ЛИАНА БХАКТИ ФЕВРАЛЬ 2003 г.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ОБЩИНЫ ОМСКОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

 

НИТЬЯНАНДА-ТРАЙОДАШИ

САДХУ-САНГА: КУЛЬТУРА ЛЮБВИ

ВИГЬЯНА: Урок

ВАЙШНАВА-СЕВА: НАМАРУПА

ИСПОВЕДЬ

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ: МНИМЫЙ КРАХ ПРЕДАННОГО

УЛЫБКА: Дневник неофита

ВДОХНОВЕНИЕ

 

НИТЬЯНАНДА-

 

 

ТРАЙОДАШИ

 

 

Господь Нитьянанда обладает абсолютным могуществом одаривать всякого любовью к Богу. Никому не раскрывая Себя, Он терпеливо ожидал момента, чтобы исполнить волю Шри Чайтаньи Махапрабху и щедро раздать каждому эту бесценную любовь. Спутники Господа Чайтаньи не хотели действовать независимо от желаний Господа и не забывали о своем смиренном положении Его слуг. Господь Вишну, Господь Брахма и Господь Шива исполняют волю Господа Чайтаньи, поддерживая, создавая и разрушая Вселенную. Тем не менее, всегда есть несчастные безбожники, не соглашающиеся с законами Бога. Но Господь Нитьянанда сумел и над ними одержать верх: Он затопил божественной любовью всю Вселенную.

Господь Нитьянанда – самый близкий спутник Господа Чайтаньи. Его язык – обитель славы Господа, и потому Он непрестанно повествует о возвышенных играх Шри Гаурасундары. Поклоняясь Господу Нитьянанде, можно целиком предаться лотосным стопам Господа Чайтаньи, Его игры сами проявятся в сердце преданного. По милости Гаурачандры можно обрести привязанность к Господу Нитьянанде, и тогда все помехи и неудачи в жизни будут вырваны с корнем.

Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда – это изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он – олицетворение гуру.

Нитьянанда Прабху неотличим от Господа Баларамы, это распространяющийся, всепроникающий аспект Бога, Его действующий принцип. Он вечно проявлен и в духовном и в материальном мирах, а также во всех играх Верховного Господа. Точно так же как Баларама – это второе тело Господа Кришны, Нитьянанда Рама – второе тело Господа Чайтаньи. Все остальные формы и воплощения исходят из этого второго тела Господа. Нитьянанда – это изначальный Господь Санкаршана, Ади-пуруша, Чатурвьюха, Каранадакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, Лакшман. Он пронизывает Паравьому, Вайкунтхи и Кришна-локу – весь духовный мир. Как Шеша Он становится зонтом Господа, Его туфлями, ложем, подушкой, одеждами, брахманским шнуром, троном и прочим. Господь Нитьянанда – изначальный Господь Санкаршана – всегда поддерживает Верховную Личность Бога, хотя Сам Он не нуждается в поддержке. Таким образом, Нитьянанда Своими непостижимыми возможностями дает осуществиться играм Господа. Его вечная роль «Слуги Бога» – неотъемлемая часть божественного бытия.

Положение Нитьянанды еще более величественно, чем высокое положение Господа Баладевы. Нитьянанда Рай распространяет божественную любовь – прему, наивысшее из всех духовных достижений, поэтому Он достоин всеобщего поклонения. Он неотличим от Баларамы, так же как Махапрабху неотличим от Кришны, но когда Баларама чувствует все нарастающее сострадание, Он становится Нитьянандой. Баларама, распространяющий божественную любовь, несущий эту высочайшую миссию, приходит в мир как Нитьянанда. Без милости Нитьянанды Прабху не найти милости Гауранги, а значит, не достичь Шри Шри Радхи-Говинды.

Нитьянанда Прабху был на двенадцать лет старше Господа Чайтаньи и иногда обучал Его. От пьянящей любви к Богу глаза Господа Нитьянанды свирепо вращались под изогнутыми дугой бровями, словно две стремительные колибри. Хотя внешне Он напоминал Балараму, иногда Его кожа становилась темной и блестящей, что выдавало в Нем Господа Вишну. Одежды Нитьянанды напоминали букет голубых лотосов, а сияние, исходившее из Его тела, затмевало великолепие восходящей на закате луны. Походка была величественной, как у слона, а голос звучал глубоко и проникновенно. Вертя Своей красной палкой, которой Он благословлял преданных и наказывал безбожников, Нитьянанда напоминал обезумевшего льва. Он всегда оставался необузданным авадхутой, и никто не знал, что ожидать от Него в следующее мгновенье.

Чтобы вырваться из водоворота мирской жизни и погрузиться в океан преданного служения – поклоняйтесь Нитайчандре! Люди много болтали о Нем, но были далеки от истины. Остается только молиться, чтобы лотосные стопы Шри Нитьянанды навечно воцарились в сердце.

(«Гауранга», том 1)

 

 

САДХУ-САНГА

 

КУЛЬТУРА ЛЮБВИ

 

Если я направлю на вас ружье и скажу: “Любите меня!”, слово “любовь” потеряет смысл

 

Пурначандра Прабху – ученик Шрилы Прабхупады, милостиво одаривающий российских преданных постоянным проживанием в нашей стране. Прошлым летом нам выпала удача получить общение с этим удивительным вайшнавом, отличающимся необычайной теплотой, простотой и личностным подходом к каждому. В своей беседе он дает четкий анализ общему развитию российского ИСККОН, рассказывает о своей новой книге “Неописанные препятствия на пути к бхакти”, где рассматривает несколько важных, но ранее не обсуждавшихся подробно тем, таких, как, например, творческое проявление себя как личности, роль эмоций в духовной жизни, проблема авторитарности, элитарности, догматического подхода и т.д. Наиболее важной в беседе нам показалась тема культуры любви в обществе преданных, основой развития которой являются свобода и доверие. По словам Пурначандры Прабху именно свобода, любовь и доверие являются основными условиями для развития бхакти.

 

Корр.: Пурначандра Прабху, Вы посещаете нашу страну с 1993 года. Какие перемены произошли в российском обществе сознания Кришны с тех пор, как вы впервые приехали сюда? Интересно услышать Ваше мнение: есть ли какой-то духовный прогресс?

П.пр.: Да, конечно. Все постепенно продвигаются. Следуют принципам. Воспевают Святое Имя. Что касается изменений, то можно говорить об этом часами. Когда-то я был первым человеком, который давал в Москве, на Беговой, семинары по “Бхагавад-гите”. Теперь в России повсюду проходят семинары. Это становится очень модным, сейчас все этим занимаются. В Россию пришла культура образования, которой раньше не было. Сейчас больше внимания уделяется подготовке преданных, их обучению. Все поняли, что важнее качество, а не количество.

Я думаю, что этап, который мы проходили в начале 90-х, просто бегая по кругу, распространяя книги всевозможными способами, даже не читая их, был также необходим. Конечно, было бы лучше, если бы мы все же читали книги и тогда.

Очень многие люди познакомились в те годы с нашим движением. Везде, по всей стране появилось большое количество прихожан, образовалась храмовая инфраструктура.

В то время в стране было очень сильно влияние иностранных проповедников, иностранных JBC. Даже в Москве руководителем храма на Беговой был Шри Рам прабху, иностранец. Теперь JBC местный преданный - Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Он также имеет склонность заниматься вайшнавским образованием.

На начальном этапе проходило много проповеднических программ, было распространено огромное количество книг и прасада. В то время у нас работала большая вегетарианская столовая в государственном университете, самом крупном вузе Москвы. На всю столицу вещала радиостанция “Кришналока”, благодаря которой сотни, если не тысячи людей стали преданными.

Все изменилось после 1998 года. В то время мы очень много потеряли в отношении инфраструктуры. Лишились материальной поддержки. Перестала работать радиостанция, закрылась столовая, даже ВВТ мы тогда почти потеряли.

Затем началась своего рода перестройка. Теперь у нас снова есть ВВТ, средства, чтобы создать радиостанцию. Появилась какая-то стабильность. Возникло много образовательных программ.

С 1997 году в Сухарево проводились курсы “Бхакти-шастри”. Тогда было всего два преподавателя. Один из них я. Большинство лидеров, руководителей ятр, прошли через эти курсы. Я слышал, что в России на сегодняшний момент дипломы “Бхакти-шастр” имеют около 300 преданных. Думаю, это заметный шаг русского ИСККОН вперед.

Наряду с образовательными программами очень популярными становятся большие национальные фестивали. Мне кажется, это хорошее сочетание. Раньше они проходили в Сухарево, а теперь в Дивноморске.

Что еще изменилось? Впервые приехав сюда, я заметил, что русские преданные весьма фанатичны. Но теперь они становятся все более уравновешенными и здравомыслящими, более зрелыми. Я думаю, мы идем в верном направлении. Хотя есть множество проблем. Ведь это материальный мир, тут ничего не поделаешь.

Размышляя над событиями 1998 года, я понял, что есть много вещей, много препятствий в нашей духовной жизни, о которых мы раньше не говорили. Я подумал, что нужно сказать об этом прямо, прояснить ситуацию. В результате появилась книга. Недавно я полностью завершил работу над ней, и к концу года она должна выйти в свет.

Корр.: Не могли бы Вы рассказать поподробнее, о чем она?

П.пр.: Основные моменты можно упомянуть. На мой взгляд, нам следует изменить подход к тому, как правильно строить общество преданных. Бхакти независимо. Оно свободно. Точно также преданный, который практикует бхакти, свободен и независим. Для того, чтобы бхакти должным образом взрастало, должна быть свобода, а также доверие.

Конечно, у нашей свободы всегда есть ограничения, потому что мы всего лишь дживы. Особенно много ограничений требуется в самом начале. Но по мере того, как происходит духовное продвижение, индивидууму требуется все больше свободы. Поэтому в нашу систему мы должны привнести как можно больше свободы. И это отличается от того подхода, который был у нас в прошлом. Особенно в России, где очень сильно влияние советского прошлого (“Ты начальник, я дурак”). Здесь явно недостаточно свободы и явно недостаточно доверия.

Несомненно, нам нужны руководители, нужна организация, нужен менеджмент, но все это должно опираться на свободу и любовь. Точно также как хороший учитель любит студентов, царь - подданных, муж - жену, гуру – ученика, руководители нашего общества, если они хотят, чтобы люди принимали их авторитет, должны любить своих подчиненных.

Корр.: Бхакти Тиртха Свами называет это культурой любви…

П.пр.: Конечно, это не романтическая любовь, как в каких-нибудь любовных романах. Она подразумевает, что мы заботимся о преданных, помогая им идти путем бхакти. В повседневном менеджменте необходимо сотрудничество, которое опирается на иерархию. Но эти иерархические отношения не должны заслонять принцип любви. А в основе любви всегда лежит свобода. Если я направлю на вас ружьё и скажу: “Любите меня”, слово “любовь” потеряет всякий смысл. Поэтому я начинаю с того, что все должно быть свободным, потому что без свободы нет любви. А любовь – это цель движения сознания Кришны.

Свобода также требуется в системе образования. В этой книге я очень подробно объясняю это. Она необходима, чтобы анализировать, рассуждать, чтобы понять философию. Не много пользы в том, чтобы нам забивали мозги всякими догмами. Однако на протяжении последних 10 лет догматический подход был у нас основным.

Я помню первое занятие на курсе “Бхакти-шастри”, когда я очень открыто начал обсуждать философию. Это привело к тому, что преданные, лидеры нашего движения, стали задавать очень много вопросов. Мы отвечали на них целых два часа. Прежде у лидеров не было возможности открыто обсуждать многие философские моменты и таким образом удовлетворить свое желание понять философию глубже.

Без открытого обсуждения обучающиеся никогда не смогут достичь третьего уровня в процессе образования – усвоения пройденного. Но если нет усвоения, не будет и творчества. А если вы не становитесь творцом, то окажетесь неспособны проявить себя, не сможете быть собой. Тогда Вы не разовьете вкус и не получите блаженства, следуя практике сознания Кришны.

Корр.: У меня на собственном опыте есть подтверждение этому. Как-то в Омск приезжал один преданный, Кришна Гопал прабху, который в свое время прошел курсы “Бхакти-шастри” в Сухарево. Он преподавал нам “Шри Ишопанишад” по экспериментальной системе, опираясь на свои оригинальные исследования. Я чувствовала восторг от этого постижения. Он говорил, что сам учится вместе с нами. Я никогда не занималась с таким удовольствием. Все, что было раньше, попадало, как правило, в разряд догматического преподавания. Но на этот раз я почувствовала, что “Шри Ишопанишад” открывается, я действительно проникаю в Него. Он просто живой! Это живое учение, живое существо. Но потом я очень расстроилась: Кришна Гопала прабху вынужден был уехать, так и не закончив занятия. Мое огорчение легко понять: в нашей сибирской местности острый дефицит образования. И уж тем более редкость – недогматический подход. Чем дальше на восток, тем меньше свободы... (Пурначандра Прабху смеется)

П.пр.: Размышляя над тем, что значит проявление себя как личности и в чем должна выражаться наша способность к творчеству, одну главу я посвящаю варнашрама-дхарме. Потом перехожу к обсуждению другой, не менее важной темы - роли эмоций в практике сознания Кришны. Эти две главы являются самыми длинными в книге. Я никогда не встречал подробных описаний, где давался бы столь тщательный анализ этого предмета.

Вслед за тем я касаюсь таких понятий, как институционализм, авторитарность и элитарность, показывая, как они влияют на наше общество. Я называю это “жидким мусором”. Вы его не видите, но чувствуете по запаху.

И, наконец, последние две главы я посвящаю описанию качеств характера и того, насколько важно их развивать, а также говорю о роли культуры в преданном служении. Поскольку раньше эти темы никогда подробно не обсуждались, я назвал свой труд “Неописанные препятствия на пути к бхакти”.

Корр.: Материал книги - российский?

П.пр.: Это относится ко всему ИСККОН. Но особенно актуально для России. Десять лет я прожил в Англии. И в книгу вошел также этот мой опыт. Я рассказываю не только о России. Затронутые мной проблемы я считаю фундаментальными, основными. Сначала я давал на эту тему семинары в 1999, 2000 и 2001 году. Я писал эту книгу 2 года, сейчас она редактируется и очень скоро выйдет в свет.

Теперь я больше сосредоточен на играх Кришны, на Враджа-лиле, Враджа-бхаджане, которые являются решением всех наших проблем.

Корр.: Мне кажется, это всегда было Вашей отличительной чертой. С самого первого приезда в Россию, сколько я Вас видела, Вы все время пели бхаджаны, связанные с Вриндаваном. Постоянно бхаджаны и постоянно Кришна-лила. Готовясь к Вашему приезду, мы уже знаем, чего ждать: обязательно будут истории о Кришне и бхаджаны, прославляющие Радху и Кришну, и настраиваемся на это.

Мне хотелось бы задать Вам еще такой вопрос: я обратила внимание во время Вашего пребывания здесь, в Омске, что некоторые преданные, особенно начинающие, слушают Кришна-лилу с большим энтузиазмом, можно сказать, почти в экстазе. Но другие делают это просто из чувства долга. У них нет никакого влечения ни к Кришне, ни к Его играм. Вкус отсутствует. Почему? Может быть, эти преданные редко слушают? Или много анартх в сердце?

П.пр.: Да, правда, анартхи лишают нас вкуса к Кришна-катхе. Но не обязательно в этом причина. То, что у человека не возникает вкуса, может быть и своего рода каким-то мистическим фактом. Нельзя указать пальцем, что именно приводит к такому эффекту. Я думаю, у разных людей причины могут быть разными. Но Кришна-катха – это лекарство. Мы больны желтухой материального существования, поэтому, слушая об играх Кришны, не ощущаем вкуса или даже чувствуем горечь. Но если слушать снова и снова, эти повествования, подобно леденцам, вернут нам вкус к сладкому.

Как-то раз в одной русской деревне на лекцию ко мне пришла бабушка. Когда лекция закончилась, она стала задавать мне вопросы: “Каждый вечер, когда я читаю “Источник вечного наслаждения” и дохожу до танца раса, со мной начинают твориться странные вещи”. Я спросил: “Что за странные вещи с Вами происходят?” Она сказала: “Иногда я плачу, а порой мое тело начинает трепетать, дрожать. Уж не стала ли я сахаджией? Может быть, мне нужно перестать читать книги?” “Нет-нет, - возразил я, - ни в коем случае! Вы должны продолжать. Это замечательно, просто здорово!”

Очень простая деревенская бабушка. Она никогда не была в Индии, у нее нет всего комплекта “Бхагаватам”, но она  проста и мягкосердечна. Читая “Источник”, написанный Прабхупадой, она проникается очень сильным чувством. Если человек бесхитростен и чист сердцем, он может получить огромное благо просто от воспевания Харе Кришна, чтения “Бхагавад-гиты”, “Шримад-Бхагаватам” и “Источника вечного наслаждения”.

 

Подготовила Тришакти деви даси

 

 

ВИГЬЯНА

 

Урок

 

 

Дорогие преданные, Гуру Махарадж попросил меня рассказать вам историю о том, как он и Радханатх Махарадж меня перевоспитывают. Гуру Махарадж считает, что это важно и полезно знать всем вам, как ученикам. Желаю провести приятно время за чтением.

 

Как вы знаете, Гуру Махарадж не любит, когда кто-то из его учеников оправдывается, если сделал что-то не так. И вообще, это относится к любому случаю, когда  имеют место отношения со старшими.

Радханатха Свами также воспитывает преданных в Радха Гопинатха Мандире (Чоупати). Поэтому мне и досталась огромная удача тренироваться не оправдываться. А Махараджи на мне проверяют,  насколько трудно дается трансцендентное воспитание в век Кали.

Началось все с того, что я вместо обычных (стандартных) овощей на пару добавил туда зеленую папайю. (Решил поспекулировать немного). Когда Гуру Махарадж спросил меня: «Что это такое?», я начал было оправдываться, видя, что эксперимент неудачный: «Так в Бенгалии готовят сабджи. Это очень полезно, и Прабхупада рекомендовал лечиться от желтухи зеленой папайей». Гуру Махарадж ответил: «Но у меня нет желтухи?!» Тогда я сказал, надеясь как-то сгладить ситуацию: «Зато для печени очень полезно». На что уже Радханатх Свами ответил, проливая на меня свою сладкую милость: «Ты почему оправдываешься перед духовным учителем? Перед духовным учителем ученик должен чувствовать себя полным дураком! И никогда не оправдываться».

И тогда я спросил: «А как быть, если ученик прав и хочет лишь разъяснить детали, не оправдываясь?»

Радханатх Махарадж: «Если Гуру говорит, что ты не прав, ты должен считать себя глупцом, и ни в коем случае не доказывать, что не сделал ошибки! А если дело обстоит так, что тебя не обвиняют, но ты хочешь сказать, что что-то не так, и будет лучше, если сделать по-другому, то смиренно скажи. Дать информацию, и оправдываться – разные вещи. И будь готов к любому ответу».

На следующий день я уже старался изо всех сил думать, перед тем как что-то сказать. Но оказалось этого мало. Надо еще уметь правильно отвечать, когда тебя хвалят.

Радханатх Махарадж сказал: «Что-то я заметил, что ты оправдываешься, только когда тебя ругают, а когда хвалят - ни разу!»

Тогда я спросил: «А как правильно говорить в этой ситуации?»

Радханатх Махаража: «Среди вайшнавов мы никогда не защищаем себя, когда нас обвиняют даже в том, чего мы не делали. А когда нас хвалят - всегда надо так сказать, чтоб перенаправить заслугу к кому-то другому». И рассказал историю про Госвами Вриндавана.

«Как-то давно Джива Госвами решил заступиться за репутацию Рупы Госвами, которого оскорбил один пандит, получив от него грамоту, что победил его в споре. (Рупа не хотел терять время на пустые разговоры, и подписал бумагу о поражении). Когда Рупа Госвами узнал, что Джива пошел за этим пандитом, долго спорил с ним, и, в конце концов, разбил его в пух и прах, то он очень расстроился, и, вызвав Дживу Госвами, строго отчитал его: «Ты зачем с ним спорил? Твоей целью было только лишь завоевать мирской почет и прославиться среди материалистов! Таким, как ты, нет места во Вриндаване! Убирайся прочь!»

Сам понимаешь, Джива Госвами имел мотивы, полностью лишенные корысти, – он лишь хотел служить своему гуру. И, несмотря на все это, он ни на мгновение не захотел оправдываться, а сразу принял вину на себя: «О, я такой материалист, я совершил такой проступок, я должен немедленно отправиться и совершать аскезу где-нибудь в отдалении. Мой гуру ПРАВ!!!»

Затем, после долгого времени, Санатана Госвами заступился за Дживу, обратившись к Рупе Госвами со словами: «Ты нарушаешь одно из трех важных правил, оставленных нам Господом Чайтаньей: 1) нама-ручи, 2) вайшнава-сева, 3) джива-дойа», напоминая тем самым, что Джива Госвами, сидя в яме несколько месяцев и повторяя мантры без еды и воды, уже почти оставил тело.

Из этой истории ты видишь, что, даже не делая ничего неправильно, Джива Госвами не оправдывался, когда его обвинили, и это тебе пример!»

После этого меня стали тренировать. Вот уже три дня, как я учусь, когда неправ и поправлен, соглашаться с ошибкой немедленно (в течении одной секунды), а если похвалили, то сразу сказать, что на самом деле это был не я, а Гуру Махарадж (в каждом случае по ситуации).

Как, например, сегодня. Я подал Радханатхе Свами на завтрак йогурт, и сказал, что он простой, без сахара и фруктов. А оказалось, что немного сладкий. Когда Гуру Махарадж, увидев это, сказал мне: «Ты почему дал Махараджу йогурт с ванилином, а сказал что простой?!!!!!», то у меня в уме сразу появилось четыре вполне хороших оправдания. Например, «я прямо в магазине нашел человека, который понимает на местном и на английском языке, и он 15 минут перебирал в супермаркете все виды йогуртов, чтоб найти мне чистый, и нашел, но он оказался чуть-чуть сладкий. Я же не специально все устроил?!» НО пришлось мне проглотить все эти оправдания, и сказать прямо правду: «Я его обманул. Простите, пожалуйста!»

На это Радханатх Махарадж одобрительно улыбнулся и сказал: «Ничего, просто мы тебя проверяем». Тест прошел успешно.

А когда меня хвалят, то внимательно смотрят в мою сторону, и у меня есть три секунды, чтобы придумать правильное оправдание: «Это потому что ВЫ мне так сказали сделать, сам бы я не додумался», или «Если бы Шьяма Сундара меня не научил готовить, не получилось бы...»

Махарадж: «Молодец, Савьясачи».

Савьясачи: «Все благодаря ВАМ, Махарадж, Вы меня научили!»

Махарадж: «Правильно отвечаешь, здорово...»

Савьясачи: «Вы обо мне думаете лучше, чем я есть...»

 

Вот такая история. Надеюсь, что кому-то она поможет в жизни преданного. Кому-то напомнит то, что уже позади. А кому-то даст понять, что еще впереди.

Слуга всех слуг,

Савьясачи дас

 

 

ВАЙШНАВА-СЕВА

 

НАМАРУПА

 

 

Намарупа д.д. – Наталья Владимировна Фаворова, преподаватель сельхозинститута, ушла на пенсию по инвалидности. Она присоединилась к движению в 91г. В 92г. у нее на квартире был организован первый ашрам матаджи – Кавери, Ями, Тришакти и она, а также маленькая Гауранги, дочь Тришакти. Матаджинский ашрам – это всегда трудно, но сказывался энтузиазм тех лет, отмеченных удивительным духом проповеди, поэтому все жили дружно. Никто не знал о том, что Наталья Владимировна тяжело больна.

Началась весна, которая привела к обострению болезни. Обычно такие больные нуждаются в уединении и покое, в щадящем режиме и определенном общении. Когда у Натальи Владимировны начались приступы шизофрении, это вызвало растерянность. Никто не был готов. Ашрам распался, ее удалось поместить в больницу, навещали, приносили прасад... Так все и происходило, год за годом: болезнь отступала – сознание Кришны, новая волна – больница. Но удивительными качествами этой преданной всегда были искренность, открытость, доброта, стремление к общению с преданными – она всегда охотно давала приют тем, кто нуждался в жилье; посещала воскресные программы, нама-хатты. Еще одной отличительной особенностью ее было то, что она была ищущим человеком, у нее было неутолимое желание понять науку сознания Кришны. Она всегда стремилась служить всем, чем могла. Необыкновенным было в ней глубокое понимание  и искреннее служение Туласи Махарани – у нее сразу росло их несколько, и были они просто огромными и прекрасными.

В 98 г. Наталья Владимировна сдала вопросы на первую инициацию, но так как ее положение было особенным – из-за болезни она не всегда читала джапу и не всегда соблюдала принципы - Манибандха прабху обратился за советом к духовному учителю - Ниранджане Свами, который увидев в ней необыкновенную искренность, проявил сострадание и дал ей посвящение. Она получила имя Намарупа деви даси (всегда, в каком бы состоянии она ни находилась, она молилась святому имени и напевала его). После инициации она какое-то время служила Божествам, но потом что-то с ней стало происходить (очевидно, после инициации было особенное обострение болезни) – она прекратила посещать храм, стала ссориться с преданными, а потом совсем перестала общаться. Позже пошли слухи, что она стала ходить на собрания какой-то христианской общины… А потом неожиданно пришло письмо от нее, из интерната для душевнобольных.

 

Дорогой Гуру Махарадж!

Я сейчас живу в интернате. Полтора года я провела в психбольнице, ожидая очереди в интернат. У меня нет родственников, поэтому меня поместили сюда, хотя сейчас я в нормальном состоянии.

Но читать 16 кругов я сейчас не могу, что-то делается с головой, так болит, что не могу продолжать чтение. Из-за болезни (когда у меня было обострение) я испортила инициационные четки, которые я хранила как “зеницу ока”.

Ваша Божественная Милость, если бы Вы знали, как я хочу умереть. Я хотела покончить жизнь самоубийством, но в последнюю секунду подумала, что утяжеляю плохую карму следующей жизни. Так вот случилось, что я выздоровела от рака, чтобы попасть в интернат.

Я очень люблю мир Сознания Кришны. Ваша Божественная Милость, умоляю Вас, не отказывайтесь от меня. Я понимаю, что я никчемная ученица, но я стараюсь что-то делать, то что можно делать в моих условиях.

Еще на обед дают мясо. Приходится есть. Немного дают, но подлив и бульон на мясе. Иначе я останусь голодной. Ум очень беспокоится, чтобы поесть.

Ваша Божественная Милость, помогите мне хоть чем-нибудь. Что мне делать, как жить в моем случае?

Предлагаю свои почтительные поклоны.

Ваша ученица Намарупа д.д.

 

Все знают о том, что Шрила Ниранджана Свами - удивительно чуткий, понимающий и заботливый духовный учитель. Он всегда очень переживает за своих учеников (не только за своих, но и за всех преданных, которые обращаются к нему со своими проблемами) и готов помочь им.  Своей чистой любовью он согревает сердца всех. Он украшение общества преданных. Его ответ Намарупе д.д., представленный ниже, раскрывает истинные отношения духовного учителя и ученика.

 

Дорогая Намарупа деви даси,

Прими, пожалуйста, мои благословения.

Слава Шриле Прабхупаде!

Спасибо, что пишешь и рассказываешь мне – пусть даже немного – о себе. Во время моего прошлогоднего визита в Екатеринбург я спрашивал преданных, знают ли они что-нибудь о тебе. Но я не смог получить ответ. Теперь твое последнее письмо объясняет, почему преданные ничего не знали о твоем местонахождении.

Я понимаю, тебе, должно быть, очень трудно в нынешнем положении. Ты пережила определенные личные трудности, потом тебя поместили в больницу. Но теперь, похоже, Кришна пришел к тебе в форме памятования Его имени. Мне хочется поделиться с тобой выдержкой из письма, которое я недавно написал одному преданному:

“…Хотя многие (преданные) на какое-то время могут отклониться от цели, Кришна не забывает их. Кришна никогда не забывает служения, совершенного Его чистыми преданными. Он протянет им руку, используя в этом даже людей, не обладающими должными качествами, как, например, меня, чтобы напомнить о том, что Он не далеко от них. Он всегда присутствует в Своем имени.

Когда “спящий” преданный пробуждается, благодаря волшебному прикосновению присутствия Господа, снова заполнившего его сердце, он вспоминает удивительные чувства, которые он испытал, когда впервые пришел в соприкосновение с Кришной. И он захочет испытать это снова, но на этот раз более полно, чем в прошлом. Это пробуждение и стремление к Кришне сделают преданного ценным инструментом в служении миссии Господа Чайтаньи, так как это именно то настроение, которое Господь Чайтанья Сам приходит распространить по всему миру. Это настроение страстного стремления к Кришне, чувство разлуки с Ним, испытываемые самыми возвышенными преданными во Врадже”.

Так что, пожалуйста, помни Святые имена Кришны. Даже если ты не можешь повторять 16 кругов, даже если ты не в состоянии воспевать вслух, в своем уме помни об имени Кришны. Повторяй Его имя снова и снова, как можно больше, и Кришна, безусловно, поможет тебе преодолеть все препятствия, связанные с твоим нынешним положением.

Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.

Остаюсь твоим доброжелателем, Ниранджана Свами

 

Эта история поразила преданных, и они откликнулись на ее мольбу о помощи: ей выслали книги, Кришна-дживани д.д. посылала ей прасад, Ванамали прабху и Тришакти д.д. стали переписываться с ней. Сейчас ученики Ниранджаны Махараджа думают о том, как оформить над ней опекунство, перевезти ее поближе и одарить ее любовью и заботой, которой жизнь обделила ее.

 

Пожалуйста, дорогие преданные, будьте внимательны друг к другу и дорожите каждым мгновением сознания Кришны!

Подготовила Татьяна Дегтярева

 

 

ИСПОВЕДЬ

 

* * *

Никто не станет отвергать то, что сострадание должно быть основано на духовном благе. И каждый из нас нуждается в нем бесконечно. Другой вопрос, как оно проявляется, это самое духовное благо, всегда ли это только одно лишь знание. А может все-таки это понятие гораздо шире и включает в себя, например, моральную поддержку, взаимопомощь и чуткость к тому, кто рядом, к тому, кто в этом нуждается, даже если он молчит, замкнулся и страдает. Молчит, потому что боится осуждения, ведь вайшнав всегда должен излучать радость. Приходится справляться в одиночку, потому что окружающие инстинктивно сторонятся тех, кому тяжело: зачем лишние проблемы – своих много, энергетика плохая и всякое такое, да и вдруг сам еще падать начнешь. Нет, уж лучше подальше, и сохрани меня Бог подать руку ближнему, страшно: вдруг за собой потянет, да и опять же, что люди-то скажут, ведь дурное общение может заразить. Тама-гуна все это, а мы к саттве стремимся. Нет, нет, лучше я буду благополучно прогрессировать в духовной жизни среди таких же благополучных. Зачем мне портить свое хорошее настроение чужим плохим? И кто-то остается наедине с собой, и ему кажется, что он потерял Бога, куда-то исчезло стремление служить, нет радости общения с преданными. Все вокруг заняты собой и своим служением, мимоходом спрашивают: как дела? Ответа не ждут, зачем он нужен? Ответ думать заставит, не хватало еще. Поэтому и слышим чаще то, что хотим: все хорошо. А если вдруг наоборот кто-то рискнет сказать, то побыстрее бросаем: ничего, Кришна все устроит. И бежим дальше, ведь так много надо успеть сделать для Кришны, столько вокруг интересного. Что для нас чей-то угрюмый вид, это его проблемы, мы знаем твердо, что это внутреннее восприятие, значит, пусть меняет свое дурное умонастроение на хорошее, сказал же кто-то: хочешь быть счастливым – будь им! Кто мешает? В связи с этим вспоминаются слова: только святые и дураки могут быть счастливы в этом мире, а мы не святые и не совсем дураки, то как же нам-то? Трудно почувствовать удовольствие от каждой текущей минуты, от каждого исчезающего мгновения. Мы сознаем, что надо правильно использовать время, то есть полностью занять его служением и желательно таким, которое приносило бы удовлетворение нашей природе. Даже если служение не всегда согласуется с нашими желаниями, мы все-таки бываем довольны, когда видим, что смогли быть полезными преданным. Но когда наступает мрак изнутри, где-то глубоко, тогда мы чувствуем себя ненужными и себе и всем вокруг, мы не можем  ничего делать и не хотим, потому что не в силах преодолеть себя. Тогда на нас выжидательно смотрят со стороны: выкарабкается или нет. Если затягивается, то это уже надоедает, тогда махнут рукой: его право выбора. И все. А Шрила Прабхупада сказал, что гораздо важнее сохранить наших людей, чем привлекать новых. Всегда ли мы помним об этом? Нет, мы помним больше всего всего о себе самом. Но надо знать, что “если где-то звонит колокол, то он звенит и о тебе”. Нам необьяснимо плохо и мы страдаем еще из-за того, что так бесполезно и кощунственно уходит время, время, из которого соткана наша жизнь. Тогда нам необходима чья-то поддержка и просто ободряющий взгляд. Действительно искренний и участливый, а не мимолетное: а, все будет хорошо! Кришна лучший и единственный друг. Да, мы помним об этом, даже если мы не с Ним, Он всегда с нами. Но Он также проявляется и через нас. Что стоит нам быть немного теплее друг к другу в этом неуютном мире, может, тогда мы не чувствовали бы себя такими обездоленными? И были на самом деле, а не на словах – одна семья. И тогда надежда не оставляла бы нас.

“Когда мрак нисходит на вас, скажите: этот мрак – еще нерожденный рассвет”.

Нуртазина

 

 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

 

МНИМЫЙ КРАХ

 

 

ПРЕДАННОГО

 

 

Ознакомившись с вышенаписанными статьями, читатель может задаться вопросом: «Почему же Господь подчас не оказывает должной защиты Своим преданным, обрекая их на страдания в этом мире? Каким-то образом еще можно понять мучения материалистов, т.к. причиной их несчастий является ведомый ими греховный образ жизни. Ну, а преданные (что подразумевает – «предавшиеся Господу»), почему же они вынуждены «несправедливо» страдать?». Вопрос этот может волновать как новичка, столкнувшегося с первыми, остужающими его пыл, проблемами, так и преданного со стажем, вдруг осознавшего присутствие определенной трудности в своей духовной жизни и не могущего с ней справиться.

Сей участи не избежала и ваша покорная слуга. В определенный период жизни очень трудно было понять, почему Кришна не позволяет «задействовать материальные желания в преданном служении» и что Он хочет сказать Своим отказом. Возникший стопор в духовной жизни, потеря энтузиазма и вкуса, отчаяние, депрессия… Полный набор неизменных атрибутов гуны невежества. Окидывая затуманенным взором находящихся вокруг преданных, с удивлением обнаружила, что таких, как я, не так уж и мало. Некоторые могут находиться в подобном состоянии даже целые годы. По разным причинам (а, может, по одним и тем же?) у преданных возникает ощущение топтания на месте, сомнение в способности совершать духовный прогресс и даже сомнение в самом процессе сознания Кришны.

И хоть подобное состояние трудно было назвать комфортным, не было сил, чтобы из него выбраться (даже на то, чтобы начать молиться). Несмотря на все это, Кришна, кажущийся таким далеким, жестоким и вообще несуществующим, с самых первых дней сего «возвышенного» состояния посылал мне все необходимые источники информации, где подробно, во всех деталях разъяснял мне суть моих проблем и Свою Высшую волю.

Вот, что я узнала:

«Несчастья, посылаемые преданным Господом, отличаются от несчастий, посылаемых как результат безнравственных поступков».

«Даже такие великие полубоги, как Брахма и Шива, не могут разгадать плана Господа. Так что же можем знать о нем мы? Бессмысленно даже задаваться вопросами об этом… Самое лучшее – просто беспрекословно повиноваться воле Господа».

«Поэтому долг преданного – безропотно терпеть все страдания, посылаемые ему Господом, и принимать их как Его благословения… Чистый преданный видит в несчастиях благословение Господа. Между тем и другим нет никакой материальной разницы, ибо Господь абсолютен».

Господь говорит: «Я создаю трудности своим преданным, и, преодолевая их, преданный очищается, обмениваясь со Мной трансцендентной бхавой».

«Кала (вечное время) тождественна Самому Господу, поэтому влияние калы выражает непостижимую волю Самого Господа. Когда ни один человек не в силах повлиять на ход событий, то для скорби нет причин». (Ш.Б. 1.9.13-17)

Также в это время мне попал в руки «Дневник сражающегося садхаки» Партха Саратхи Прабху, и вот какие наставления я получила от этого удивительного вайшнава:

«…Быть уступчивым – значит соглашаться без возражений; уступчивость – это качество несопротивляющихся и поддатливых… Для преданных очень важно развить это качество - уступать и соглашаться с волей Гуру и Гауранги без возражений. Кришна исподволь делает что-то, а мы затеваем борьбу… Это неправильно, нечестно, несправедливо, это наш протест, мы не согласны с Высшим планом Кришны… но независимо от того, возражаем мы или нет, план Кришны нельзя ни предотвратить, ни изменить... Могут быть какие-то возражения, но когда все становится ясно: такова воля Господа, нам остается подчиниться ей, отбросив все свои амбиции. Где мера нашего протеста?.. Мы можем посоветоваться с другими преданными и таким образом найти золотую середину.

…Что толку возмущаться, ныть или сопротивляться?.. все равно ничего не изменится… уж лучше плыть по течению… Будь я хоть чуточку смиреннее, мне было бы легче принять эти трудности; смирение означает ощущение своего ничтожества, сознание своей недостойности… Если бы я в самом деле считал себя недостойным, то смог бы с благодарностью принять все перемены в своей жизни…

…Если смотреть на все глазами материалиста, это приведет к психическому расстройству… Тревоги, страх, депрессия, беспомощность, несправедливость. Единственный способ понять события, происходящие в материальном мире, - смотреть на них через призму знания (джнана-чакшуша). Что касается преданных, Кришна лично устраивает все, что случается с ними в материальном мире. Случайно не происходит абсолютно ничего. В силу собственной ограниченности, мы все видим однобоко, но с реальной точки зрения, Кришна Сам движет Своими возлюбленными преданными, поэтому они находятся в более благоприятных обстоятельствах… Без позволения Господа не шолохнется и травинка… Все, что происходит, устроено непосредственно Господом… Вот что значит Верховный Владыка, с которым нужно просто согласиться и быть довольными…

…Поражают трудности, через которые Кришна заставляет пройти своего преданного, но это лишь затем, чтобы научить нас чему-то более высокому… «Величие человека проявляется в его способности терпеливо сносить груз обстоятельств». «Говорится, что величие человека проявляется в несчастье».

…Это очень успокаивает, если мы знаем, что у нас есть близкий друг, который является нашим благожелателем и заботится о нас. В материальном мире, когда юноша и девушка привлекаются друг другом, они чувствуют эйфорию. Они опьянены общением друг с другом и хотят быть вместе всегда. Те же самые чувства можно испытать и к Кришне. Живое существо может относиться к Кришне как к своему совершенному Господину, близкому другу, родителю или же возлюбленному. Преданный может отдать Кришне все, и никогда не будет обманут. Однако в материальном мире нас всегда обманут, если мы отдадим свое сердце кому-нибудь другому.

…Принимая это тело как неудачную сделку, мы должны довольствоваться тем, что у нас есть, и использовать это в сознании Кришны. Вместо того, чтобы скобить и проклинать злую судьбу, мы должны оставаться позитивно настроенными, реалистичными и попытаться извлечь наибольшую выгоду из этого никчемного тела, чтобы практиковать сознание Кришны.

…Беспокойства ума и страх могут служить импульсами к побуждению принять прибежище у Кришны. Если наша жизнь в материальном мире слишком удобна, то мы больше не будем чувствовать того разочарования, которое необходимо для того, чтобы взывать к защите у нашего Всевышнего любящего друга – Господа Кришны. Материальное существование – это тюрьма, и здесь ничто не может доставлять наслаждения. Скорее наоборот, жизнь здесь должна научить нас тому, как больше не возвращаться в эту тюрьму.

…Когда происходит то, что нам не нравится, мы тут же вопрошаем о верховном контроле Господа: воистину ли Он наш лучший друг и благожелатель, или все эти беспокойства исходят из другого источника? Шрила Прабхупада говорит, что преданный должен быть выше всех сомнений. Как вайшнавы мы должны быть уверены, убеждены, не имея никаких сомнений, что мы всегда, при любых условиях находимся под защитой Господа. Он является нашим руководителем, но, тем не менее, мы иногда попадаем в ситуации, которые «внешне кажутся трудными и полными разочарования для преданных» (ШБ 1.18.28 ком.). Все эти переживания предназначены для того, чтобы избавить нас от телесной концепции жизни и увеличить нашу зависимость от лотосных стоп Кришны. Когда преданный действительно понимает, что он сидит на коленях Кришны, и все происходит только с санкции Кришны, тогда он может смеяться в самых страшных несчастьях, даже перед лицом надвигающейся смерти».

Яснее, на мой взгляд, не объяснишь. Такова беспредельная милость Господа. Получив эти глубокие наставления, я робко сделала небольшой шаг в сторону Кришны, точнее, шажок в сантиметр длиной. В ответ Господь пролил еще больше милости – и это было еще большим откровением – реальное общение с удивительными вайшнавами, которое окончательно очистило мое сознание от ненужного бремени. Уважаемые преданные, со всей устремленностью в сердце ищите общества возвышенных вайшнавов, во всеосвежающей мудрости наставлений которых можно омыть свой разум от материального осквернения!..

Но я слышу ропот тихих голосов: …где же их взять… повальный имперсонализм… никому ни до кого нет дела… многие преданные страдают от одиночества… Моему уму звук этих голосов очень хорошо знаком.  Обычно мы слишком чувствительны к замечаниям и критике других преданных, и особенно много обид возникает, когда до твоего служения никому нет дела, и никто его не ценит. В связи с этим - небольшая история, которую рассказала Мадхурья Кадамбини д.д., ученица и слуга Рохини Суты Прабху.

В некоем городе преданные не побеспокоились должным образом о билетах на самолет для Махараджа и его слуги. Более того, они проявили «чудеса персонализма», когда в аэропорту попросили слугу перевести Махараджу, чтобы он быстрее определялся, куда же он все-таки летит, а то за стоянку автомобиля с них потребуют 50 рублей. Слуга не решилась перевести подобное Махараджу, но все же он был очень недоволен. Уже находясь в самолете, Махарадж сказал ученице: «Человек даже в очень большой организации мало кому нужен, и так получается, что каждый живет сам по себе, и это очень редкий случай, когда можно получить какую-то благодарность за свою деятельность. Поэтому если человек делает что-то, то нужно это делать просто для Господа и, что называется, из любви к искусству, потому что тебе это нравиться делать. И не ожидать, что ты что-то получишь взамен за те усилия, которые прилагаешь. Кришна в любом случае в сердце каждого, Он увидит все, и нужно просто выполнять свое служение и научиться быть честным с самим собой».

Если подобные случаи происходят с Махараджами, то что говорить о нас? Кришна хочет от нас, чтобы мы были бескорыстны в своем служении Ему, потому Он будет устраивать нам подобные аскезы.  Что до имперсонализма в быту, думаю, нужно начать с себя – учиться самому быть личностным и внимательным к окружающим… А развить это поможет лишь личностное обращение к Святому Имени…

Кришна всегда заботится о нас, проблема лишь в том, что мы имеем свое представление об ожидаемой нами заботе. Но Кришну не привлекает то, когда преданный что-то требует, Его привлекает лишь кротость и смирение… Страдания, через которые Кришна заставляет нас пройти, – это тоже проявление Его заботы, ибо Он не хочет награждать нас временными дарами удобного существования, Он хочет одарить нас нечто более высшим – возможностью очиститься,  чтобы мы могли войти в Его вечный мир.

Напоследок три цитаты возвышенных вайшнавов в качестве итога и пищи для размышлений:

«Счастье в обычном понимании этого слова принадлежит либо будущему, либо прошлому. Это означает стремление: «Если я получу что-то, то я буду счастлив». Но достижение такого счастья означает, что я счастлив лишь в какой-то момент - в момент получения этого счастья. Все же остальное время - до этого момента и после него - я несчастлив. Как только я обретаю счастье, как тут же оно становится прошедшим. Оно происходит одномоментно, все остальное время человек либо стремится к нему, либо сокрушается о нем. Таким образом, человек не может быть счастлив. Истинным же счастьем является внутренняя удовлетворенность, независящая от обстоятельств. Это счастье в гуне благости. Тогда как страсть и невежество означают, что мы ждем чего-то от будущего и сокрушаемся о прошлом. Поэтому, если мы удовлетворены, мы находимся под защитой Господа, и тогда при любых обстоятельствах мы всегда будем чувствовать счастье». (Бхакти Видьяпурна Свами)

«Мы все обучаемся в неформальной круглосуточной школе, именуемой Жизнь. Каждый день, проведенный в ней, предоставляет возможность извлечь уроки. Не имеет значения, нравятся они нам или же мы считаем их тупыми или неуместными. Ошибок не бывает, есть только уроки. Развитие – это дело проб и ошибок, экспериментирования. Провалившиеся эксперименты – это тоже часть процесса, т.к., в конечном счете, опыт удастся. Один и тот же урок будут преподносить в разных формах до тех пор, пока он не будет усвоен, и тогда мы перейдем к следующему уроку. Обучение никогда не кончается, и в жизни нет периодов, которые не содержали бы уроков. До тех пор, пока мы живы, мы будем получать уроки, которые надо будет усвоить. Другие – это просто твое отражение. Ты не можешь любить или ненавидеть в другом человеке то, что ты не любишь или ненавидишь в себе. Ответы на вопросы – внутри тебя. Лишь надо слушать, смотреть и доверять». (Рохини Сута Прабху)    

«Любое живое существо, которое соприкасается с миссией Чайтаньи Махапрабху, очень удачливо и достигло высшего положения своего существования. Даже если кто-то случайно соприкасается с маха-мантрой, он получает огромные благословения. Что же говорить о том, кто сознательно повторяет святое имя Господа, следует регулирующим принципам и принимает активное участие в проповеднической миссии? Такие личности могут достичь наивысшего блага. Даже тем членам ИСККОН, которые не отличаются стабильностью, гарантировано возвращение назад домой к Богу, если не в этой жизни, то, по крайней мере, в ближайшем будущем. Все трудности, существующие в ИСККОН, совершенно незначительны в сравнении с перспективой в ближайшем будущем вернуться назад домой к Богу. Говоря о «ближайшем будущем», я имею в виду, что серьезные преданные смогут достичь этого высшего предназначения уже в этой жизни. Другим, вероятно, понадобится еще две или три жизни. Учитывая то, что мы тысячи жизней находились в обусловленном состоянии, возможность вернуться домой к Богу всего лишь после трех жизней – на редкость великая удача. Когда мы думаем об этом удивительном благе, то все беспокойства и страдания становятся незначительными. На самом деле все является благоприятным. Сложность состоит в том, что в процессе деятельности иногда мы теряем из вида цель, попадаясь в ловушку насущных проблем». (Партха Саратхи Прабху)

Сарванга Сундари даси

 

 

УЛЫБКА

 

Дневник неофита

 

1. Джапа

Новую жизнь я всегда начинаю м понедельника. Так уж повелось. Вот и свою духовную практику я решила начать тоже с понедельника. В четверг запланировала, а в понедельник начала. Пятницу, субботу и воскресенье морально готовилась: купила четки, сшила мешочек и представляла себя в позе лотоса. Несколько раз перебирала в руках четки, считала бусинка, вдруг их не 108, а 107 или 109. Как-то не хочется, чтобы было больше или меньше, все-таки настроилась на определенное количество. Еще, конечно, не настроилась, еще не могу понять – много это или не очень, трудный это процесс или не совсем. Но люди добрые, т.е. преданные, сказали, что получу нектар по высшему разряду. Надо только сконцентрироваться, договориться с беспокойным умом, чтобы он, хотя бы на время джапы, взял отпуск.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Чтобы как-то сосредоточиться на божественных звуках мантры, мысленно представляю себе чудесного пастушка с волшебной дудочкой, возле которого, томно прикрыв веки, возлежат два белых теленка. Из-за деревьев игриво выглядывают юные гопи, переглядываются друг с другом, явно что-то задумав. Ага, понятно, они хотят незаметно подкрасться к удивительному пастушку. Какая идиллия… Харе Кришна Харе Кришна… Странно, у одной из гопи очень знакомое лицо, и совсем не молодое, и совсем не приветливое. И явно чем-то недовольное. Ба! Да это же моя мама! Ну точно, я совсем забыла ей позвонить. Теперь придется оправдываться… Рама Рама Харе Харе… Милая моя мама, я обязательно тебе позвоню и, может быть, даже приеду в гости… Кришна Кришна Харе Харе…

Продолжаю внутренним взором следить за ходом событий. Мамы среди гопи уже нет, значит она поверила мне, что я приеду к ней в гости, и решила покинуть место событий, да к тому же возраст не тот, чтобы проказничать на полянке. Юный Кришна играет удивительную мелодию. Он как будто бы не замечает происходящее за Его спиной. Но вот гопи со счастливыми лицами подкрались к пастушку и с таким восторгом стали осыпать Его цветами, что этот цветочный дождь по мгновенному желанию Кришны превратился в удивительный птичий хоровод. Птицы совершали свои невообразимые пируэты в воздухе, вызывая неподдельный восторг юных гопи и мой тоже. Надо же, в какие заоблачные дали может унести меня беспокойный ум. Я верю, что когда-нибудь смогу, отринув наносное, полностью погрузиться в удивительные звуки святого имени, а пока мой палец наткнулся на бусину Кришны – значит закончился один круг. Это пока моя норма. Не хочу форсировать события, потому что удивительная жизнь только начинается.

Харе Кришна!

23.10.02

2. Утреннее омовение

Решила приступить к новому этапу своей духовной практики. Только не знаю, с какого именно понедельника начать – воду-то горячую до сих пор не включили, отопление тоже, на улице тепле, чем дома. Но делать нечего, и я, совершая неимоверные усилия, вытаскиваю себя из-под теплого одеяла. Зубы отплясывают чечётку, волосы потихоньку встают дыбом, медленно, с чувством какой-то обреченности направляюсь в ванную. В глазах еще теплится надежда – а вдруг? Бесполезно – вода ледяная. В состоянии прострации вижу, как мое тело набирает в тазик воду, толкает туда кипятильник и ждет начала нового этапа своей жизни. Чтобы время даром не терять, представляю себя на берегу Лазурного моря: будто бы ноги мои млеют от горячего песка, а я с полным блаженством подношу к губам бутылочку кока-колы… Да-а, блаженства никакого, – тогда чашечку горячего чая, лучше с мёдом. И за какие такие великие подвиги сослали меня в Сибирь? Видно, много наследила у Лазурного моря… Стоп! Надо немедленно гнать от себя подобные мрачные мысли; как говорят преданные, радуйся тому, что есть. Придется радоваться. Во-первых, родилась в Сибири, а не на Чукотке, во-вторых, вода хоть и ледяная, зато из крана, а не из проруби, в-третьих, …, а в-третьих, вода уже согрелась, от пара в ванной стало тепло. Ура! Духовный прогресс продолжается.

Харе Кришна.

28.10.02

3. Путь к вегетарианству

Это же надо такому случиться! Именно сегодня, когда я собиралась стать вегетарианкой, милая моя мама, вечно переживая за нас, привезла нам аппетитные куриные ножки. И теперь лежат они передо мной и мозолят мне глаза. Сижу я и думаю – съесть их сейчас, а потом стать вегетарианкой, или, собрав волю в кулак, засунуть их обратно в морозильную камеру и не открывать ее больше ни-ког-да. Пока я решала непосильную для себя задачу, в дверь постучали, и решение пришло само собой – предмет мучений быстренько вернулся на своё законное место. Подходя к двери, успела сделать счастливое лицо и приветливую улыбку. На пороге оказался давний друг нашей семьи. Побеседовав с гостем и напоив его чаем, я широким жестом, как бы от чистого сердца, сунула ему в руки эти несчастные куриные ножки. Видя, как глаза гостя стали медленно округляться от удивления, я гордо заявила, что стала вегетарианкой и ему советую поступить также. Прочитала небольшую лекцию о вреде мясоедения и преимуществах травоядного существования. Гость из вежливости кивал головой, а сам старался как можно скорее покинуть наш гостеприимный дом, чтобы поскорее затолкать этот чудом оказавшийся в его руках небесный дар в свою морозильную камеру. Позже я поняла, что лекцию читала не для гостя, а для себя, потому что еще очень долго по ночам меня преследовали ножки, сосиски, котлетки и многое из того, что мешало моему духовному прогрессу. Мясо теперь в прошлом, но на очереди еще пиво, яйца, чеснок… Да что там говорить? Путь к Кришне тяжел. Но игра стоит свеч!

Харе Кришна!

31.10.02

Зульфия Хусаинова

 

 

ВДОХНОВЕНИЕ

* * *

Спросили как-то Махараджа,

о Махараж, а где Ваш дом?

Куда приятно возвращаться,

и уезжать с тоской потом?

 

А что такое дом? Сказал Он,

дом – это там где мы живем,

где чувствуем себя бесстрашно,

куда друзей с собой ведем.

 

Когда я Кришну прославляю

и Прабхупад доволен мной,

то место домом называю

и всех веду туда с собой!

 

Савьясачи дас

 

МОЛИТВА

 

Святое Имя – волшебство и чудо.

Непостижимое, неповторимое.

Никак нельзя понять, постичь

Могущество и власть Твою.

 

Но Ты всегда и всюду рядом,

Мой добрый, самый лучший друг.

Настолько милостивый, милосердный,

Что не замечаешь грязь мою.

 

Как оплатить Тебе за всю любовь,

Что на меня Ты проливаешь?

Ведь нет же ничего внутри –

Ни преданности, ни любви, ни веры.

 

Нет, вера есть, но очень слабая,

То угасает, то пылает с новой силой.

Прости, прости меня за нерешительность,

Я то бегу к Тебе, то отворачиваюсь.

 

А Ты все ждешь, спокойно, терпеливо,

Наказывая справедливо и любя,

Ты зовешь меня в Свой светлый дом,

Свободный от скорби и несчастий.

 

Я постараюсь не разочаровать Тебя,

Приложив свои силы и старанье,

Чтобы занять свои несовершенные чувства

В искреннем служении Тебе.

 

Святое Имя – волшебство и чудо.

Непостижимое, неповторимое.

Никак нельзя понять, постичь

Могущество и власть Твою.

 

Расалика д.д.

 

Hosted by uCoz