) до сих пор не выкуплены территории, где планировалось строительство представительства. Во-вторых, это слишком грандиозный проект: оказалось, чтобы построить такое здание, нужно раз в пять больше денег, чем предполагалось. Можно было бы, конечно, и начинать строить, если бы эти земли были наши, но человек предполагает, а Господь располагает. Кришна все устроил по-другому – Он дал нам возможность выкупить 44-й дом. И теперь прилагаются усилия, чтобы привести в должный вид те помещения и территории, которые уже есть на сегодняшний день.

Сейчас, когда уже почти год прошел с того времени, как появилась эта идея, также стало понятно, что нам  ещё рано приглашать кого-то в это представительство, так как в реальности нам особо нечего представлять, потому что мы внутри дезорганизованы. Конечно, мы живем под определенной этикеткой, как Шрила Прабхупада говорит, что материальный мир (особенно в период Кали-юги) – это мир имен, мир названий, за которыми ничего не стоит. Просто название, а внутри сути нет. Если мы духовная организация, у нас должно быть что-то внутри, и не только духовность, но и организация. Но пока у нас еще нет ни того, ни другого. Пока мы еще не обрели эту внутреннюю полноту и внешнюю дисциплину – себя в отдельности, и организации в целом. Т.е. сейчас мы не представляем из себя настоящую организацию, или, как говорится, «организованную общину», пока все это – только на бумаге.

Корр.: К чему же привели начавшиеся работы?

В.пр.: К тому, что выкупился этот дом, и там сейчас – кухня Божеств, которая отделена от туалетов и проходных коридоров, а не как это было раньше. Конечно, ей необходим определенный ремонт, чтобы кухня стала уютной и саттвичной, чтобы домохозяева, которым нравится готовить для Божеств, были вдохновлены там это делать. Также сейчас заканчивается ремонт санузла в храме.

Корр.: Т.е. из сказанного выше я поняла, что сейчас естественным образом появилась необходимость устраивать то, что касается жизни внутри общины?

В.пр.: Да, естественным образом Кришна нас натолкнул на то, что мы должны устраиваться внутри, что мы должны сплачиваться. Для этого нужны хотя бы внешние условия. Например, на прежней кухне для многих было психологически трудно готовить, потому что там не было даже самых необходимых условий. И вот сейчас планируется все это сделать, чтобы для преданных был хотя бы материальный комфорт, чтобы наилучшим образом выполнять свое служение.

Кроме дома, у нас появился большой двор, который тоже нужно сделать красивым: выложить тротуарной  плиткой, елочки посадить, клумбы разбить, скамейки поставить. Чтобы такая «зона духовного отдыха» была. И если раньше на больших праздниках в пандале людям не хватало места, то сейчас можно просто ковровые дорожки стелить на этой большой территории и вкушать прасад.

Корр.: Как в Алматы...

В.пр.: Да. Также стало понятно, что неплохо было бы расширить алтарную, поэтому есть идея убрать стенку и сделать алтарную почти на весь дом: алтарная комната, душевая и небольшая раздевалка для прабху.

Т.е. делается то, что сейчас реально для нас – денег у нас на все это едва хватило.

Корр.: Вообще, все это весьма позитивно развернулось, я даже удивилась, что так быстро можно что-то делать. Видимо, Ваше непосредственное руководство повлияло на все.

В.пр.: Сережа Ситников руководил. Ну, конечно, он советовался. В конце концов, усилия приложили многие преданные, например, Нимай Пандит финансировал львиную долю расходов. Но руководил, в основном, Сергей. Потому что было очень много специфичных и трудных моментов. Когда, например, в городе все экскаваторы встали, потому что закончился период их работ, а нам нужно было срочно до морозов выкопать траншею, чтобы проложить коммуникации, то Сергею пришлось предаваться, искать через самых незнакомых знакомых, молиться Кришне. Однажды он пришёл, и сказал: «Все, я не знаю, что делать, все каналы пройдены, ничего не получается». Я говорю: «Ну, ты все равно не падай духом, продолжай искать». Он говорит: «Нет, я и не падаю духом». И на следующий день он пришел и говорит: «Я так сегодня помолился, пять кругов дополнительных прочитал, и непонятно откуда взялся экскаватор, причем за бесплатно». Его выделили в какой-то очень возвышенной конторе всего на один вечер. И вот в этот вечер был страшный ливень и кромешная тьма, и этот экскаватор с зажженными фарами, работая без перерывов до часу ночи, выкопал все необходимые траншеи. Причем нужно было одновременно прокладывать водопровод, и это делал Сумангала прабху. К тому времени траншеи уже прилично наполнились дождевой водой, и в один из моментов он с большой высоты земляной насыпи соскользнул вниз. Лишь по милости Кришны обошлось без переломов. Т.е. такие буквально героические вещи происходили.

Корр.: В свете вышесказанных слов Шикшаштаки пр. о нашей ятре, хотелось бы знать, как Вы видите развитие нашей общины.

В.пр.: Я хочу быть реалистом. Я не хочу быть человеком, который выдает желаемое за действительное. А это очень часто происходит, как в мире вообще, так и в ИСККОН в частности. Например, у нас долгие годы существует должность, которая с самого начала имела достаточно странное название «президент храма». Это то же самое, что «президент Кремля», или «президент бани». Или, какое-то время назад, в ИСККОН было объявлено о существовании министерств, таких, как министерство нама-хатт, или министерство санкиртаны. Мы очень любим величественные названия, но я вновь возвращаюсь к тому, о чем говорил выше: за всеми этими названиями нет жизни, нет чего-то реального. То, что подразумевалось под словом «президент», с ведической точки зрения воспринимается как «отец» или «царь», который все организует, и обо всех заботится. Для этого нужен человек с определенными качествами. Ибо, только при наличии такого человека община будет создаваться, организовываться и сплачиваться. И те личности, которые в разные времена взваливали на себя это бремя, делали только то, что они могли. Это были определенные лидеры, и у каждого из них, в разной мере, проявлялась та или иная сильная грань. Но, во всех случаях, было проявлено несоответствие тому идеалу, который стоит за этой должностью. Мы провозглашали названия, а затем всеми силами тянулись соответствовать ему, оставаясь в этих сферах безграмотными людьми. Но если эта должность кем-то занята, то все ожидают от этого человека каких-то соответствующих идеальных действий. Отсюда критика, недовольство, и неудовлетворенность самого человека, занимающего эту должность. Поэтому сейчас, как раз в тот момент, когда закончился испытательный срок нахождения на этой должности Вамшидхары пр., который был последним, кто взвалил на себя это титаническое бремя, я хочу заявить, что эта должность останется свободной. То есть, у нас больше нет президента. Это поможет нам стать реалистами, и увидеть, что если даже мы можем называться «общиной», то надо понимать, что эта община –  не организованная.  Мы – группа людей, у которых совпадают интересы, и делающих то, что каждый считает нужным. Мы – не организация. Мы только выдаем себя за таковую. Поэтому лучше всего для нас в этом случае не пользоваться какими-то возвышенными вывесками, а быть теми, кем мы являемся. А являемся мы людьми, готовыми в той или иной мере участвовать в этой организации. Так вот, до тех пор, пока не появится человек, готовый взять на себя все эти заботы, мы просто будем поддерживать то, что мы уже имеем, и делать то, что дается нам без чрезмерных усилий. И молиться Божествам, чтобы Они вдохновили человека с необходимыми качествами взять на себя эту важную и необходимую для цивилизованного общества роль.      

Сейчас в ИСККОН однозначно не хватает дисциплины, организованности, защиты людей – очень многих вещей, без которых организация не является организацией. Конечно, мы можем думать, что мы духовные люди, что нам не нужна материальная сфера, но ведь мы полностью находимся в материальном мире, здесь как минимум должно быть «50 на 50». А на начальных стадиях материальная сфера может занимать в нашей жизни до 90%, и даже более. Даже Бхактивинода Тхакур говорит, что для духовного служения нужно, чтобы наши материальные потребности были удовлетворены. Материальных потребностей у нас огромное количество, мы имеем материальные тела для служения, материальный ум. И нам также нужна материальная организация, а если ее нет, то тогда – только нирвишеша и шуньявада, о какой тогда духовности может идти речь? В такую «духовность» разумные люди не придут.

Корр.: Какое настроение должен иметь каждый член общины, чтобы эта община развивалась?

В.пр.: У каждого должен быть настрой, или медитация, или хотя бы теоретическое понимание, что «я – член общества», а не просто «я преданный». Потому что мы очень к этому привязаны, что я преданный, у меня есть дома алтарь, и все, мне ничего не надо. Прабхавишну Махарадж, пребывая в Омске, говорил, что если   преданный пытается идти без общества, без общины, то его духовное развитие – это сон. Когда я сам по себе, или даже мы собираемся вдвоем или втроем, но мы не в общей организации, то мы можем непонятно куда уйти. Т.е. всегда должна быть парампара, всегда должна быть подключенность, организация, общность, всегда должно быть правильное сотрудничество друг с другом, как хотел Прабхупада. Поэтому каждый должен думать или, по крайней мере, настраивать себя на то, что я должен делать какой-то вклад в эту организацию, тогда она и будет развиваться. Тогда буду развиваться и я. Как говорил президент Кеннеди, когда он выступал перед народом: «И не задавайте мне вопрос: «Что Америка должна сделать для меня?», а подумайте – что вы можете сделать для Америки». С этого должно все начинаться – с того, что каждый человек что-то делает для организации, в которую он входит. «Что я делаю для этой организации, чтобы она была организацией?» Причем, каждый может делать свой индивидуальный вклад в соответствии со своими возможностями и способностями. Нам всем нужно размышлять об этом.

Беседовала Сарванга Сундари д.д.

 

 

КАК Я СТАЛА ПРЕДАННОЙ

 

Лариса Воробьева

 

 

Матаджи Лариса – необычайно мягкая, интеллигентная и приятная женщина, общение с которой всегда приносит добрые эмоции. Это ответственный человек, на которого всегда можно положиться, и который поможет в любом деле. К тому же она – мать двух молодых преданных: сына Кости и дочери Насти. Присутствие таких преданных очень вдохновляет, потому как есть надежда, что с такими людьми может хоть что-то получиться в нашей ятре. Пожелаем же ей всех духовных благ и исполнения всех желаний в преданном служении.

 

Три духовных события произошли со мной в отрочестве. Первое, когда мой отец привез меня в Ивалгинский дацан – центр буддизма в России. Интригующее впечатление произвела на меня лысая пожилая бурятка. Как много позже я узнала, это было знаком отречения в буддизме – она была монахиней.

Другое откровение дала мне моя мать, когда, заинтересовавшись религиями, изучила ряд источников (в советское время достаточно сильно искажавших истину) и вдохновенно мне поведала о разных религиях, сектах и обществах, с изумлением заметив, что все они говорят об одном.

И третье, когда я побывала на выставке подлинных картин Николая и Святослава Рерихов. Тогда я почувствовала, что хочу найти Братство. Мне было 17 лет.

Потом началась бурная жизнь молодости: свобода, увлечения, страсти…

Затем начались проблемы со здоровьем. Тогда в мою жизнь пришел Г. Малахов. Это событие и его книги  перевернули мою жизнь. В дальнейшем в одной из его книг я прочла, что после очищения физического тела к человеку придут новые мысли и новые люди. Он был абсолютно прав. Удалив физическую грязь из организма, человек обнаруживает, что и мысли его становятся чище.

Я серьезно занималась в двух духовных обществах. Очень благодарна их лидерам за то, что они, давая удивительную, уникальную информацию, вытаскивают людей из «болота» материального существования, дают искру Божью людям, погрязшим в страстях и невежестве.

Но, к сожалению, там я не нашла мощного движения к духовному самоочищению, т.е. стремления увидеть свои недостатки и прилагать максимальные усилия для их исправления.

Поэтому я оставила их и некоторое время находилась в состоянии «Как это я никуда не хожу?» (а там я занималась достаточно активно: семинары, информационно-энергетические работы в одном обществе, и регулярные занятия и экзамены – в другом). Т.е. духовное общение стало уже необходимостью.

И тогда по светлой воле Господа Кришны я попала на праздник к преданным, который проходил в училище на Волховстроя.

Там я впервые вкусила прасад. Потом стала посещать воскресные программы, погружаясь все больше и больше в атмосферу любви и благожелательности, в которой они проходят. И отдаю должное омскому прасаду – более вкусной пищи я не ела никогда и нигде. Наверно, действительно наши омские повара входят в десятку лучших поваров мира.

Потом я услышала лекции Лакшми-Нарайаны Прабху и окончательно поняла, что это то, что мне нужно. Если человек, приняв эту веру, обрел такую мудрость и силу, то и я смогу обрести хоть капельку знаний, которые мне помогут изменить мою жизнь (в тот период я уже была достаточно пожившей и слегка разочарованной в этой материальной жизни). Еще я поняла, что хватит наслаждаться, посещая воскресные программы, надо и самой помогать, хотя бы в приготовлении праздничного прасада. И я стала ходить на храмовую кухню, в основном по субботам.

Также я стала ходить на нама-хатту к Ольге Георгиевне Артамоновой. Сначала было робко, т.к. людей не знала близко. Сейчас нама-хатта становится все ближе и ближе. Все больше и больше я участвую в жизни общины.

На последней нама-хатте прозвучал вопрос: что дает нам общество вайшнавов и почему так важно общаться с ними? Моя наставница Ольга Георгиевна сказала: «Ведь это так удивительно, что все эти люди отказались от курения, выпивки и мясоедения». И я задумалась – а что мне дало общество сознания Кришны…

И я поняла, что оно дало мне СЧАСТЬЕ. Слабость веры и собственные недостатки не дают мне еще видеть подлинную красоту духовных учителей и всех вайшнавов. Но я чувствую – Господь Кришна пролил на меня эту милость – что знания, которые дают Лакшми-Нарайана Прабху, Патита-павана Прабху, Аударья-дхама Прабху – это бесценный бриллиант, и если следовать им, достигнешь многого. Но, к сожалению, еще не хватает силы разума, мешает ложное эго следовать их наставлениям. Очень помогают преданные, в основном во взаимоотношениях с детьми – рассказываю им о своей проблеме, они дают советы, и когда я  стараюсь им следовать, то получаю просто удивительные результаты. К сожалению, пока не получается следовать наставлениям старших преданных, касающихся духовной практики (материальные заботы забирают много времени и сил), но зная, что и как надо делать, понемногу стараюсь ввести это в свою повседневную жизнь.

Общество вайшнавов – это общество людей, по-настоящему ищущих Бога. Людей, принявших ради очищения и познания многие обеты и аскезы. Людей, старающихся познать свои недостатки и пытающихся над ними работать. Это удивительное общество – удивительные светлые островки в океане материальных интересов и страстей.

И пусть пока нам далеко до совершенства, у нас еще много проблем и недостатков, но одно то, что мы принадлежим к обществу, где каждый стремится к духовному совершенству, к познанию Бога Кришны, должно давать великую Радость и Счастье. Но пока мы несовершенны, возникают проблемы в общении и обиды, и тогда надо прикладывать усилия, чтобы не забывать о главном: человек обидел тебя, может, он и не прав, но он ищет Бога. И посмотри-ка – насколько он в этом усерден, насколько он усерден в служении, а тебе-то в этом до него еще, ох, как далеко. И порой, по прошествии времени, видишь, как ты сам был не прав. Так уходят наши недостатки.

Я склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны за то, что Он дал нам знания, как правильно жить и поступать. Выражаю огромную признательность великому учителю-ачарье Шриле Прабхупаде за то, что он дал эти знания людям эпохи Кали-юги, его ученикам и ученикам его учеников, через которых эти знания дошли к нам в Сибирь, в наш родной Омск и вдохновили всех наших вайшнавов. Я склоняюсь в нижайшем поклоне к вашим стопам в благодарность за то, что вы есть! Благодарю Господа Кришну, что он привел меня к вам!

 

 

ПИЛИГРИМ

 

Бенгальский тур

 

 

Месяц Карттика для нас связан с посещением святой дхамы. Потому мы решили дать вам прочесть один интересный рассказ матаджи Деваяни из г. Краснодара. Хоть мы и не знаем эту преданную, но ее добрая, веселая и светлая история заразит вас вдохновением не только посетить земли святой дхамы, но и с радостью продолжать свой каждодневный духовный путь.

 

Дорогие преданные, примите мои почтительные поклоны.

Слава Шриле Прабхупаде!

Наши вежливо-настойчивые, необычайно милостивые и сгорающие от желания удовлетворить преданных редакторы газеты попросили меня рассказать немного о странствиях по святой дхаме. И так как через неделю прессингов я поняла, что сопротивление бесполезно, мне пришлось поделиться с вами нектаром, который по вашей милости пролили на меня Их Светлости Шри Шри Гаура-Нитай (Кришна-Баларам-мандир, Вриндаван), Шри Шри Кришна-Баларам, Шри Шри Радха-Шьяамасундара, Шрила Прабхупада, Шрила Гурудев Индрадьюмна Свами и Шрила Джаяпатака Махараджа.

 

  История этого путешествия началась незадолго до моего приезда в святую дхаму.

На Дивноморском фестивале я подошла к Джаяпатаке Махарадже и спросила:

- У меня есть некоторая сумма денег, и я не знаю, как ей распорядиться. То ли мне поехать в Америку к своей подружке Чинтамани, то ли поехать в святую дхаму, то ли мне вообще их куда-нибудь потратить.

Он ответил мне:

- Поезжай в святую дхаму, это самый-самый нектар, там ты будешь счастлива.

Я сказала, что хотела бы поехать туда на полгода, он одобрил эту идею, и сразу же у меня возник вопрос:

- А что же я буду делать там полгода?

После долгих раздумий, перебрав всевозможные варианты, он предложил:

- Деваяни, у меня в Бенгалии есть один замечательный тур, пандал-программ, ты можешь путешествовать с этими преданными.

Тут в мое сердце закрались сомнения относительно Бенгалии: джунгли, крокодилы, тигры, москиты, сорок бенгальских брахмачари - сложилась такая вот неперспективная картина. Эти сомнения тревожили меня, и я решила поделиться ими с Махараджем:

- Махарадж, что же я там делать буду? Языком не владею, с людьми общаться не смогу, какая от меня там польза?

- Деваяни, все будет нормально. Ты будешь просто белым слоном в армии Шри Чайтаньи Махапрабху. Поезжай туда, люди, увидев тебя, будут в экстазе оттого, что белые люди верят в Кришну и проповедуют Сознание Кришны. Там есть одна девочка из Америки, Амрита-Гопал, ей нужна напарница, потому что она одна среди сорока брахмачари - это не очень хорошо. После этого тура ты поедешь в Майяпур, поможешь там в регистрации русских преданных Бхакти Пурушоттаме Свами. Сейчас после даршана я обсужу это с Бхакти Пурушоттамой Свами, все будет хорошо.

Следуя наставлениям духовного учителя, я, не медля, купила билет, улетела в святую дхаму и оттуда написала письмо Бхакти Пурушоттаме Свами, в котором представилась, что я такая-то и такая-то матаджи из России, и Шрила Джаяпатака Махараджа должен был с вами поговорить по поводу моего служения в регистратуре в Майяпуре. Это письмо я отправила также и Джаяпатаке Махарадже. На следующий день Джаяпатака Махараджа пишет Бхакти Пурушоттаме Свами: «Дорогой Бхакти Пурушоттама Свами, конечно же, я должен был раньше сказать тебе об этом, но вот в России есть такая матаджи хорошая, их краснодарская ятра организовывает фестивали в Дивноморске. Ты там был, видел, как замечательно организованы эти фестивали, она секретарь этого фестиваля. Я думаю, она сможет тебе очень хорошо помочь в организации регистрации русских преданных на Майяпурском фестивале». И так далее в этом духе. Я была в шоке, потому что мне сказали, что все уже организовано, а на самом деле получилось, что все еще вилами на воде писано. Про тур я вообще забыла. Бхакти Пурушоттама Свами ответил, что он скоро приедет во Вриндаван и мы все обсудим. Настал долгожданный момент, когда началось собрание Джи-Би-Си во Вриндаване, и мне сказали, что приехал Джаяпатака Махараджа. Я долго за ним бегала, наконец-то настигла. Он так удивился, когда меня увидел: «Деваяни, ты уже приехала! Я не ожидал, что ты так быстро приедешь. Мы сегодня встретимся с Бхакти Пурушоттамой Свами в семь часов у самадхи Прабхупады, подходи». Я имела глупость ослушаться наставлений духовного учителя и подумала: «Ну, Джаяпатака Махараджа, когда он вовремя приходил? Еще ни разу. У него плюс-минус два часа, чаще плюс, поэтому если я чуть-чуть опоздаю - ничего страшного». Ну, вы сами понимаете, Лой-базар, туда-сюда. В семь часов мы с девочками были еще на Лой-базаре. С одной стороны, я переживала, а, с другой стороны, думаю - все равно опоздали, так чего переживать. Приехала в Кришна-Баларам-мандир в семь часов сорок минут. Захожу во двор: возле самадхи Шрилы Прабхупады стоит Джаяпатака Махараджа красный, как помидор, злой. Когда он меня увидел, у него глаза просто кровью налились. Он сдержанно, но с большим чувством спросил: «Деваяни, где ты была, почему тебя так долго не было, почему ты заставляешь меня ждать? Ты думаешь, у меня времени много и мне нечем заняться?» Мне стало так стыдно. Не промолвив ни слова в свое оправдание, я просто стояла и тупо смотрела в землю. Он еще поругался немножко и сказал, что Бхакти Пурушоттама Свами ждал полчаса, не дождался, ушел. Джаяпатака Свами послал своих учеников на его поиски, и мы продолжили нашу мирную беседу. Пришел Бхакти Пурушоттама Свами. Его доверие ко мне уже подорвалось, но когда он узнал, что я не очень хорошо говорю по-английски...

Он говорит:

- Ну, вообще-то, Махараджа, нам помощи и не надо, Бхакта-Прия все уже сделала.

Для меня, конечно, его слова были ударом. Я страшно расстроилась. Думала, что приехала в святую дхаму на все готовенькое, а тут  прямо из-под ног ковер выдернули.

Джаяпатака Махараджа немного растерялся, так как он чувствовал ответственность за меня и сказал:

- Ладно, пусть она будет моим третьим русским секретарем в Майяпуре.

Бхакти Пурушоттама Свам:

- Там двое, и они справляются, в третьем нет необходимости.

- Я сказал, что мне нужно три русских секретаря, значит, она будет третьей!

- Как скажете, Махараджа.

Я поняла, что во мне там особой необходимости нет, и энтузиазма у меня от этого поубавилось.

Джаяпатака Свами задумался, что же со мной делать, и вдруг выражение его лица заметно изменилось:

- Деваяни, так у меня же бенгальский тур! Давай поезжай, там Бхакти Пурушоттама Махараджа будет, Гауранга-Према Махараджа и еще много преданных. Это будут такие экстатичные программы!

Махараджа меня уговаривал долго и, в конце концов, говорит:

- Ну что, ты решила ехать или нет?

- Но, Махарадж, у меня совсем другие планы. Я хочу поехать в Махараштра-тур с Локанатхой Свами, потом в Двараку на открытие храма, и если потом у меня останется какое-то время я, конечно же, присоединюсь к этому бенгальскому туру.

Джаяпатака Махараджа расстроился, что я так отреагировала на его заботу, и отвернувшись от меня, стал разговаривать с другими преданными. Я растерялась, так как сама не могла понять, чего хочу. Пошла в храм к Божествам. Стою, плачу: «Кришна, что же Ты от меня хочешь? Ну, хочешь - поеду, не хочешь - не поеду. Ну, не хочу я в эту Бенгалию ехать». Поплакала, выхожу.

Джаяпатака Махараджа:

- Деваяни, иди сюда. Ну что, ты решила, едешь или нет?

- Ну...

- Знаешь, что я тебе хочу сказать, есть одна бенгальская поговорка, - он произнес ее на бенгали, - она значит: «Чем больше сахара насыплешь в сладкий рис, тем слаще он будет».

- Понятно, Махараджа, еду, еду прямо с самого начала тура.

Он тут же подозвал слуг, попросил, чтоб они купили мне билеты, организовали все. Вот так он вдохновил меня поехать на этот тур.

Дорогие преданные, пожалуйста, не думайте, что я горжусь тем, что пишу. Нет, наоборот, мне безмерно стыдно сознаваться перед всеми вами в своей глупости. Я просто хочу, чтобы вы поняли, насколько терпелив и милостив духовный учитель. Иногда мы предстаем перед ними в таком вот положении, но природа их сердец не позволяет им пренебречь, а даже наоборот, вдохновляет все больше и больше заботиться о нас.

Итак, что это такое - бенгальский тур?

В группе нас было около пятидесяти человек, из них трое русских: Доял-Нитай и Кунджа-Кишори из Санкт-Петербурга и я; одна матаджи из Америки - Амрита-Гопал, Микко Прабху из Финляндии и сорок бенгальских брахмачари. Еще звуконастройщики, лайтмены - они были друзья преданных. Мы ездили на четырех машинах. На одной машине группа поваров, они всегда выезжали первыми и готовились к нашему приезду в следующем пункте пребывания. В двух машинах перевозили все оборудование, которое у нас было (декорации, театральные принадлежности, лампы, музыкальные инструменты и т.д.). А в автобусе ездили мы. Каждые два дня мы останавливались в новом городе. Когда мы приезжали, нас всегда встречали преданные с огромным киртаном, они были так счастливы видеть нас: прыгали, танцевали, многие трубили в раковины, прямо в автобусе надевали на нас гирлянды и проводили всем пуджу, когда мы выходили из автобуса. Обычно мы останавливались в домах бенгальцев, иногда это были преданные, иногда нет. Там можно было видеть то, чего хотел Шрила Прабхупада: простая жизнь, возвышенное мышление. Эти люди живут настолько просто, что нам даже трудно представить, что это такое. Пока своими глазами не увидишь, как они просто живут, рассказывать - смысла нет, в это трудно поверить. Иногда мы останавливались в таких деревнях, в которых не было электричества, даже понятия такого нет. Ясное дело, что там не было телевизоров, которые, так сказать, портят людей и создают какое-то впечатление о материальном мире. Иногда у них был один туалет на всю деревню. Например, мы жили в одной деревне, где был всего один каменный дом с туалетом, в нем и жили все белые преданные и все Махараджи. Все жители ходят в туалет в огород, куда-нибудь в поля.

Бенгальцы очень-очень гостеприимны. Когда мы приезжали, они переселялись всей семьей в одну комнату, ютились там с детьми - мужья, жены, братья, сестры. Лишь бы нам, белым проповедникам-слонам, было уютно.

Программы, которые мы проводили, были очень насыщенными и разнообразными и никого не оставляли равнодушным. Длились они с четырех часов вечера до одиннадцати-двенадцати часов ночи. И так каждый день. Бывало, когда мы приезжали в большие города, нам устраивали пышные приемы. Когда начинались программы в пандале, туда приезжали мэр города, всевозможные чиновники и встречали нас по всем правилам. Каждого из нас представляли, одевали чадары (это выражение уважения), давали слово. Ежедневно торжественное открытие начиналось с чтения брахманами мангалачараны и предложения лампады нашим Божествам, которых звали Нитай-Пада-камалам. Еще с нами путешествовал Шрила Прабхупада, его мурти в человеческий рост. Продолжало эту церемонию исполнение бхаджанов разными преданными. В нас, белых слонах, тоже нашли музыкальные способности - мы пели бхаджаны, и, что удивительно, бенгальцам очень нравилось наше пение. Когда мы заканчивали и спускались со сцены, они окружали нас и начинали разговаривать. И вы даже представить себе не можете, как они были удивлены, когда мы объясняли, что не говорим на бенгали, ведь только что на сцене мы пели бенгальские песни!

После бхаджанов было короткое выступление кого-нибудь из маяпурских преданных, они немножко рассказывали о Сознании Кришны. Потом проводили гаура-арати. Что вам сказать? Трудно даже слова подобрать, чтобы передать то, что происходило там в это время. Таких гаура-арати вселенная не видала за все время своего существования. Толпа ликовала, тысячи людей приходили на эти программы. Все танцевали, все пели, все поднимали руки вверх, все хлопали в ладоши. Где-то около двадцати брахмачари танцевали на сцене в пандале, когда они входили в особый экстаз, сцены просто ломались. Такое случалось не однажды. Все просто сходили с ума от сладости святого имени - такая милость Господа Чайтаньи проливалась. Иногда мы называли такие арати «Джарикханда-лила», потому что там не просто пели и танцевали, все обнимали друг друга, брали пыль со стоп, плакали…

Затем давали слово «белым слонам». Мы рассказывали о том, как распространяется Сознание Кришны в России, о сельскохозяйственных общинах, фестивалях, о программе «Food for Life», о проповеди в тюрьмах, студентам, об образовательных программах для преданных. Помнится, как-то во время выступления, я сравнивала русских с бенгальцами, говоря о том, что мы практически одинаковые. Это вызвало в них бурный восторг. Все это было очень интересно для них. После наших выступлений Гауранга-Према Махараджа обычно давал лекцию на бенгали. Иногда к нам присоединялся Бхакти Пурушоттама Свами, и они делали это по очереди. Мы не имели практически никакого общения ни с одним, ни с другим, мы не понимали, о чем они говорят, но одно их присутствие озаряло все вокруг.

(продолжение в след. номере)

 

Hosted by uCoz